Статистика продукции в денежном выражении

Стоимостный учёт продукции является универсальным методом. Он позволяет получить итоговые показатели продукции, полностью отражающие результаты производственной деятельности цеха, предприятия и т.д. Стоимостный учёт продукции необходим для исчисления общего объёма продукции самых различных видов. На его основе статистика разработала систему итоговых стоимостных показателей продукции предприятий:

1) валовой оборот;

2) валовая продукция;

3) товарная продукция;

4) отгруженная продукция;

5) реализованная продукция;

6) чистая продукция;

7) валовой выпуск;

8) валовая и чистая добавленная стоимость.

Последовательно рассмотрим методику расчета этих стоимостных показателей продукции предприятия.

Валовой оборот исчисляется в промышленности с 1925 г. В настоящее время его необходимость обусловлена тем, что валовой оборот:

1) используется как расчётный показатель для исчисления валовой продукции;

2) имеет самостоятельное значение, т.е. он характеризует объём работы всех производственных цехов предприятия.

Валовом оборотом называется суммарный итог продукции, выработанной всеми производственными цехами предприятия, независимо от дальнейшего ее распределения, т.е. отпущена ли она на сторону или пошла на дальнейшую переработку на предприятии. Валовой оборот имеет недостаток – это наличие повторного счёта, поэтому он не может служить итоговым показателем объёма продукции.

Величина валового оборота зависит также от организационной структуры предприятия. Чем больше последовательных цехов проходит предмет труда на данном предприятии, тем больше будет величина валового оборота.

Пример.Предприятие состоит из трех цехов, и готовые изделия в процессе производства проходят три стадии (см. схему 7.1):

 
  Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru

Схема 7.1. Стадии производства предприятием готовых изделий

Стоимость сырья - 500 тыс. руб, а стоимость, добавленная в каждом цехе обработкой, - по 100 тыс. руб. Расчет валового оборота предприятия представим в табл. 7.1.

Таблица 7.1.

К расчету валового оборота и валовой продукции предприятия, тыс. руб

Виды продукции по степени готовности Стоимость Итого
сырья добавленная обработкой
цех № 1 цех № 2 цех № 3
ПФ1 - -
ПФ2 -
ГИ
Итого 1 500 2 100

Суммарный итог деятельности трех цехов предприятия - валовой оборот (ВО) равен 2 100 тыс. руб. Он включает полуфабрикаты первого вида (ПФ1), полуфабрикаты второго вида (ПФ2) и готовые изделия (ГИ), т.е. имеет место повторный счет: в валовой оборот стоимость сырья включена три раза, стоимость полуфабрикатов первого вида - три раза, второго вида - два раза.

Валовая продукция − это конечный результат производственной деятельности. Величина валовой продукции не зависит от организационной структуры предприятия и может быть вычислена несколькими методами, например:

1) по заводскому методу;

2) методом подсчета составных элементов валовой продукции.

Для исчисления валовой продукции предприятия (ВП) по заводскому методу необходимо из валового оборота (ВО) исключить внутризаводской оборот (Взав.О), т.е. стоимость произведённой и переработанной на этом же предприятии продукции:

ВП.=ВО - Взав.О.  

Пример.По данным предыдущего примера внутризаводской оборот (Взав.О) представляет собой стоимость полуфабрикатов, произведенных в первых двух цехах, т.к. эти полуфабрикаты направлены на переработку в цех № 3 для производства готовой продукции. Таким образом:

Взав.О = 600 + 700 = 1 300 тыс. руб;

ВП = ВО - Взав.О = 2 100 – 1 300 = 800 тыс. руб.

Величина валовой продукции методом подсчета составных элементов валовой продукции определяется путём сложения стоимости всех составных элементов, включаемых в состав валовой продукции. Валовая продукция по элементам продукции равна сумме стоимости: готовых изделий (ГИ), полуфабрикатов своего производства (как разность между стоимостью произведенных и потребленных в этом же периоде полуфабрикатов), работ производственного характера на сторону (Р) и разности стоимости незавершённого производства на конец и начало отчётного периода (НП1 - НП0)[7], т.е.:

ВП = ГИ + (Пфпроизв. - Пфпотр.) + Р + (НП1 - НП0),  

где Пфпроизв. и Пфпотр. - стоимость полуфабрикатов своего производства соответст-

венно произведенных и потребленных в отчетном периоде.

Пример. В вышеприведенном примере величина валовой продукции составит: ВП .= 800 тыс. руб, т.к. изменения остатков стоимости произведенных и потребленных полуфабрикатов (Пфпроизв. - Пфпотр.) и остатков стоимости незавершённого производства на конец и начало отчётного периода (НП1 - НП0) равны нулю.

Товарная продукция. Под товарной продукцией понимается та часть валовой продукции, которая подготовлена в данном периоде к отпуску за пределы основной деятельности. В состав товарной продукции предприятия включаются стоимости: готовых изделий, предназначенных к отпуску; полуфабрикатов и работ производственного характера, отпущенных (выполненных) за пределы основной деятельности предприятия.

В отличие от валовой продукции в состав товарной продукции не включаются: изменения остатков незавершённого производства; полуфабрикаты, специальные инструменты и приспособления, предназначенные для пополнения запасов.

Валовая продукция показывает, на какую сумму было произведено продукции, законченной и незаконченной производством. Товарная продукция – на какую сумму было в отчётном периоде изготовлено продукции для реализации. В этой связи в валовую продукцию изделия из сырья заказчика включают по полной цене, а в товарную – за исключением стоимости сырья и материала заказчика (так называемое, давальческое сырье).

Следовательно, валовую продукцию можно определить на основе товарной продукции (и наоборот):

Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru

Объем товарной продукции на основе валовой продукции составит:

Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru

Готовая продукции. Для машиностроительных предприятий с длительным циклом производства самостоятельное значение имеет показатель готовой продукции. Готовая продукция предприятия – это стоимость полностью законченных в отчётном периоде готовых изделий и отпущенных за пределы производства полуфабрикатов. В отличие от товарной продукции в состав готовой продукции не включается стоимость работ производственного характера:

Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru

Отгруженная продукция характеризует в денежном выражении объём продукции, переданной в отчётном периоде транспортной организации для доставки заказчику, независимо от того произведена ли она в этом или в предыдущих периодах. Величина этого показателя равна:

Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru  

где Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru – стоимость товарной продукции;

Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru – изменение остатков готовой продукции на складе

предприятия-изготовителя.

Реализованная продукция. Реализованной продукцией называется часть товарной продукции предприятий и объединений, которая отгружена потребителю и полностью им оплачена. Денежные средства за неё поступили на расчётный счёт или в кассу предприятия-изготовителя.

В отличие от товарной продукции, которая произведена и подготовлена для вступления в народно-хозяйственный оборот, реализованная продукция уже вступила в народно-хозяйственный оборот, т.е. получила своё признание.

В реализованную продукцию входят те же элементы продукции, что и в товарную: готовые изделия, полуфабрикаты собственной выработки и работы промышленного характера на сторону. Из этого следует, что реализованная и товарная продукция по составу совпадают. Однако имеются различия по объёму этих показателей продукции. Эти различия заключаются в следующем:

1) в отчётном периоде (в основном, за месяц) реализуется также и часть товарной продукции, произведённой в предыдущем периоде;

2) часть товарной продукции, произведённой в отчётном периоде, возможно, будет реализована в будущих периодах.

Арифметически различия между объемами реализованной (РП) и товарной (ТП) продукции можно записать следующим образом:

Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru  

где Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru – стоимость изменения остатков нереализованной товарной продукции,

находящихся: на складе, в пути, на ответственном хранении

у покупателей.

Моментом реализации продукции считается поступление денежных средств на расчётный счёт или в кассу предприятия-изготовителя. Продукция может быть реализована также для обеспечения собственных нужд предприятия. Что является моментом реализации в этом случае? Если продукция реализована для обеспечения собственных нужд предприятия (например, стоимость модернизации, капитального и приравненного к нему среднего ремонта, а также других работ производственного характера, выполненных для непроизводственных подразделений предприятия, находящихся на его балансе), то моментом её реализации является отражение на бухгалтерском счёте 90 “Продажи”. Аналогично учитывается продукция при передаче ее в счет выплаты заработной платы работникам предприятия.

Пример.Предприятие за отчетный период изготовило готовых изделий из своего материала на 500 тыс. руб, из материала заказчика на 440 тыс. руб.

Отгружено покупателям и заказчикам готовых изделий на сумму 1 120 тыс. руб.

Стоимость готовых изделий, оплаченная покупателями и заказчиками, составила 1 285 тыс. руб.

За отчетный период предприятием были выполнены и оплачены заказчиками работы производственного характера на сторону в размере 125 тыс. руб.

Стоимость полуфабрикатов, специальных инструментов и приспособлений, предназначенных и направленных на пополнение запасов, составила 120 тыс. руб.

Остатки готовой продукции на складе предприятия (тыс. руб):

на начало отчетного периода
на конец отчетного периода

Остатки незавершённого производства (тыс. руб):

на начало отчетного периода
на конец отчетного периода

ОПРЕДЕЛИТЕ показатели продукции предприятия за отчетный период:

1) валовую продукцию;

2) товарную продукцию;

3) готовую продукцию;

4) отгруженную продукцию;

5) реализованную продукцию.

Решение.

1) объем валовой продукции составит:

Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru

2) определим объем товарной продукции двумя способами:

· путём сложения стоимости всех составных элементов:

Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru

· на основе валовой продукции:

Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru

Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru

Оба способа исчисления товарной продукции дают одинаковые результаты.

3) вычислим объем готовой продукции:

Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru

4) определим объем отгруженной продукции двумя способами:

· на основе товарной продукции:

Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru

· путём сложения стоимости всех составных элементов продукции:

Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru

5) вычислим объем реализованной продукции:

Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru

Таким образом, предприятием в отчетном периоде произведено товарной продукции в объеме 1 065 тыс. руб, а отгружено покупателям и заказчикам 1 245 тыс. руб.

Расхождение между этими показателями продукции составляет 180 тыс. руб (1 245 - 1 065), т.е. отгружено продукции больше, чем произведено для продажи. Это расхождение объясняется тем, что в отчетном периоде отгружена также та часть товарной продукции в объеме 180 тыс. руб (370 - 550), которая произведена предприятием в предшествующие периоды. Следовательно, произошло уменьшение готовой продукции на складе предприятия.

Также наблюдается расхождение между отгруженной и реализованной продукцией предприятия. Так, в отчетном периоде отгружено предприятие продукции в объеме 1 245 тыс. руб, а реализовано 1 410 тыс. руб.

В этой связи, можно предположить, что в отчетном периоде покупателями и заказчиками оплачена не только отгруженная продукция в этом же периоде (1 245 тыс. руб), но и часть отгруженной им продукции в предшествующие периоды 165 тыс. руб (1 410 – 1 245).

Итак, в отчетном периоде соотношение между показателями продукции предприятия представлено следующим образом:

Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru

Чистая продукция (ЧП) является одним из стоимостных показателей объёма производства. Она характеризует вновь созданную стоимость предприятием. Для её расчёта необходимо из валовой продукции предприятия по текущим ценам вычесть стоимость потреблённых в отчётном периоде материальных производственных затрат (МЗ), включая амортизацию основных фондов:

Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru

Валовой выпуск.В соответствие с принципами СНС в статистическую практику внедряются показатели «выпуска товаров и услуг» − «валовой выпуск» и «добавленная стоимость». Валовой выпуск (ВВ) в отчетном периоде может быть вычислен по следующей формуле:

ВВ = РП + Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru

где РП - стоимость реализованной в отчетном периоде продукции;

Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru - прирост в отчетном периоде запасов готовой продукции, но не

реализованной продукции, включая прирост незавершенного производства,

полуфабрикатов и инструмента собственной выработки.

Валовая добавленная стоимость. Для оценки конечных результатов производственной деятельности в промышленности, как и в других отраслях экономики, используют показатель "добавленная стоимость", который вычисляется как на валовой, так и на чистой основе. Валовая добавленная стоимость характеризует стоимость конечных товаров и услуг и определяется как разница между валовым выпуском и промежуточным потреблением (ПП):

Статистика продукции в денежном выражении - student2.ru

Промежуточное потребление представляет собой стоимость потребленных товаров (за исключением потребления основного капитала) и потребленных рыночных услуг в течение данного периода с целью производства других товаров и услуг. Например, сюда входит сырье и материалы, воплощенные в продукте, топливо и энергия всех видов, оплата услуг транспорта, связи, арендные платежи за здания, машины и оборудование, плата за рекламу, за юридические и коммунальные услуги и т.д.

Чистая добавленная стоимость (ЧДС) вычисляется по следующей формуле:

ЧДС = ВДС – Величина потребления основного капитала (амортизация).

Наши рекомендации