Статистика продукции в натуральном выражении
Существуют несколько видов учёта продукции: в натуральных (физических) единицах измерения, условно-натуральных единицах измерения и денежном (стоимостном) выражении.
Основным видом учёта продукции является натуральный. Его сущность заключается в подсчёте произведённой продукции в физических единицах измерения (т, кг, л, м, м2 и т.д.). Натуральный вид учёта продукции необходим:
1) для организации исчисления объёма продукции в условно-натуральном и стоимостном выражении;
2) для исчисления показателей производства продукции на душу населения, одного работника данной отрасли или предприятия и т.д.
Преимущества натурального вида учёта продукции заключаются в следующем:
1) простота учёта (объём произведенной продукции определяется весом, мерой, числом и т.д.);
2) наглядность учёта;
3) продукция не обезличивается: подсчёт и учёт продукции производится по каждому её виду.
Недостатками натурального вида учёта продукции являются:
1. Натуральный учёт продукции исчерпывается пределами отчётной номенклатуры. Отчётная номенклатура устанавливается по производству важнейших видов продукции по предприятию. Она представляет собой перечень тех продуктов, который строго обязателен для учёта в натуральном выражении. В отчётной номенклатуре указывается единица измерения для каждого изделия. В ряде случаев изделие может иметь несколько единиц измерения (трубы – в тоннах и метрах, электромоторы – в шт. и кВт и т.д.).
2. Натуральный метод учёта не даёт возможности подсчитать итоговый показатель объёма произведённой продукции, т.к. при этом не включаются незавершённое производство, работы производственного характера и частично полуфабрикаты.
3. Натуральный учёт продукции не учитывает продукцию предприятий с длительным производственным циклом.
4. При этом виде учёта нельзя определить общие затраты на производство всей продукции.
Статистика продукции в условно-натуральном выражении
Условно-натуральный учёт продукции – это разновидность натурального учёта, его дополнение и развитие. Он необходим для устранения некоторых недостатков натурального метода учёта и для получения итоговых показателей объёма производства.
Сущность условно-натурального учёта продукции заключается в следующем: один из видов однородной продукции принимается за условную единицу, а другие переводятся в условные единицы путём перемножения их количества в натуральном выражении на переводные коэффициенты.
В основу построения переводных коэффициентов положены следующие признаки:
1) основное потребительское свойство продукции (мыло – 40% жирности, грузовые автомобили – 4-х тонные и т.д.);
2) средние затраты труда на единицу продукции;
3) физический вес продукции (всевозможное литьё);
4) мощность (электромоторы, электролампы, тракторы и т.д.) и другие признаки.
Виды цен
Существуют различные классификации, группировки цен. Остановимся на одной из них[6]. В практике учёта и технико-экономических расчётах используют следующие виды цен: фактические и сопоставимые.
1. Фактически действовавшие в данном периоде цены, которые, в свою очередь, могут быть: а) договорными (свободными); б) лимитированными и в) фиксированными.
Договорные цены – это цены, установленные на основе прямого соглашения между продавцом и потребителем без каких-либо ограничений.
Лимитированные – такие цены, которые продавец и потребитель устанавливают по соглашению не выше определённого предела (такая мера применяется государством по отношению к монополистам, занимающим на рынке товара данного вида доминирующее положение).
Фиксированные цены устанавливает государство или иной уполномоченный орган, контролирующей ценообразование, на некоторые виды продукции, товаров и услуг (например, на некоторые виды продовольственных товаров, медикаментов, услуг и т.д.).
В процессе товародвижения продукции от производителя к потребителю могут быть задействованы коммерческие структуры предприятий торговли. В наиболее общем виде схему товародвижения можно представить следующим образом:
Согласно схеме товародвижения необходимо различать оптовые цены производителя (оптовые цены предприятия-производителя), цены оптовой торговли и розничные цены.
Цены оптовой торговли включают кроме оптовых цен предприятия-производителя транспортные расходы и торговые наценки в пользу коммерческой организации, осуществляющей оптовую продажу товаров.
Розничные цены – это такие, по которым организации розничной торговли и продавцы на свободном рынке реализуют товары конечному потребителю (населению, предприятиям, организациям, учреждениям).
Практика налогообложения требует выделения в платёжно-расчётных документах кроме цен производителя (продавца) налоги на добавленную стоимость, акцизы и другие косвенные налоги, в частности экспортно-импортной пошлины.
2. Сопоставимые цены необходимы для изучения динамики экономических показателей продукции, производительности труда, рентабельности и т.д. В качестве сопоставимых могут быть использованы либо цены какого-либо одного периода, либо цены базисного или отчётного периодов. Сопоставимые цены позволяют устранить (элиминировать) влияние инфляции цен на объём продукции.