Территориальная организация муниципальной экономики.

Правовые основы муниципальной экономики. Основные положения ФЗ-131

Основные нормативно-правовые акты: Конституция РФ, ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления», Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс РФ, ФЗ « о финансовых основах местного самоуправления»

ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления» относят задачи:

-принятие и изменение уставов в муницип. Образовании, контроль за их соблюдением.

-владение, пользование и распоряжение муницип. Собственности

-местные финансы, формир., утверждение, исполнение местного бюджета; установление местнх налогов и сборов; решение финансовых вопросов местного значения.

- компл. соц.-эк. развит.муниц. Образ

Органы местного самоуправления как ключевой субъект муниципальнойэкономики.

Правовые основы ОМС. Порядок формирования органов МСУ

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

  • Европейская хартия местного самоуправления,
  • Конституция Российской Федерации,
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.

Теория пространственной организации городов (почему появляются города?)

Муниципальные финансы: понятие и структура.

Муниципальные финансы - форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.

Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающих на территории муниципального образования.

К доходам местного бюджета относятся:

  • доходы от местных налогов и сборов
  • отчисления в местный бюджет от некоторых региональных налогов и сборов
  • отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
  • штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
  • добровольные пожертвования
  • иные законные поступления.

Экономическую основу неналоговых доходов муниципальных образований составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений

Муниципальные финансы предполагают возможность осуществлять заимствования, в т.ч. путем выпуска муниципальных облигаций

Территориальная организация муниципальной экономики.

Территориальная организация — один из самых сложных вопросов формирования системы местного самоуправления в России. Выбор оптимальных размеров территории, на которой должно осуществляться местное самоуправление, зависит от многих разнонаправленных факторов. Порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, а также установления и изменения их границ определяется законодательством РФ с учетом мнения населения.

Принципы формирования территории муниципального образования.

При установлении размеров территории каждого конкретного муниципального образования необходимо учитывать две противоположных тенденции.Первая — приближение местной власти к населению. Определяющим фактором является наличие местного сообщества, в интересах которого и осуществляется местное самоуправление. Интересы местного сообщества диктуют следующие принципы территориальной организации местного самоуправления.

1. Принцип эффективности самоорганизации, основанный на осознаниинаселением общих интересов и участии в их реализации. Эффект самоорганизации снижается с увеличением размеров территории и удалением местной власти от населения.

2. Принцип подконтрольности органов и должностных лиц местного самоуправления населению, требующий максимально возможной ограниченноститерритории, что позволяет населению оперативно реагировать на действия местной власти.

3. Принцип доступности органов местного самоуправления для граждан втечение короткого времени. Выполнение этого условия определяется развитостью транспортной инфраструктуры.

Вторая тенденция — укрупнение самоуправляемых единиц, обеспечивающее на территории муниципального образования необходимый экономическийпотенциал, развитую инженерную и социальную инфраструктуру. Последняянеобходима для эффективного решения вопросов местного значения и оказанияуслуг населению.

Действие отмеченных противоположных тенденций предопределяет целесообразность муниципальных образований разных типов, решающих разныевопросы местногозначения.

В мировой практике сложились различные подходы к территориальной организации местного самоуправления.

1. Поселенческий подход основан на приоритете приближения органов местного самоуправления к населению. Муниципальными образованиями приэтом являются все города, поселки, крупные сельские поселения и сельсоветы(волости, сельские округа), объединяющие малые поселения.

2. Экономический исходит из того, что критерием для создания муниципального образования служит уровень экономического развития, наличие развитой инженерной и социальной инфраструктуры, что позволяет оказывать услуги населению. В этом случае муниципальными образованиями являютсятолько крупные города и сельские районы,

Третий подход предполагает создание двухуровневой или даже трехуровневой системы муниципальных образований. Муниципальные образованияверхнего уровня создаются в крупных городах и сельских районах. Муниципальные образования нижнего уровня создаются в поселениях или компактныхгруппах поселений (малые города, поселки), находящихся в границах муниципальных образований верхнего уровня. Так, в Англии и Индии крупные поселения и населенные территории (муниципальные корпорации) и более мелкие(муниципалитеты) разнятся объемами полномочий и структурой органов местного управления. В США города (муниципалитеты) располагаются на территориях округов (графств), причем четко известно, какие услуги жителям оказывает город и какие — округ. Соответственно, житель города платит определенныезаконом местные налоги и в бюджет города, и в бюджет округа. В России присутствует одно и двухуровневая система организации местного самоуправления.

А. Воронин классифицирует муниципальные образования на следующиетри группы по способу территориальной организации.

1. Поселенческие (города, поселки, сельские населенные пункты), имеющие собственную минимально необходимую инженерную и социальную инфраструктуру.

2. Территориально-поселенческие, состоящие из нескольких населенныхпунктов, связанных общностью инфраструктуры и хозяйственного интереса.

Это могут быть сельский район или округ, город с пригородными поселками исельскими населенными пунктами, город и окружающий его район.

3. Территориальные, характеризующиеся самостоятельным ведением хозяйства на малочисленных территориях, например на хуторах или при кочевомобразе жизни в условиях Крайнего Севера.

С 2003 года в связи с принятием федерального закона «ОБ ОБЩИХПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № ФЗ -131 от 06.10.2003. принята территориальнаяорганизация, представленная ниже. Границы поселения, состоящего из нескольких населенных пунктов, устанавливаются с учетом пешей доступностидо административного центра поселения и обратно в течение рабочего дня дляжителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения (кроме малонаселенных и труднодоступных территорий).

Наши рекомендации