Риски, связанные с конкурентной борьбой на «центральном ринге» (соперничество между конкурирующими продавцами одной отрасли
Как уже отмечалось (рис. 1), рынок пакетированного древесного угля является быстрорастущим. Серьезной конкурентной борьбы на этом рынке не наблюдается. Оценка рисков – незначительны.
8.2.2. Риски, связанные с появлением новых производств в данной отрасли (угроза входа в отрасль новых конкурентов)
Вхождение в отрасль – несложно, не существует никаких дополнительных административных барьеров. Суммы, необходимые для организации производства, закупки сырья и проч., оцениваются в несколько миллионов рублей (относительно невелики), что также упрощает возможность вхождения новых конкурентов.
Однако, на основе имеющейся информации можно сделать вывод о том, что в течение ряда лет (обзор периода 2000-2007 г.г.) ситуация остается без изменений: новых серьезных игроков на рынке не появляется.
Можно лишь выдвигать предположения о природе такого положения вещей: например, о том, что именно такие вложения (порядка 10 миллионов рублей) являются некоей пограничной суммой;
- с одной стороны, сумма достаточно велика, чтобы мелкий предприниматель сумел начать этот вид бизнеса;
- с другой, – сумма недостаточна солидна для серьезных структур.
Возможны и другие объяснения.
Важно, что такое положение сохраняется. Поэтому, оценка рисков, связанных с появлением новых производств – малы.
Риски, связанные с появлением товаров-заменителей (конкуренция со стороны товаров, производимых фирмами других отраслей, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены)
Фактически, сам пакетированный древесный уголь появился в качестве альтернативы дровам; преимущества его – очевидны: в наличии (не надо искать березу, яблоню, дуб на месте пикника и рубить живые деревья; не отсыреет в дождь (в отличие от дров), компактен, упакован и т.д.
Видимых товаров-заменителей в настоящее время нет. Оценка рисков – ничтожны.
Риски, связанные с экономическими возможностями и торговыми способностями поставщиков (возможность навязывания завышенных цен на сырье и материалы; как правило, это связано с монополией на поставляемую продукцию)
Этот вид риска представляется достаточно серьезным, поскольку предложение древесного угля необходимого качества отстает от растущего спроса.
Это может повлечь за собой следующие риски.
Во-первых, сокращение объемов закупок вследствие предпочтения поставщиками других потребителей, предложивших более выгодные условия (например, по транспортной схеме или значительной предоплате); во-вторых, навязывание повышенных цен (рис. 3).
Однако, переоценивать риски, связанные с этой проблемой, нет оснований.
Во-первых, исходя из программы действий настоящего проекта, предполагается закупка сырья у поставщиков в зимний период, когда цены находятся на минимуме, а объемы поставок гарантированы.
Во-вторых, цены поставщиков немедленно отыгрываются производителями пакетированного древесного угля в своих отпускных ценах, хотя, порой и не в полной мере (раздел 2.5.). Способность к компенсации повышения закупочных цен соответствующим увеличением цен розничных будет оценена в следующем разделе. Оценка рисков – малы.
8.2.5. Риски, связанные с экономическими возможностями и торговыми способностями покупателей (требование пониженных цен на выпускаемую предприятием продукцию)
Оценим данные виды рисков.
Товар малоэластичен по цене, поскольку является предметом спроса, связанного с получением эмоций (отдых, шашлыки, выпивка, хорошее времяпрепровождение).
Кроме того, доля 1-2 пакетов угля в общей сумме приготовлений (еда, алкоголь) является весьма незначительной и, поэтому, малозаметной. Оценка данных видов рисков – ничтожны.
Внутренние риски
Говоря о внутренних рисках следует отметить преимущества ООО «Уголь-П» в конкретной отрасли, а именно:
- наличие профессиональной команда менеджеров и специалистов, имеющих опыт организационной работы и эффективных продаж;
- наличие устойчивой клиентской базы, партнерские отношения с имеющимися клиентами;
- партнерские отношения с поставщиками, договоренности о выгодных условиях закупки сырья в «несезон продаж»;
- наличие производственной базы и квалифицированной рабочей силы;
- выгодное месторасположение предприятия по отношению к основному географическому сегменту потребления – г. Москве;
- присутствие московских сетевых компаний – клиентов предприятия – в центральном регионе.
Все эти факторы говорят об уверенной позиции на рынке, хорошей внутренней организации бизнеса.
Слабым местом является тема доставки клиентам. При благоприятном развитии рынка в 2008 г., когда спрос значительно превысит предложение, предпочтительным для Фирмы будет являться самовывоз клиентами готовой продукции; в ином случае, следует особое внимание уделить налаживанию долгосрочных отношений с транспортными компаниями, что позволит Фирме осуществлять отгрузку своим клиентам в оптимальные сроки.
Внутренняя среда – это та среда, на которую легче влиять; которой можно и нужно управлять; которая, при правильном ведении дел, способна достичь и превзойти поставленные цели.
Есть все основания предполагать, что внутренние риски (безусловно, присутствующие всегда и в любой организации) являются невысокими и управляемыми.
Выводы
Финансовые показатели предприятия, опыт работы, квалифицированный персонал, растущий рынок сбыта, наличие сформированного круга потребителей и возможностей по привлечению новых клиентов дают уверенность в своевременной оплате процентов за пользование кредитными средствами и возврате кредитных средств.