Предмет, объект, метод, цели и задачи управленческого учета.
Предметом управленческого учетаявляется деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений в процессе всего цикла управления. Важно отметить, что большинство специалистов управленческого учета в первую очередь определяют предмет управленческого учета именно как коммерческую деятельность, но стоит признать, что основная деятельность некоммерческих организаций применяет все стандартные приемы и методы управленческого учета — бюджетирование, планирование и учет затрат по разным направлениям деятельности (проектам и программам).
Принцип раздельного ведения учета по разным источникам целевого финансирования как раз и требует ведения именно управленческого учета, так как финансовый учет не может дать информацию по отдельным проектам для принятия грамотных управленческих решений и по деятельности, не связанной с предпринимательской, в том числе.
Содержание предмета управленческого учета раскрывают его объекты. К объектамуправленческого учета относятся производственные ресурсы и хозяйственные процессы. Производственные ресурсы обеспечивают целесообразный труд в процессе хозяйственной деятельности предприятия. В состав их входят основные фонды, нематериальные активы, материальные ресурсы.
К хозяйственным процессам относятся следующие виды деятельности:
а) снабженческо-заготовительная — приобретение, хранение, обеспечение материальным и производственным оборудованием, а также маркетинговая деятельность, связанная со снабженческими процессами;
б) производственная — процессы производства продукции в соответствии с технологией производства;
в) финансово-сбытовая — маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции и сбытовые операции (упаковка продукции, транспортирование, реклама и др.);
г) организационная — создание организационной структуры хозяйственного субъекта, формирование функциональных отделов, цехов, участков с функциями планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования, операции координирования действий внутренних исполнителей на выполнение основной цели предприятия.
Метод управленческого учетапредставляет собой совокупность приемов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе предприятия.
Управленческий учет является подсистемой бухгалтерского учета, поэтому методы, применяемые в бухгалтерском учете, совпадают с общепринятыми бухгалтерскими (рис. 1).
Метод бухгалтерского учета— это система способов, обеспечивающая сплошное, непрерывное, взаимосвязанное и объективное отражение, экономическое обобщение и подсчет в денежном выражении объектов бухгалтерского учета для осуществления управления хозяйственной деятельностью.
Документация — эта составляющая метода бухгалтерского учета и состоит в том, что любая запись должна основываться на документе и всякий документ должен найти отражение в бухгалтерском учете. Любая операция должна сопровождаться составлением определенного бухгалтерского документа. Оценка — способ, с помощью которого все операции оцениваются и отражаются в едином денежном измерителе на основе других применяемых измерителей объектов учета ( трудовых, натуральных).
Счета — способ кодирования операции в системе утвержденных счетов бухгалтерского учета.
Баланс — сравнение актива и пассива, наличия средств и источников их образования и т.д.
Инвентаризация — сравнение фактического наличия средств ипрочего имущества с данными бухгалтерского учета.
Калькуляция — определение фактической себестоимости производства щюдукции, выполнения работ, оказания услуг.
В бухгалтерском учете с помощью метода двойной записи каждая хозяйственная операция отражается на двух счетах. Запись на двух счетах называется проводкой.
Проводка показывает содержание операции. Основная функция двойной записи — отразить направление движения средств.
Отчетность — это способ, при котором информация о деятельности организации предоставляется заинтересованному пользователю в регламентированном виде. Основными элементами метода управленческого учетаявляются: документация, инвентаризация, группировка и обобщение, нормирование, бюджетирование, анализ и контроль.
Документация — первичные документы и машинные носители информации, которые гарантируют управленческому учету достаточно полное отражение деятельности организации. Первичный учет является основным источником информации управленческого учета.
Инвентаризация — способ определения фактического состояния, а также отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач и хищений. Инвентаризация устанавливает полноту и достоверность учетной информации.
Группировка и обобщение — способ, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте по определенным признакам. Сгруппированная информация способствует более эффективному использованию для оценки результатов деятельности и принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Нормирование — процесс расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов.
Бюджетирование — непрерывный циклический процесс формирования бюджетов, направленный на приведение в соответствие возможностей организации с условиями рынка.
Бюджет — это количественное выражение плана, инструмент координации и контроля его выполнения.
Анализ — выявляются взаимосвязи между подразделениями и по выполнению плановых заданий — отклонения и причины для принятия соответствующих управленческих решений. Контроль — завершающий этап планирования и анализа, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения от плановых заданий. Специалисты по управленческому учету не могут прийти к единому мнению о том, какие задачи решает данный вид учета: одни считают, что в круг вопросов входит предоставление учетной информации всем потребителям вне рамок государственной системы бухгалтерского учета, т.е. как раз акционерам и кредиторам в том числе; другие, ссылаясь на мировой опыт, разделяют общую систему учета на две подсистемы — внешнюю, финансовую, и внутреннюю, управленческую (производственную, эксплуатационную). Такое деление обусловлено различием в целях и задачах внешней и внутренней бухгалтерии.
В финансовой (внешней) бухгалтерии предприятия создается информация о текущих расходах по основным направлениям этих расходов или доходах фирмы, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, о размерах финансовых инвестиций и доходов от них, состоянии источников финансирования и т.п. Одной из основных задач такой бухгалтерии является достоверность учета финансовых результатов деятельности предприятия, его имущественного и финансового состояния.
Потребителями информации при этом являются в основном внешние по отношению к предприятию пользователи — государственные налоговые органы, биржи, банки, финансовые институты, поставщики и покупатели, потенциальные инвесторы. Финансовая отчетность не представляет собой коммерческой тайны компании: она открыта к публикации и, как правило, заверяется независимой аудиторской организацией. Ведение финансовой бухгалтерии для предприятий и фирм является обязательным.
Что касается управленческой (внутренней) бухгалтерии предприятия, то вопрос о том, создавать ее или нет, решает администрация фирмы. В системе внутреннего учета генерируется прежде всего информация об издержках производства, причем о так называемых экономических, а не бухгалтерских издержках.
К основным задачам управленческого учетаотносят:
1. Учет наличия и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов, предоставление необходимой информации менеджерам всех уровней.
2. Учет затрат и доходов и отклонений по ним от установленных норм, стандартов и смет в целом по организации и по центрам ответственности, по группам изделий и по другим позициям.
3. Исчисление различных показателей фактической себестоимости (полной производственной себестоимости, неполной производственной себестоимости, себестоимости реализованной продукции и т.д.).
4. Контроль и анализ хозяйственной деятельности и структурных подразделений.
5. Прогнозирование будущих событий и принятие управленческих решений.
6. Составление управленческой отчетности.
Информация управленческого учета предприятия обычно представляет собой коммерческую тайну и публикации не подлежит. Администрация фирмы самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность представления внутренней (управленческой) отчетности. Эта учетная система мало регламентируется законодательством.