Предмет, объект, метод, цели и задачи управленческого учета.

Предметом управленческого учетаявляется деятельность орга­низации в целом и ее отдельных структурных подразделений в процессе всего цикла управления. Важно отметить, что большинство специалистов управленческого учета в первую очередь опре­деляют предмет управленческого учета именно как коммерческую деятельность, но стоит признать, что основная деятельность не­коммерческих организаций применяет все стандартные приемы и методы управленческого учета — бюджетирование, планирование и учет затрат по разным направлениям деятельности (проектам и программам).

Принцип раздельного ведения учета по разным источникам целевого финансирования как раз и требует ведения именно управленческого учета, так как финансовый учет не может дать информацию по отдельным проектам для принятия грамотных управленческих решений и по деятельности, не связанной с пред­принимательской, в том числе.

Содержание предмета управленческого учета раскрывают его объекты. К объектамуправленческого учета относятся производственные ресурсы и хозяйственные процессы. Производственные ресурсы обеспечивают целесообразный труд в процессе хозяйственной деятельности предприятия. В состав их входят основные фонды, нематериальные активы, материальные ресурсы.

К хозяйственным процессам относятся следующие виды деятель­ности:

а) снабженческо-заготовительная — приобретение, хранение, обеспечение материальным и производственным оборудованием, а также маркетинговая деятельность, связанная со снабженческими процессами;

б) производственная — процессы производства продукции в соответствии с технологией производства;

в) финансово-сбытовая — маркетинговые исследования и опе­рации по формированию рынка сбыта продукции и сбытовые опе­рации (упаковка продукции, транспортирование, реклама и др.);

г) организационная — создание организационной структуры хо­зяйственного субъекта, формирование функциональных отделов, цехов, участков с функциями планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования, операции координирования действий внутренних исполнителей на выполнение основной цели предприятия.

Метод управленческого учетапредставляет собой совокупность приемов и способов, посредством которых отражаются объек­ты управленческого учета в информационной системе предпри­ятия.

Управленческий учет является подсистемой бухгалтерского учета, поэтому методы, применяемые в бухгалтерском учете, сов­падают с общепринятыми бухгалтерскими (рис. 1).

Метод бухгалтерского учета— это система способов, обеспечи­вающая сплошное, непрерывное, взаимосвязанное и объективное отражение, экономическое обобщение и подсчет в денежном вы­ражении объектов бухгалтерского учета для осуществления управ­ления хозяйственной деятельностью.

Документация — эта составляющая метода бухгалтерского учета и состоит в том, что любая запись должна основываться на доку­менте и всякий документ должен найти отражение в бухгалтерском учете. Любая операция должна сопровождаться составлением оп­ределенного бухгалтерского документа. Оценка — способ, с помощью которого все операции оцени­ваются и отражаются в едином денежном измерителе на основе других применяемых измерителей объектов учета ( трудовых, на­туральных).

Счета — способ кодирования операции в системе утвержденных счетов бухгалтерского учета.

Баланс — сравнение актива и пассива, наличия средств и ис­точников их образования и т.д.

Инвентаризация — сравнение фактического наличия средств ипрочего имущества с данными бухгалтерского учета.

Калькуляция — определение фактической себестоимости про­изводства щюдукции, выполнения работ, оказания услуг.

В бухгалтерском учете с помощью метода двойной записи каж­дая хозяйственная операция отражается на двух счетах. Запись на двух счетах называется проводкой.

Проводка показывает содержание операции. Основная функция двойной записи — отразить направление движения средств.

Отчетность — это способ, при котором информация о деятель­ности организации предоставляется заинтересованному пользова­телю в регламентированном виде. Основными элементами метода управленческого учетаявляются: документация, инвентаризация, группировка и обобщение, нор­мирование, бюджетирование, анализ и контроль.

Документация — первичные документы и машинные носители информации, которые гарантируют управленческому учету доста­точно полное отражение деятельности организации. Первичный учет является основным источником информации управленчес­кого учета.

Инвентаризация — способ определения фактического состоя­ния, а также отклонений от учетных данных, неучтенных ценнос­тей, потерь, недостач и хищений. Инвентаризация устанавливает полноту и достоверность учетной информации.

Группировка и обобщение — способ, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте по определенным признакам. Сгруппированная информация способствует более эффективному использованию для оценки результатов деятель­ности и принятия оперативных и стратегических управленческих решений.

Нормирование — процесс расчета оптимальных норм и норма­тивов, который направлен на обеспечение эффективного исполь­зования всех видов ресурсов.

Бюджетирование — непрерывный циклический процесс фор­мирования бюджетов, направленный на приведение в соответствие возможностей организации с условиями рынка.

Бюджет — это количественное выражение плана, инструмент координации и контроля его выполнения.

Анализ — выявляются взаимосвязи между подразделениями и по выполнению плановых заданий — отклонения и причины для принятия соответствующих управленческих решений. Контроль — завершающий этап планирования и анализа, поз­воляющий вскрывать и устранять возникающие отклонения от плановых заданий. Специалисты по управленческому учету не могут прийти к единому мнению о том, какие задачи решает данный вид учета: одни считают, что в круг вопросов входит предоставление учетной информации всем потребителям вне рамок государственной сис­темы бухгалтерского учета, т.е. как раз акционерам и кредиторам в том числе; другие, ссылаясь на мировой опыт, разделяют общую систему учета на две подсистемы — внешнюю, финансовую, и внутреннюю, управленческую (производственную, эксплуатаци­онную). Такое деление обусловлено различием в целях и задачах внешней и внутренней бухгалтерии.

В финансовой (внешней) бухгалтерии предприятия создается ин­формация о текущих расходах по основным направлениям этих расходов или доходах фирмы, о состоянии дебиторской и кре­диторской задолженности, о размерах финансовых инвестиций и доходов от них, состоянии источников финансирования и т.п. Одной из основных задач такой бухгалтерии является достовер­ность учета финансовых результатов деятельности предприятия, его имущественного и финансового состояния.

Потребителями информации при этом являются в основном внешние по отношению к предприятию пользователи — государ­ственные налоговые органы, биржи, банки, финансовые инсти­туты, поставщики и покупатели, потенциальные инвесторы. Фи­нансовая отчетность не представляет собой коммерческой тайны компании: она открыта к публикации и, как правило, заверяется независимой аудиторской организацией. Ведение финансовой бух­галтерии для предприятий и фирм является обязательным.

Что касается управленческой (внутренней) бухгалтерии предпри­ятия, то вопрос о том, создавать ее или нет, решает администрация фирмы. В системе внутреннего учета генерируется прежде всего информация об издержках производства, причем о так называемых экономических, а не бухгалтерских издержках.

К основным задачам управленческого учетаотносят:

1. Учет наличия и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов, предоставление необходимой информации менеджерам всех уровней.

2. Учет затрат и доходов и отклонений по ним от установленных норм, стандартов и смет в целом по организации и по центрам ответственности, по группам изделий и по другим позициям.

3. Исчисление различных показателей фактической себе­стоимости (полной производственной себестоимости, неполной производственной себестоимости, себестоимости реализованной продукции и т.д.).

4. Контроль и анализ хозяйственной деятельности и структур­ных подразделений.

5. Прогнозирование будущих событий и принятие управлен­ческих решений.

6. Составление управленческой отчетности.

Информация управленческого учета предприятия обычно пред­ставляет собой коммерческую тайну и публикации не подлежит. Администрация фирмы самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность представления внутренней (управленческой) отчетности. Эта учетная система мало регламентируется законо­дательством.

Наши рекомендации