Гос регул-ние занят-ти в РБ.
Включ в себя комплекс законодат, админ, организац, матер и психологичмер.Осн задачи: формир-ниерацстр-ры, повыш эф-тиисп-ниятррес-сов. Принципы: обеспеч реальной занят-ти и содействие мобильности тррес-сов; гос гарантии безраб-ным и рабочим, соцзащита; единонапрвл-сть политики занятости с эк и соц политикой гос-ва, с органами госупр-ния;обеспеч труд мобильности; межреспуб и междунарсотрудн-тво; сочетание меропр-тий местных органов власти с централизмеропр-тиями. К мерам госвозд-вия относятся расширение сфер занятости, сохр-ние раб мест и ввод новых, выплата пособий по безраб-це и т.д. Выделяют актив.(напрвлены на реш проблемы безраб-цы и повышения уровня занят-ти: создание раб мест, обществ работы,субсидирование, льгот налогооблаж-е, кредит-ние и др. в рез-те спрос на раб силу увелич) и пассив. меры (ассигнование на выплату пособий по безраб-це, частич возмещение безработным их потерь в доходах). Госрегулир-ниеосущ-ся по 2ум направл:- регулир-ние уровня и продолж-тибезраб-цы;-соцзащита от нее своих граждан. Фин основой осущ-ния мер по регулир-нию занятости в РБ явл ресурсы Гос фонда содействия занятости. Они использ-ся для выплаты пособий по безр-цы и проведения меропр-тий по содействию занят-ти. В соотв-вии с действ законод-вом все субъекты хоз-ния. В РБ гос политика занят-ти, ее правовое регул-ние выражена в ряде законодатактов:Конституции РБ и Кодеске з-нов о труде РБ, З-н «О занятости населения , «О мерах по соцзащите населения и регулир-ниюоплтр» и др... Проводится актив госполитика содействия самост занятости.
17. Содержание и принципы организации социального партнерства.Соц п-во - сис-ма отнош, присущ рын экономике, возникающих м/у наемн раб-ми и работодат при посреднической роли гос-ва, по согласованию экономич интересов в соц-труд сфере и урегулированию соц-тр конфликтов. Сис-му соц партнерства назыв «трипартизмом», т к в регулиров соц-тр отношений участв 3 стороны: орг-ции, представл интересы наемн раб-ов, объедин работодат и гос-во.
Представительство интер раб-ов мог осущ соотв проф союзы и иные представительн органы раб-ов, действующ на основании актов зак-ва. Не мог осущ – рук-ль орг-ции и его замы.
Представителями интересов нанимателя выступ рук-ль орг-ции или лица, уполномоч учредит док-ми орг-ции или лок-ми нормативн правов актами этих орг-ций. Пред-во инт нанимат на республ, отрасл, территор уровнях осущ соотв объедин нанимателей.
В ТК РБ закрепл осн пр-пы соц п-ва: 1)равноправие сторон; 2)соблюд норм зак-ва; 3)полномочность принятия обязательств; 4)добровольность принятия обязательств; 5)учет реал возможностей принятия реал обязательств; 6)обязательность выполнен договоренностей и ответственность за принятые обязательства; 7)отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности; 8)взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.
18. Формирование социального партнерства в Республике Беларусь.Становл и развит соц п-ва в РБ началось еще при бывшем СССР. Важнейш формой участия раб-ов в управл пр-тия были советы тр кол-ов (СТК), создаваемые из представителей адм и раб-ов. Совет создавался по реш общ собр (конфер) и явл выборным орг промышлен самоуправл, представляющим труд кол-в в период м/у собраниями.
С н 90-хг начался процесс преобразов СТК в правит пр-тия - на арендных, в наблюд совет - на акц и в совет пр-тия - на гос пр-ях. Перечисл органы и органы самоуправл мог создав и существов только тогда, когда трудящ нужд в них. Поэтому советы (правления) не всегда польз поддержкой в кол-ах.
Наиб эф и динам формой участия раб-ов в управл пр-ями явл кол-но-договорное регулиров тр отнош непоср на пр-тиях и в орг-ях. Заключ кол-ых дог-ов предполаг готовность наним и наемных раб-ов разреш возник разногласия путем переговоров, признания 2-мя сторонами достигнутых договоренностей и исполнение их в соотв с сущ зак-ом и иными правов актами. Кол дог и соглаш - это важнейш эл-ты сис-мы соц п-ва, кот нах все более шир применение в респ.
В марте 97г Нац советом по тр и соц вопросам была одобр концепция, с принятием кот была созд теорет база для развертыв практ раб по соверш и развит соц п-ва в РБ.
Важн этапом явилось формир в соотв с Ук Пр РБ от 15.07.95г №287 нац совета по тр и соц вопросам, образов гор, обл, район и отрасл согласительных комиссий, созд респ труд арбитража. С появл этих органов улучш взаимод соц п-ров при провед согласованной пол-ки, заключ кол дог-ов и соглаш, разреш тр споров (конфл-ов). В 98г образ бел конфедер промышленников и предприним. В 89-ти городах и районах функц координац советы профсоюзов, в ряде регионов созд объедин нанимателей. Дог-ное регулир отнош м/у органами гос (хоз) управления и отрасл профсоюзами примен практич во всех отраслях эк-ки. В наст вр провод интенс раб по созд прав и метод базы соц п-ва. Наиб акт в этом плане раб Мин Труда РБ и Фед Профсоюзов Беларуси, отдельн представители республ объедин наним-ей. Именно по иниц этих орг-ций соц п-во получило закрепл в Конст РБ.
19. Источники формирования и направления использования доходов.Дох - совок ден и мат ср-в для поддерж физ, мор, экон и интел сост людей на определ уровне удовл их потребностей. Совок дох - осн пок-ль мат обеспеченности насел, включая все виды ден дох, нат поступл из личного подсобн хоз-ва, использов на личн потребление и ст-ть бесплатн услуг, получ за счет ср-в респ и местн бюджетов, фондов субъектов хоз-ния.
Ден д-ды семьи - сумма ден поступл в виде з/п, пенсий, стип, пособий, предприним дохода, дивид и др до-в от собственности и ср-в от продажи продукции личного подсобного хоз-ва. Располаг д-ды -сумма ср-в, кот семья мож потратить на конечн потребл товаров и услуг без использов сбережений и др источников.
Ист формир д-ов: з/пл, соц выплаты (трансферты), предприним д-ды, %, дивид и др д-ды от собственности, ср-ва от продажи пр-ции личн подсобн хоз-ва, ст-ть нат поступл от личн подсобн хоз-ва, использ в семье.
Направл использ: потребит рас-ды, налоги, сборы, пенсионные отчисления, платежи, добровольные взносы, оплата услуг, накопления, р-ды на приобрет иностр вал, деньги, отослан по переводам.
Дифференциация д-ов насел м б измер 2-мя коэф: - децильный - соотнош д-ов 10% наиб и 10% наим обеспеч насел; - квинтельный - соотнош 20% наиб и 20% наим обеспеч групп насел.
20. Качество и уровень жизни в стране. Концепция развития человеческого потенциала.Уровень жизни нас в стране - это уровень потребл насел, степень удовлетв потребностей, или же уровень чел развития и условия жизнедеят насел.
Кач-во жизни – это субъективн оценка степ удовлетвор мат и дух потребн людей, включ кач-во жизнедеят, кач-во усл прожив, кач-во среды обит, кач-во коммуник обеспеч.
Пок-ли оценки кач-ва и ур-ня ж насел: 1)обобщающие – инд ст-ти жизни, вал нац пр-т в расчете на душу насел. 2)д-ды насел – реал общ д-ды насел; - реал располаг д-ды насел; - совок д-ды насел; - совок д-ды; - личн д-ды; - личн располаг д-ды; - ср д-д и ср з/пл раб-ка; - ср размер реал з/пл; - ср размер пенсий, стип, пособий. 3)потребл и р-ды – общ V потреб насел мат благ и услуг; - ден р-ды насел; потребит расх насел; - потребл насел осн пр-ов пит; - покуп сп-ть з/пл; - покуп сп-ть ср пенсии (стип). 4)ден сбереж – V сбереж насел (в нац и иностр вал); V ден сбереж, приход на душу насел. 5)накопл им-во – ст-ть накопл дом личн им-ва; - налич и хар-ка предметов длит пользов собст насел; - жилищн условия насел. 6)соц дифференц насел – распред насел по размеру среднедушевого совок д-да; - потребл осн пр-ов пит, непродов тов и услуг; - динамика ст-ти факт и норм потребит корзины; - децильн квинтел коэф; - доля квинт групп насел по ур среднедуш д-да в совок д-де об-ва. 7)малообеспеч слои насел - - ур прожит мин или порог бедности; - мин потребит бюджет; - мин размер з/пл, пенсий; - покуп сп-ть мин з/пл, пенсии; - ур бедности; - соц портрет бедности.
Концептуальная сх чел разв строится на осн принципах:
производ-сть тр (люди должны им возможн повыш продуктивность св де-ти и участв в пр-се формир д-да, поэтому экон рост, динамика занятости и опл тр явл составляющими моделей чел развития). Равенство возможностей (ликвид барьеров, связан с расой, полом, местом прожив, ур-ем благосост, кот препятств участию в полит, соц и экон жизни). Устойч развития (отсутств фин, соц, демограф, экол долгов, по кот прид платить буд покол-ям, обеспечение справедлив распредел возможностей разв м/у пок-ями). Расшир возможностей (содейств самостоят-ти, повыш ответств людей за св судьбу, акт уч нас в пр-сах принят реш и повыш роли гражд общ-ва). Общ-ное благополуч (необх-ть в соц ответственных формах развития свободн рын отнош, налич чувства соц сплоченности).