Сущность и функции труда, его социальные аспекты
Сущность и функции труда, его социальные аспекты
Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть непременное условие и основа жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.
Труд понимается и как основа существования и самовыражения человека, он определяет его место в социальном устройстве общества. Для человека очень важно добиваться успеха и ощущать результаты своего труда.
Процесс труда- явление сложное и многоаспектное. Основные его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителями и подчиненными). Совместный труд на производстве носит общественный характер. Это сложное явление и процесс, который необходимо изучать, описывать и организовывать, которым следует эффективно руководить.
Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания.
Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т.д., но и появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения.
Функции труда:
1) производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей;
2) обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение природы, обеспечение здоровой социальной среды;
3) формирование и накопление материального и нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники и культуры;
4) развитие самого человека, формирование творческой личности.
Индустриальная социология
Индустриальная социология - прикладная отрасль социальных наук США, Западной Европы, представители которой занимались и занимаются изучением социальной структуры, трудовых отношений людей на предприятиях, фирмах, в трудовых организациях. Основная цель этих изучений - это разработка практических рекомендаций по повышению эффективности труда и производства. Теоретико-методологическим фундаментом индустриальной социологии служат тейлоризм, концепции Э. Мэйо, В. Парето, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и других социологов. Конкретные социальные исследования, которые проводились и проводятся в рамках индустриальной социологии, касаются не только отдельного рабочего места (теория «обогащения труда), но и всей системы научного управления (менеджмент).
То есть.ее предметом являются «индустриальные отношения» - условия и стимулы производственной деятельности, организация производства, экономика и технология труда, взаимоотношения членов различных социальных групп на предприятии, трудовая адаптация, сплоченность трудового коллектива, природа трудовых конфликтов, возможность их мирного урегулирования и т.д.
Индустриальная социология возникла в ковче 20-х – начале 30-х гг. XX в. на основе концепций раннего научного менеджмента, основоположником которого является известный американский инженер-исследователь и организатор производства Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915). Социальные изыскания в промышленности в это время стали исключительно выгодным бизнесом. Наряду с появлением штатных социологов во многих странах (не только в США, но и в Западной Европе) появилось множество консультационных фирм. Большинство консультантов стали давать практические советы по психологии и социологии. Они за определенное вознаграждение пытались вскрыть внутренние пружины сознания, определить поведение групп, отдельных индивидов. Консультанты предлагали целый набор тестов для отбора администраторов и определения функций управленческого персонала, рекомендовали формы связи с клиентами, акционерами, определяли отношение работников к труду, анализировали положение рабочей силы и т.д. В своих рекомендациях консультанты предсказывали будущее (прогнозировали различного рода ситуации), описывали существующую действительность.
Школа социальных систем
Школа социальных систем - это совокупность социологических подходов в менеджменте, рассматривающих организацию как динамичную целевую многофункциональную систему, состоящую из разнородных и взаимосвязанных элементов (подсистем). Базовой подсистемой является социальная организация.
Социальная организация - в широком смысле любые организованные человеческие сообщества или совокупность взаимосвязанных социальных групп, в узком - наименование специфической, собственно социальной подсистемы регуляции поведения, наличие которой и позволяет рассматривать организацию как социальную систему.При рассмотрении административных, прежде всего производственных, организаций С.О. выступает как подсистема в рамках сложных социотехнических систем, компоненты которых имеют различную природу (гетерогенны): технико-технологическую, экономическую и социальную. В этом случае социальная организация рассматривается как социальная подсистема.
Организация как социотехническая система - системная модель, рассматривающая организацию как искусственную, закрытую систему. Организация характеризуется здесь как сложная гетерогенная система, состоящая из двух взаимозависимых подсистем - технико-технологической (техническая организация) и социально-психологической (социальная организация), регулирующих поведение ее участников и выполняющих функцию соединения техники и человеческого компонента.
Организация как открытая система - системная модель организации, в которой ее функционирование, свойства, структура, особенности жизнедеятельности и логика развития зависят от состояния и динамики внешней среды. Организация как открытая система - это организация, активно взаимодействующая с внешней средой; причем это взаимодействие носит нестабильный, изменчивый, реформируемый характер.
Организация как закрытая система - организация, взаимодействия (обмен ресурсами, энергией, продукцией) которой с внешней средой стабильны.
Отличительная черта ШСС: представление об организации как о специфической целевой социальной системе, развивающейся в рамках более широкой социальной системы и выполняющей по отношению к ней определенные социальные функции.
Социальная инженерия - совокупность подходов в прикладных социальных науках, ориентированных:
- на изменение поведения и установок людей;
- на разрешение социальных проблем;
- на адаптацию социальных институтов к изменяющимся условиям;
- на сохранение социальной активности.
ИНЖЕНЕРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — деятельность по проектированию, конструированию, созданию и изменению организационных структур и социальных институтов; комплекс прикладных методов социологии и др. социальных дисциплин, составляющих инструментарий такой деятельности.
Становление социальной инженерии связано с развитием общей теории систем и системного подхода к явлениям разных уровней природной и социальной реальности; принципов проектирования сложных технических систем; “человеческой инженерии”, изучающей влияние особенностей человеческого организма и психики на функционирование технических систем и разрабатывающей схемы взаимодействия в системе “человек—машина”. Социальная инженерия концептуально близка прежде всего понятию технократии, в рамках кото
рого человек выступает как пассивный объект манипуляции. Вопрос о возможности целенаправленного создания заведомо оптимальных социальных структур связан с фундаментальным соотношением стихийного и сознательного начал в функционировании и развитии общества. Лишь немногие социальные институты были спроектированы сознательно, считает К. Потер, давший теоретическое обоснование общих принципов социальной инженерии, в своем же большинстве институты являются непреднамеренным результатом человеческих действий. Общество и историю нельзя спланировать, но планировать отдельные социальные институты можно и нужно, ибо только посредством социальных технологий и социальной инженерии, методом постепенных реформ и демократическим воздействием на экономику можно достичь лучшего мира. Такое планирование и конструирование в рамках частных процессов Поппер называет частичной социальной инженерией. Она направлена на осуществление определенных институциональных преобразований в обществе, но не на преобразование общества в целом. “Точно так же, как главной задачей инженера-физика является проектирование машин, их реконструкция и обслуживание, в задачи “частичного” социального инженера должно входить проектирование новых социальных институтов, их перестройка и управление ими, когда они уже существуют” (Поппер К. Нищета историцизма.— “ВФ”, 1992, № 8, с. 27).
Показатели качества жизни
Качество жизни - это системное понятие, определяемое единством его компонентов: самого человека как биологического и духовного существа, его жизнедеятельности и условий, в которых она протекает. Отсюда следует, что номенклатура показателей качества жизни должна включать как объективные характеристики самого человека (или социума), его жизнедеятельности и условий жизни, так и субъективные оценочные характеристики, отражающие отношение субъекта к реалиям его жизни
При определении качества жизни выделяют два вида индикаторов: объективные и субъективные.
- объективные индикаторы качества жизни: природные и социальные.
- субъективные индикаторы качества жизни: когнитивные (оценки общей удовлетворенности жизнью и оценки удовлетворенности различными сферами жизни) и эмоциональные [ 7, с. 32].
Кроме данных индикаторов выделяют так же несколько показателей, которые можно сгруппировать по ряду признаков.
В зависимости от иерархического уровня:
- макропоказатели: среднедушевое производство ВВП, ВНП или ЧНП; номинальные и реальные доходы населения; демографические показатели; продолжительность рабочей недели; свободное время; уровень инфляции и др.;
- микропоказатели, характеризующие удовлетворение основных потребностей на уровне индивида или семьи.
В зависимости от характера отражения сущности категории «уровень жизни»:
- прямые, характеризующие уровень жизни непосредственно, прямо, например, уровень потребления основных продуктов питания и т.п.;
- косвенные, отражающие уровень жизни опосредованно, косвенно, например, демографические показатели.
В зависимости от характера расчета:
- уровневые (абсолютные значения);
- структурные (составляющие уровневых показателей);
- динамические (относительные, характеризующие изменение уровневых показателей).
В зависимости от группы потребностей, удовлетворение которых характеризует тот или иной показатель. Можно выделить три основные группы потребностей:
- физические потребности;
- духовные (интеллектуальные) потребности;
- социальные потребности [10, с. 27].
Таким образом, выделяют различные показатели и индикаторы, при помощи которых можно подробно охарактеризовать качество жизни.
Рис. 6. Структура социальной организации (СО) трудового коллектива
Экономическое поведение.
Известно, что всякое поведение должно ориентироваться на результат, на количество и качество затраченных человеческих ресурсов. Применяя свои профессиональные способности, индивид постоянно ориентируется на оптимальный баланс между затратами и их компенсацией. Должно существовать устойчивое равновесие в процессе обмена и в процессе производства. В противном случае, при отсутствии компенсации (товарно-денежной, натуральной, экономической, социальной), будет наблюдаться падение интереса ктакого рода деятельности. Можно сформулировать следующие виды экономического поведения: «максимум дохода ценою максимума труда», «гарантированный доход ценою минимума труда», «минимум дохода при минимуме труда» и «максимум дохода при минимуме труда». Существуют различные формы экономического поведения и в сфере распределения и потребления.
Экономическое поведение характеризуется понятием «эффективность». Применительно к производственной и трудовой деятельности эффективность часто определяется как соотношение между затратами и результатом. Данную характеристику можно отнести как к производству, так и к работнику. Под экономической эффективностью труда на рабочем месте обычно понимают производительность труда, затраты рабочего времени, материалов, топлива, электроэнергии и т.д. Социальный эффект, получаемый в результате трудовой деятельности, выражается в характере воспроизводства работника, в сбережении и развитии его физических и духовных сил, накоплении знаний, навыков, умений.
На экономическое поведение в разной степени оказывает влияние ряд факторов: технический (использование новой техники и технологии); организационный; (пути улучшения организации производства и труда), социально-экономический (влияние условий, содержания труда, его нормирования и оплаты), социально-психологический (сюда входят удовлетворенность трудом, морально-психологический климат в коллективе), личностный (образовательный и культурный уровень работника), общественно-политический (солидарность наемных работников, деятельность профсоюза и т.д.).
Важным фактором, детерминирующим экономическое поведение работника, является его отношение к форме собственности (когда работник является полным или частичным собственником средств производства).
Инновационное поведение
Инновации - это произвольные или целенаправленные (чаще всего прогрессивные) изменения, происходящие в организационно-трудовой сфере или косвенно ее затрагивающие. Индивиды и группы определенным образом воспринимают инновационный процесс и инновационную ситуацию, соответствующе реагируя на них, что и определяет саму проблему инновационного поведения.
Категориями, отражающими основные проявления инновационного поведения, являются следующие:
· инновационные настроения (в каждой организации свой индекс инновационных настроений, определяющийся соотношением удовлетворенности и неудовлетворенности системой, готовности и неготовности к ее изменениям);
· культура и антикультура инноваций (она определяется профессией и квалификацией, стилем управления и т.д.);
· инновационная конфликтностъ (инновации часто бывают невыгодны для кого-то, создают определенный психологический барьер и вызывают конфликт);
· социальная инерция (поздняя реакция на ситуацию);
· оптимизм и пессимизм в инновациях (чувство оптимизма часто связано с первым этапом, возникающие трудности снижают это чувство и порождают пессимистические настроения);
· инновационные ожидания (идеальное и реальное часто не совпадают);
· факторы группового действия в инновациях (это влияние внутри- и межгрупповых отношений на инновационные решения);
· мода (инновации часто порождаются модой и не имеют практического обоснования, в данном случае необходимо учитывать элемент целесообразности и нецелесообразности нововведений).
Содержание и структура трудовой адаптации
Понятие «адаптация» заимствовано из биологии и означает приспособление, приноровление к окружающей среде.
Трудовая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором в отличие от биологического и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.
Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к трудовой организации данного предприятия. Трудовая организация, исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и трудовая организация взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация - двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.
Адаптированность человека в конкретной трудовой среде проявляется в его поведении, в показателях трудовой деятельности:
· эффективности труда (его количестве и качестве);
· усвоении социальной информации и ее практической реализации;
· росте всех видов активности (трудовой, общественно-политической, познавательной); удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности (содержанием труда, заработной платой, организацией труда, условиями труда, морально-психологическим климатом в организации, возможностью общеобразовательного и профессионального роста и т.д.).
Трудовая адаптация может быть первичной - при первоначальном вхождении работника в производственную среду и вторичной - при смене рабочего места без смены и со сменой профессии или при существенных изменениях среды. Она имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно-организационной и культурно-бытовой адаптации.
Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Профессиональная адаптация во многом выражается в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, необходимых для качественного выполнения трудовых обязанностей.
Социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации. Это включение работника в систему взаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации работник постепенно получает информацию о трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отдельных членов группы в структуре взаимоотношений, о лидерах группы. Эта информация не усваивается работником пассивно, а соотносится с его прошлым социальным опытом, с его ценностными ориентациями и оценивается им. При соответствии информации прошлому опыту работника, его ориентациям, она оценивается им положительно, работник начинает принимать групповые нормы и постепенно происходит процесс идентификации личности с трудовой организацией. В ходе социально-психологической адаптации работник вступает в реальную жизнь организации, участвует в ней, у него устанавливаются положительные взаимоотношения с коллегами, непосредственным руководителем, администрацией. То есть новый работник вживается в коллектив, осваивает системы ценностей, устанавливает связи и вступает в отношения с остальными членами коллектива и т.д.
Общественно-организационная адаптация - означает освоение новыми членами трудового коллектива организационной структуры организации, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха и т.д.
Культурно-бытовая адаптация - это участие новых членов трудового коллектива в традиционных для данного предприятия мероприятиях вне рабочего времени. Характер этого вида адаптации определяется уровнем культуры производства, развитием его инфраструктуры, общим уровнем развития членов организации. Быстро и безболезненно происходит культурно-бытовая адаптация в тех трудовых организациях, члены которых связаны не только отношениями по работе, но и совместным досугом.
Психофизиологическая адаптация - это процесс освоения человеком совокупности условий труда. В современном производстве морально стареют не только техника и технология, но и санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки. Улучшение санитарно-гигиенических условий труда и быта работников, появление все большего количества удобных и современных квартир, одежды, предметов туалета не может не сказаться на производственной деятельности. Современный работник чутко реагирует на любые изменения субъективно воспринимаемых им санитарно-гигиенических норм комфорта, ритма труда и т.д. Материалы многих исследований свидетельствуют о том, что для рабочих вопросы, связанные с санитарно-гигиеническими нормами комфорта, весьма актуальны.
В процессе адаптации работник проходит следующие стадии:
I. Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения.
II. Стадия приспособления - на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.
III. Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой.
IV. Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации, предприятия, фирмы, акционерного общества, кооператива и т.д.
По характеру идентификации различают три категории работников: безразличные, частично идентифицированные и полностью идентифицированные.
Ядро любой трудовой организации составляют полностью идентифицированные работники. Как правило, это ядро составляют не подхалимы, а наиболее квалифицированные и добросовестные работники. Скорость адаптации зависит от многих факторов. Нормальный срок адаптации для разных категорий работников составляет от одного года до трех лет. Неумение войти в трудовую организацию, адаптироваться в ней вызывает явление производственной и социальной дезорганизации.
Рис. 8. Структура личностного потенциала работника
Исследователи отмечают, что передовым работникам должны быть присущи следующие черты:
1. энергичность;
2. умение управлять своими эмоциями;
3. готовность открыто излагать свое мнение;
4. способность изменять свою точку зрения под воздействием аргументов, но не силы.
Итак, уровень развития личностного потенциала работника, так же как и степень соответствующей ему эффективности труда, зависит не столько от какого-либо одного элемента, сколько от способа их интеграции, внутренней сбалансированности всех элементов, придающих качественно новую силу самой производительной способности работника. Ее формирование осуществляется тем же способом, что и развитие любой интегральной способности личности.
Психофизиологический потенциал работника определяется психофизиологическими и физическими возможностями, в основе которых лежат врожденные (генетические) задатки, которые при благоприятных условиях могут развиваться в способности личности, повысить ее работоспособность.
Трудовой потенциал работника представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной трудовой деятельности.
Наряду с этим важное место занимают образование и опыт, которые также оказывают влияние на уровень и степень адаптации работника. Необходимо с максимальной пользой использовать опыт и знания работника.
34.Понятие «Личностный потенциал»
Базовое понятие «потенциал» происходит от латинского potentia - мощь, сила, возможность. В справочной литературе оно обозначается, во-первых, как источник, возможность, средство, ресурс, запас, который может быть приведен в действие и использован для решения какой-либо задачи и достижения определенной цели. Во-вторых, как возможность отдельного лица, общества, государства, системы, организации в определенной области (военной, научно-технической и других).
Термин "потенциал" был введен в научный оборот 10-15 лет назад. Этимологически он означает "скрытые возможности, мощность, силу". Широкая трактовка смыслового понятия "потенциал" состоит в его рассмотрении как "источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области"[1].
В философии понятие «потенциал» связывается с категориями «возможность» и «действительность», которые, выступая модальными характеристиками бытия, выражают как вероятность, тенденцию становления, так и ставшую реальность.
«Возможность», возникая в рамках «действительности» как одна из ее потенций, презентирует будущее в настоящем и, превращаясь в «действительность», порождает новые возможности -такова диалектика их взаимоперехода . [2]
Потенция - это не действующая возможность, способная стать реальностью в определенных условиях и при определенных ресурсах. Переход возможности в реальность есть процесс актуализации потенции.
Личностный потенциал человека включает, прежде всего, ресурсы личности, данные ему от рождения, а также мировоззрение, мотивацию к самореализации, личностные качества (коммуникативный, эмоциональный, познавательный, творческий потенциал). [3]
Второй его составляющей служит профессиональный потенциал (деловые способности и возможности, а также профессиональные качества - профессиональное мышление, лидерские способности).
Основанием потенциала личности В.А. Спивак считает заложенные потенции, имеющиеся возможности для выполнения различных функций при благоприятных условиях развития способностей. Потенциальные способности - это возможности развития индивида, проявляющие себя перед решением новой задачи (Т.И. Артемьева). Поскольку развитие личности зависит не только от психологических особенностей, но также от социальных условий, в которых могут быть реализованы (или не реализованы) эти потенции, то следует говорить об актуальных способностях, которые реализуются и развиваются в зависимости от требований конкретного вида деятельности.[4]
В научной литературе изучаются различные виды потенциалов личности:
v интеллектуальный (Н.А. Грищенко, Н.А. Кудрявцева);
v нравственный (Н.И. Шевандрин);
v личностно-развивающий (С.Л. Братченко);
v культурный (О.М. Мотков, Е.В. Руденский);
v коммуникативный (Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская); коммуникативно-личностный (В.Н. Куницына);
v культурный (Е.В. Руденский);
v аксиологический (О.И. Полкунова, Л.Д. Столяренко);
v творческий (Л.Г. Вяткин, Е.А. Глуховская, В.И. Загвязинский, Н.В. Зайцева, М.В. Копосова, А.М. Матюшкин, В.Г. Рындак);
v лидерский (В.К. Васильев, Г. Латфуллин, И.В. Дрыгина), управленческий потенциал (Э.А. Смирнов) и другие.[5]
Как считают А.А. Деркач и В.Г. Зазыкин, личностный потенциал «включает в себя не только потенциальное личности (способности, природно-обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов - интеллектуальных, психологических, волевых, что способствует прогрессивному личностному и профессиональному развитию».[6]
Личностный потенциал предстает как интегральная характеристика уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности — как внешних, так и внутренних условий, под которыми понимаются биологические, в частности телесные предпосылки, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические структуры.[7]
В социально-педагогическом контексте потенциал личности, по мнению В.В. Игнатовой, представляет собой сущностную видовую характеристику человека, заключающуюся в совокупности врожденных и приобретенных способностей субъекта относиться к окружающей действительности, которые определяют норму его возможного реагирования на социально-педагогические условия. Потенциал личности имеет объективную направленность в зависимости от потребностей личности и ценностных ориентаций и реализуется (развертывается) в деятельности.
Таким образом, исследуемое понятие потенциал личности описывается в следующих психологических терминах: неактуализированные возможности, задатки, способности, потребности, ценностные ориентации, качества личности, наклонности, скрытые структурированные ресурсы, резервы, творческие импульсы, внутренняя энергия, продуктивные силы, потребности познания самого себя и других.
Кроме этого, потенциал личности связывается с процессами - актуализации, реализации, развертывания, воспроизведения, раскрытия, воплощения, восхождения к самому себе, стремлением «выйти за свои рамки», самосозидания, самовыражения, самоутверждения, самореализации, развития (интерактивного, ролевого, социокультурного), интериоризации.
Причины трудовых конфликтов
Благодаря многим исследованиям причин трудовых конфликтов, появилась возможность их классифицировать с учетом их возможностей и принципов разрешения. В основе любого социального столкновения всегда лежит какая-то причина. Но необходимо различать причину и инцидент, т.е. какой-то случайный факт в отношениях, послуживший поводом для конфликтного поведения. Поводом может быть и умышленно созданная ситуация.
Причины трудовых конфликтов подразделяются на объективные и субъективные. В основе трудового конфликта могут лежать объективные недостатки, слабости, ошибки в организации труда; именно они сталкивают людей, делают конфронтацию между индивидами и группами неизбежной. Объективные причины конфликтов предполагают две ситуации: определенный принцип организации либо должен быть отменен вообще в целях разрешения трудового конфликта, либо просто усовершенствован в деталях, способах реализации и т.д.
Одним словом, существуют своеобразные «антагонистические» и «неантагонистические» организационно-трудовые противоречия (как причины конфликтов). Трудовой конфликт может основываться также на субъективных особенностях и состояниях индивидов и групп. Более того, индивиды и группы иногда привносят в свои организационно-трудовые отношения внешние конфликтные настроения, возникающие за пределами труда.
Объективные и субъективные причины трудовых конфликтов не всегда различимы, иногда между ними нет четких границ. Объективные противоречия в организации труда могут привести к глубоким личностным антипатиям, а личностные антипатии - к искажению организационно-трудовых отношений, усложнению их. Кроме того, существуют причины, которые можно было бы определить как объективно-субъективные. Например, трудовые конфликты возникают из-за того, что отдельные работники или целые трудовые группы недостаточно адаптировались к новым принципам организации труда, недостаточно точно поняли их смысл. Одним словом, трудовой конфликт происходит по поводу, а не вследствие определенной организации труда. Проблема человеческих отношений связана с производством, но главный ее источник - сами работники.
Причины трудовых конфликтов можно рассматривать и более конкретно, исходя из типов противоречий, лежащих в их основе.
Ролевые противоречия.
Конфликтные ситуации в организационно-трудовых отношениях часто создаются людьми (индивидами и группами), играющими ту или иную роль, т.е. происходит ролевой конфликт. У него два аспекта - объективный и субъективный.
Во-первых, объективно существуют разные роли, часто с противоположными целями и разными способами поведения индивидов. Например, рабочие, производители и потребители, занятые основным и вспомогательным трудом, выполняющие разные стадии последовательного труда, экономисты и бухгалтеры и т.д. - все они определенным образом связаны друг с другом. Связи между ними обосновываются на особой ответственности, несовместимости интересов, жесткой контрактности и формальности. Здесь определенные действия одной стороны приносят либо существенный ущерб, либо существенную выгоду другой, что определяет высокую степень вероятности не только взаимоотчужденности, но и борьбы, соперничества. Одна из особенностей конфликтной ситуации на ролевой основе - это установка субъектов на определенные действия.
Во-вторых, противоречивые роли существуют и субъективно. Субъекты организационно-трудовых отношений, выполняющие противоположные задачи и функции, имеют свои взгляды и представления по поводу ролей друг друга. Если «исполнение» своей роли одной стороной не соответствует представлению о данной роли другой стороны, то это несоответствие и приводит к конфликту, т.е. причиной конфликта является нереализация взаимных ролевых ожиданий субъектов.
Сугубо деловые разногласия.
В данном случае конфликт не связан с присвоением, а основывается на разности профессионального мышления, расхождениях во взглядах на то, как нужно организовать работу, как правильно решать проблемы производства, какими должны быть нормы взаимоотношений и т.д. Это своего рода «идейный» конфликт. Обычно трудовые конфликты из-за деловых разногласий не бывают групповыми, массовыми, но носят острый характер.
Лидерство.
Наряду с формальным руководством в организационно-трудовых отношениях всегда проявляются процессы ненормального соперничества, инициативы, доминирования. Самосознание индивидов и групп рождает разного рода личные и профессионально-деловые амбиции, а также амбиции социального превосходства, которые и сталкиваются между собой.
Лидерство и основанный на нем трудовой конфликт могут проявиться не только в сложных, но и в простых видах трудовой деятельности, где выполняются самые примитивные задачи. Любая проблема в совместной трудовой деятельности может умышленно использоваться для борьбы за лидерство.
7. Ненормальные условия труда.
Они очень часто являются раздражителем, приводят к враждебным настроениям среди работников, нетерпимости к любым проблемам. «Скученность» работников в помещении, вынужденная интенсивность контактов, работа на несовременном оборудовании с применением старых технологий - все это является вполне самостоятельной причиной трудовых конфликтов, хотя и не всегда трезво осознается.
Несовместимость.
Под несовместимостью понимают существенные различия в характерах субъектов, которые препятству<