Схема затрат организации и формирования себестоимости продукта деятельности
Для упрощения схемы остатки незавершенного производства и готовой продукции на начало отчетного периода принимаются равными нулю.
М | Счет 20 | Т | Счет 20 | НПР | Счет 25 | |||||||||||||||||
Затраты на продукт (производственные затраты) | Дебетовый оборот счета 20 | |||||||||||||||||||||
НП | Сальдо сч. 20 | Производственная себестоимость | Кредитовый оборот счета. 20 | |||||||||||||||||||
Счет 26 | Административные расходы | |||||||||||||||||||||
Сальдо счета 43 | ГП | Полная себестоимость реализованного продукта | Расходы периода | |||||||||||||||||||
С/счет 90.2 (7, 8) | Счет 44 | Коммерческие расходы | ||||||||||||||||||||
Важнейшей проблемой при формировании себестоимости производимого продукта является распределение накладных расходов. При этом организация может учесть все накладные расходы при формировании общего финансового результата деятельности организации. Тогда распределения расходов между продуктами не потребуется. В таком случае организация калькулирует сокращенную производственную себестоимость (себестоимость по прямым затратам).
Второй проблемой является распределение затрат между отчетными периодами. Организация определяет, какие затраты включить в себестоимость продукции отчетного периода, а какие – оставить в составе незавершенного производства. При этом могут использоваться отраслевые методические рекомендации по формировании себестоимости продукта (по расчету остатков незавершенного производства).
Организация, стремящаяся лишь определить финансовый результат своей деятельности, вполне может ограничиться расчетом сокращенной (неполной) себестоимости.
Но для целей ценообразования, определения конкурентоспособности продукции, для рассмотрения рентабельности видов продукции необходимо вычислять полную себестоимость как производства, так и продаж. В управленческом учете для этих целей организация может распределять между продуктами даже расходы на продажу, не отражая такое распределение на счетах бухгалтерского учета.
Формирование фактической себестоимости
Счет 20 «Основное производство»
Сальдо начальное
Оборот по дебету Оборот по кредиту
(осуществленные затраты) (фактическая себестоимость)
Сальдо конечное
Сальдо начальное + Оборот по дебету = Сальдо конечному + Оборот по кредиту
Всегда известны Сумма известна, но надо разделить
Вторая проблема решается в самом общем случае инвентаризацией незавершенного производства, которая является очень трудоемким процессом. Поэтому каждая организация ищет свои пути сокращения затрат и времени на определение остатков незавершенного производства. При этом используются отраслевые методические рекомендации и методы калькулирования себестоимости, разработанные самой организацией.
Под формированием, то есть калькулированием себестоимости понимается исчисление себестоимости произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Данные калькуляции фактической себестоимости продукции широко используются в управлении производством: для контроля за соблюдением принятой предприятием плановой (нормативной) себестоимости продукции и рентабельности производства, выявления резервов и путей дальнейшего снижения затрат труда и материальных ресурсов.
Методы калькулирования себестоимости могут быть различными. Их можно классифицировать следующим образом.
1. В зависимости от полноты расчета себестоимости (в рамках финансового учета):
a) полная производственная себестоимость (себестоимость, состоящая из прямых и накладных производственных затрат);
b) сокращенная производственная себестоимость (по прямым производственным затратам).
2. В зависимости от целей ценообразования и других управленческих целей (полнота расчета в рамках управленческого учета):
a) полная себестоимость (абсорбционная себестоимость);
b) себестоимость по переменным затратам (direct-cost).
3. В зависимости от применения методов планирования и контроля затрат:
a) фактическая производственная себестоимость;
b) нормативная производственная себестоимость.
4. В зависимости от типа производства:
a) себестоимость, рассчитанная по заказам (позаказная себестоимость);
b) себестоимость, рассчитанная по процессам (попроцессная себестоимость)
Полная себестоимость необходима для возможности корректировки цен на продукт производства в стандартных условиях, т.е. в зависимости от рыночных колебаний цен на продукт.
Себестоимость по методу «директ-костинг» необходима в случаях формирования нестандартной цены. То есть в случаях, когда организация ставит задачей захватить определенный сегмент рынка или удержаться на нем, когда хочет сохранить определенный круг клиентов и при принятии различных управленческих решений.
В России фактическую себестоимость рассчитывает любая фирма, независимо от того, применяет она или нет нормативную себестоимость. Западные методики предполагают расчет только нормативной себестоимости с отнесением отклонений фактических затрат от нормативных прямо на финансовый результат.
Следует отметить, что в первых трех классификациях выбор метода калькулирования определяется исключительно выбором организации, решением руководства и зависит от целей поставленных перед предприятием.
В последнем, четвертом случае применение той или иной методики в первую очередь зависит от типа производства. Определившись с базовой методикой, организация может разработать свой метод расчета себестоимости, включающий любую из известных методик и их комбинации. Здесь большое значение имеет способ определения организацией остатков незавершенного производства и закрепление его в учетной политике предприятия.
Часто в литературе можно встретить большее количество базовых методик. Так, например, выделяют позаказное калькулирование, простое калькулирование, попроцессное калькулирование и попередельное калькулирование. По нашему мнению простое, попроцессное и попередельное калькулирование – разновидности одного и того же метода.
Простоя калькулир применяется
Попередельное калькулирование применяется тогда, когда продукт проходит несколько стадий (переделов) обрботки.
Мы рассмотрим применение базовых методик. Комбинации различных методов – прерогатива организации.
Могут встречаться даже комбинации позак. и попроц., не говоря о комбинациях базовых методик с методами нормативного учета затрат, «директ-костингом» и т.д.
Условия деятельности предприятий различны, следовательно, они требуют для каждой отдельно взятой организации определенного подхода к отнесению издержек производства на себестоимость изготавливаемой продукции. То есть существуют различные способы калькулирования себестоимости.
Например, если на предприятии производится большое количество различной продукции, или оно вовлечено в различные виды деятельности, или производятся уникальные изделия по специальному заказу, то необходимо в процессе работы исчислять себестоимость каждого продукта или вида деятельности в отдельности. В таких случаях используется позаказное калькулирование себестоимости.
Если же предприятие оказывает услуги одного вида, или производит однотипную продукцию, или имеет непрерывный производственный цикл, то необходимо определять среднюю себестоимость для каждой произведенной единицы продукции или оказанной услуги за определенный период времени. В таких случаях используется калькулирование себестоимости по процессам.
В каждом из этих методов может применяться система подразделения затрат на стандартные (нормативные) и нестандартные, то есть отклонения от стандартов. Использование в учете затрат стандартной калькуляции, включающей научно обоснованные нормы затрат материалов, труда и накладных расходов, относящихся к изделию или услуге, и учет разницы между фактической и стандартной (нормативной) себестоимостью получило название нормативного метод (системы нормативного учета затрат – СНУЗ) или метода стандарт-костс.
Кроме того, при использовании обоих методов можно делить затраты на переменные и постоянные. Такое деление применяется в системе директ-костинг, то есть в учете по маржинальной (усеченной) себестоимости. В этом случае для оценки запасов и реализованной продукции используются только прямые расходы, остальные затраты относятся прямо на результаты деятельности. Международные стандарты финансовой отчетности не рекомендуют использование метода директ-костинг для формирования данных Отчета о прибылях и убытках.
Лекция № 9. |