Генеральный бюджет организации и его структура

Для различных целей разрабатываются различные типы бюджетов. Генеральный бюджет (план прибыли и убытков) - это группа взаимосвязанных частных бюджетов, охватывающий все виды деятельности предприятия на определенный период. Он объединяет вопросы снабжения, производства, сбыта, финансирования. Все типы бюджетов условно делят на три группы - бюджет продаж, операционные бюджеты и проекты финансовой отчетности.

Составные элементы генерального бюджета:

1. Основные бюджеты:

-доходов и расходов;

-движения денежных средств;

-расчетный баланс.

2. Операционные бюджеты:

-объем продаж;

-запасов готовой продукции;

-производственный бюджет:

а) бюджет производства;

б) бюджет материальных затрат;

в) бюджет прямых затрат труда;

г) бюджет прямых операционных затрат;

д) бюджет накладных (общепроизводственных) расходов;

-управленческих расходов;

-коммерческих расходов.

3. Вспомогательные бюджеты:

-план капитальных (первоначальных) затрат;

-кредитный (инвестиционный) план.

Процесс разработки генерального бюджета годится для одного вида деятельности. Для предприятия, имеющего несколько видов бизнеса (без права юридического лица), составляется сводный, или обобщенный, основной бюджет, суть которого сводится к механическому суммированию одноименных статей в трех основных документах: доходов и расходов, движения денежных средств и прогнозного баланса.

Консолидированный бюджет необходимо составлять корпорациям, в структуре которых имеются материнские и дочерние предприятия, имеющие статус юридических лиц. Консолидированный бюджет не есть механическое суммирование одноименных статей бюджетов отдельных юридических лиц. В этом документе не отражаются сделки между членами корпорации, он включает только доходы и расходы, активы и обязательства, возникающие с третьими лицами. До сих пор в российской практике эти понятия смешиваются. Для четкого разделения их сущности необходимо внести изменения в нормативные документы Министерства финансов РФ по представлению сводной и консолидированной отчетности. Таким образом, предлагаемая концепция финансового планирования на предприятиях и в корпорациях основана на следующих принципах. Необходим единый методологический подход в финансовом планировании, основанный на идее развития рыночных отношений. Главной целью финансового планирования должна стать идея стратегического, а не долгосрочного управления. В рамках стратегического управления финансовое планирование должно включать последовательность документов: стратегический план (система целей), финансовые политики (программы) и основной бюджет (тактические планы). За основу принять встречное планирование: сверху вниз и снизу вверх. Нормативными документами четко разделить понятия сводный, или обобщенный, бюджет для предприятия и консолидированный бюджет для корпораций.

В зависимости от поставленных управленческих задач различают генеральный и частные (операционные, или функциональные), гибкие и статические бюджеты. Цель генерального бюджета, охватывающего деятельность организации в целом, - интегрировать частные (операционные) бюджеты. Эта задача решается путем составления финансовых бюджетов. Таким образом, генеральный бюджет любой организации (независимо от ее отраслевой принадлежности) имеет одинаковую структуру: он состоит из операционного и финансового бюджетов. Содержание этих элементов (особенно операционного бюджета), напротив, во многом зависит от вида деятельности организации.

Первый вариант генерального бюджета редко оказывается окончательным. Если в результате составления бюджета выявятся проблемы, вызванные принятием того или иного курса действий, бюджетный цикл начинается заново. Так, может быть изменена кредитная политика организации в отношении покупателей: введены скидки за быструю оплату счетов или изменены условия предоставления отсрочки платежей. После корректировки планов действий предприятия в целом и его отдельных подразделений вносятся изменения в генеральный бюджет и вновь анализируется влияние планов предприятия на его будущее финансовое состояние. Для проведения такого анализа используются математические методы финансового планирования.

Как отмечалось ранее, цель генерального бюджета - объединить и суммировать частные бюджеты различных подразделений (центров финансовой ответственности) предприятия во взаимоувязке основных показателей. Генеральный бюджет промышленного предприятия рекомендуется составлять в виде совокупности двух частей:

-операционного бюджета, включающего план прибылей и убытков, который детализируется через частные бюджеты, отражающие статьи доходов и расходов предприятия;

-финансового бюджета, включающего инвестиционный бюджет, бюджет денежных средств и прогнозируемый баланс.

Наши рекомендации