Система показателей социально-экономической статистики.
Система (стат) пок-лей– это сов-ть взаимосвязанных и расположенных в логической последовательности пок-лей, всесторонне хар-щих общ-во, как сложную систему. Система пок-лей включает в себя пок-ли: -населения; -нац богатства и окр среды; -производства и потребления продукции; -финансов; -цен и тарифов; -ур жизни населения; -СНС (макроэкономические пок-ли функционирования современных нац гос-в). Кажд из разделов содержит подсистему: 1.Размер явления или степень распространения. 2.Обяз пок-ли структуры. 3.Пок-ли движения объектов, их воспроизводства. 4.Исп-ние объектов, соц и эк эфф-ти их ф-ция.
8.Направления развития государственной статистики. Офиц. гос. стат. – система орг-ций, отвечающих за сбор соц-х и экон-х данных и их обобщение по опред. территории, за их точность и достоверность. Система гос.стат-ки в России сложилась во 2пол. XIXв. Гл. орган гос.стат-ки явл-ся Госкомстат РФ. В кажд. субъекте РФ имеется региональный комитет по стат-ки. В Госкомстате разр-ся федер.план стат.работ на год и перспективу, методология рассчёта стат.пок-лей, сбора и разработки стат.данных, подводятся итоги работы гос. стат-ки за год. Госкомстат РФ входит в стр-ру федер.органов исполн.власти. Оперетивность и качество стат.работ зависят от развития технологии сбора, передачи, обработки и хранения инф-ции. Все комитеты стат-ки (областные, районные, межрайонные, республиканские) имеют вычислительные центры. Большое значение приобретают локальные вычислит. сети связывают банки данных стат. служб. Научно-исследовательский институт стат-ки Госкомстата РФ и совет научно-методологический совет Госкомстата имеют важное значение в методолог. работе. Методол.работа направлена на внедрение интегрированной системы учёта и стат-ки, соответствующей междунар. стандартам, на разоаботку системы нац.счетов РФ, позволяющей исслед-ть форм-ние экономики и рассчит. важн. макроэк. пок-ли, а также на измерение инфляции и уровня жизни. Эта работа ведётся при участии междунар. стат-х орг-ций и национ.стат. служб развитых стран.
9.Современная орг-ция стат-ки в РФ. Федер. служба гос. стат-ки –проводит и координирует орг-цию стат.работ.(Госкомстат России). Кот имеет террит.подразделения во всех субъектах РФ, межрайонные и р-ные отделы стат-ки. Ежегодно РОССТАТ разрабатывает и согласовывает с прав-ом РФ федер.прогр-му стат.работ (исследований). В программу вкл. регулярно проводимые работы и новые (напр: Всероссийская перепись населения, с/х перепись, экон. перепись). Госкомстат России вкл. управления: -стат.планирования и орг-ции стат.наблюдения; -национал. счетов; -статистики предприятий и структурн. обследований; -стат-ки труда; -переписи населения; -стат-ки уровня жизни; -стат-ки цен и финансов; -стат-ки внутр. и внешней торговли и д.р. Стат.данныео числ.нас-ния, о стр-ре экон-ки, о состоянии рынка труда, уровне цен публикуются в стат.сборниках.(Напр:стат.ежегодник РФ, россия в цифрах). Осн. функции всех стат. органов: - сбор, обработка, анализ и представление данных в удобной для польз-лей форме. Офиц. стат-ка в РФ явл-ся централизованной (Госкомстат), но сущ-ет и ведомственная стат-ка. (Стат-ка Министерств и ведомст), и региональная стат-ка. Пользователями стат. инф. – прежд всег органы власти.
10.Стат наблюдение: сущность и задачи.Стат. набл – первый этап исследования массовых общ. явл-й и важнейшим методом стат-ки. Оно представляет собой планомерную, научно обоснованную работу по сбору данных о состоянии таких явлений путём регистрации значений признаков по ед. стат. сов-тей. Требования:1)Полнота охвата- данные наблюдения не д.б. отрывочными, а охватывать все ед. сов-ти и характеризовать важнейшие их стороны.2)Достоверность- соответствие данных тому, что есть на самом деле.3)Сопоставимость- это возможность обобщать и сравнивать данные. Для этого данные должны собираться в одно и то же время и по одной методике.4)Своевременность- общест. явления очень подвижны, изменчивы не только в пространстве, но и во времени, так что несвоевременное поступление даже достоверных данных не позволяет их использовать для решения неотложных задач.
11. План и программа стат наблюдения. План наблюдения: 1)Программно-методологические вопросы. - Определяется цель, объект и единица наблюдения, разрабатывается инструментарий и программа.2)Организационные вопросы. - Срок и место проведения наблюдения, его критический момент, вид наблюдения (способ сбора информации), подготовка и расстановка кадров, решение финансовых вопросов.Цель набл-я:Цель конкретизируется в зависимости от задач, стоящих перед исследователем. Общцель – обеспечение информацией органов управления.Объект набл –сов-ть явл-й, факторов (напр., сов-ть предприятий). Объекты наблюдения мб первичными и вторичными. Сов-ть обл-й – вторичная, сов-ть предприятий области – первичная.Стат сов-ть м.б общей и частной, разных уровней - внутрихоз сов-ти (машины, товары). Люб сов-ть состоит из элементов, поэт сущ-ет понятие ед. наблюдения – составной элемент объекта, кот явл носителем признаков, подлежащих регистрации.Домохозяйства - 1 чел или неск лиц, проживающих в отдельном жилом помещении или его части, ведущие общее дом хоз-во, объединяя при этом свои доходы и расходы.Признаки делятся на кач-венные и кол-венные, первичн и вторичн. П-ый – регистр-ется непоср в ходе наблюдения. Вт-ый - опр-ся на основе пер-ых.Программа наблюдения - перечень признаков, подлежащих регистрации. Общие правила: 1)Программа д сод-ть существенные признаки. Включение в программу второстепенных признаков затрудняет сбор, обработку и анализ. 2)Необходимо стремиться к доброкачественности данных. 3)В программу следует включать вопросы контрольного характера.3)И нельзя включать вопросы, на которые не могут быть даны объективные ответы.Инструментарий включает инструкции по проведению наблюдений и носители первичной информации. (Формуляры – особым образом разграфленный лист, в котором содержится перечень вопросов программы и свободные места для записи ответов, а иногда шифры или коды ответов для удобства дальнейшей обработки). Вопросы должны быть сформулированы кратко и четко, чтобы избежать различного толкования.Инструкция – совокупность разъяснений и указаний по программе статистического наблюдения. Критич момент – м-т, по состоянию на кот регистрируются факты.
12. Виды статистического наблюдения по охвату единиц и периодичности. Вид наблюдения по охвату ед. совокупности:1)Сплошная- регистрация признаков по всем ед. изучаемой сов-ти (напр. перепись, обязательная отчётность хозяйствующих субъектов, регистрация актов рождения и смерти и т.д) 2)Несплошная- признаки регистрируются только по части ед. сов-ти: а)Выборочное наблюдение- наблюдаются признаки по отдельным единицам. б)Обследование основного массива- изучение основной части сов-ти и проводится в том случае, если это существенно не влияет на точность результатов или когда нет возможности осуществить сплошное наблюдение. Он позволяет сократить затраты труда и средств и при этом получить достаточно точные данные для оценки уровня и тенденций массового явления. в)Анкетное- состоит в рассылке опросных листов группе лиц или организаций, кот заполняют и отсылают их добровольно. г)Монографические- подробное описание отдельных единиц совокупности и учётом многих их качественных характеристик, кот по каким-либо причинам не м.б. включены в общую программу наблюдения. Виды наблюдения по периодичности: 1)Непрерывное наблюдение- факты регистрируются непрерывно (запись актов гражданского состояния). 2) Периодическое – проводится через определенный интервал времени (перепись населения). 3) Единовременное – один раз по мере необходимости.
13.Формы и способы статистического наблюдения. Формы:1)регулярное представление сведений в установленном порядке(отчётность). 2)специально организованное наблюдение(перепись, единовременный учёт). Отчётность- по опр. Ед. стат. Сов-ти органы госстатистики, налоговые органы и ряд других организаций получают в регулярном порядке сведения по за ранее установленным формам. Виды отчётности: а)общая(унифицирована для всех типов предприятий и организаций). б) специализированная. По срокам предоставления: а)оперативная б)годовая. По способу предоставления отчётов: а)электронная б)почтовая. Перепись- стат. наблюдение, кот проводится одновременно по всей стране или другой территории по единой программе и методике. Принципы переписи: 1)полный охват всех единиц. 2)заранее подготовка программы. 3)периодичность. 4)сохраннее инфы переписи за разные периоды. 5)единый момент регистрации данных. 6)квалифицированные работники. 7)специальный контроль переписи, централизованная организация проведения переписи. Единовременный учёт- разновидность стат. наблюдения. Кот проводится время от времени, чтобы собрать инфу, необходимую для решения крупномасштабных управленческих задач(учёт остатков товаров, запасов зерна). Способы статистического наблюдения: 1)Непосредственное наблюдение- осмотр ед. сов-ти(машин, помещений, животных) и измерение или подсчёта их признаков. 2)Документальный способ- регистрация признаков осущ на основе документов первичного или бухучёта, а так же по опубликованным данным. 3)Опрос- необходимые сведения предоставляют опрашиваемые лица, он может проводиться двумя способами: а)экспедиционный- опрос проводят специально подготовленные счётчики или интервьюеры. б)корреспондентом- опрашиваемы сами заполняют документы с вопросами программы наблюдения и высылают их органам стат-ки. 4)Экспериментальный-примен научн и научн-производств органами (испытание новых сортов растений, проверка эф-ти удобрений и др.)
14. Ошибки стат наблюдения, способы их устранения.Полнота охвата единиц- для этого состав обследованных ед. сопоставляется с данными предыдущих или аналогичных наблюдений, а так же со списком единиц, имевшихся до начала исследования. Полнота заполнения формуляров- наличие пропусков в ответах на вопросы программы: а)логический контроль- проверяется соответствие ответа поставленному вопросу, заранее установленным правилам и соотношениям, согласованность ответов между собой, их непротиворечивость. б)арифметический контроль- призван обеспечить, чтобы сумма частных показателей не превышала общего итога или равнялась ему, чтобы часть не была больше целого, а относительные показатели правильно рассчитаны как соотношение включенных в программу наблюдения абсолютных величин. Ошибка регистрации- касаются значения регистрируемых признаков, они могут возникнуть из-за описок, округлений, оговорок, неправильной работы приборов. Эти ошибками бывают случайными и систематическими: Случайные- обычно не имеют видимых причин и опр. направленности, они м.б как преувеличивать, так и преуменьшать значения признаков. Систематические- имеют опр. направленность, величина отдельных признаков при этом систематически завышается или занижается, что приводит к искажению сводных показателей: а)Непреднамеренные- систематические ошибки возникают из-за неточных формулировок или неверного понимания вопросов программы. б) Преднамеренные- систематические ошибки, вызванные сознательным стремлением лиц, предоставляющих сведения, увеличить или уменьшить значения тех или иных признаков с корыстными целями(скрыть доходы от налогообложения).