Территориальная структура региональной экономики и ее элементы

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Территориальная структура региональной экономики и ее элементы

2. Формы территори­альной организации

Отраслевая структура экономики региона

Территориальная структура региональной экономики и ее элементы

«Структура» - свойство самоупорядочения той системы, по отношению к которой она рассматривается.

Экономика страны как очень большая и сложная система с тысячами и миллионами составляющих ее первичных элементов, связей между их сочетаниями и комплексами, имеет весьма мно­гогранную и развитую структуру.

Среди двух ее взаимодополняющих сторон выделяются отрасле­вые и территориальные структуры, в основе которых лежат про­цессы разделения труда, соответственно, по отраслям и террито­риям.

Разным их уровням адекватны и разные уровни террито­риальной структуры.

Под территориальной структурой понимается членение систе­мы народного хозяйства по территориальным ячейкам (таксо­нам) — зонам, районам разного ранга, промышленным центрам, узлам. Она меняется гораздо медленнее, чем отраслевая структу­ра, так как основные ее элементы сильнее привязаны к конкрет­ной территории. Однако освоение новых территорий с уникаль­ными природными ресурсами меняет структуру отдельных регио­нов и способствует формированию новых территориальных комп­лексов.

На верхнем уровне все экономическое пространство Российс­кой Федерации разделяется на крупные территориальные части:

- крупные экономические районы и межрайонные экономические зоны. Эти крупные части, в свою очередь, состоят из экономичес­ких районов и территориальных комплексов среднего и малого масштабов. Наконец, на единичномуровне территориального раз­деления труда выделяются первичные элементы: части микро­районов, городов и агломераций, отдельные предприятия и объе­динения, их участки и цехи, фермерские хозяйства, месторожде­ния полезных ископаемых и их участки, рудники, шахты, карь­еры, лесоучастки, транспортные магистрали и их участки, тру­бопроводы, подъездные пути, железнодорожные станции, плат­формы, сельские поселения и хутора, парки и сады, другие про­странственные и функционально обособленные объекты произ­водственного и социально-культурного назначения.

Помимо фиксированного на разных уровнях распределения элементов, территориальная структура складывается из многооб­разных связей и отношений, возникающих внутри элементов и между ними в ходе их создания и функционирования. Эту важ­нейшую сторону нельзя забывать, поскольку сами связи и отно­шения - также элементы, которые можно разделить:

а) на производственные (по линии последовательной переработки сырья, промежуточных и побочных продуктов, материа­лов и полуфабрикатов; по линии специализации и коопериро­вания предприятий; по развитию вспомогательных, обслужи­вающих и дополняющих производств; по фондовооружению, обеспечению материальными и финансовыми ресурсами);

б) социальные (трудовые; социально-бытовые и социально-культурные; по обслуживанию населения);

в) социально-экологические и эколого-экономические — особый

вид связей в системе «человек — общество — производство —природа (окружающая среда)».

Территориаль­ная структура общественного производства — такое его устойчи­вое строение, которое выражается в пространственно дифферен­цированном (отличающемся от места к месту), специфически

ло­кализованном (прикрепленном к определенным территориям) и взаимосвязанном (интегрированном) размещении как отдельных элементов производительных сил и населения, так и их различ­ных сочетаний и комплексов.

Из определения вытекает, что территориальная структура — это, прежде всего, качественное состояние производительных сил и населения. Вместе с тем территориальная структура соизмеряет­ся различными количественными показателями:

-степенью хозяй­ственной освоенности территорий;

-показателями концентрации, специализации производства районов и отдельных мест;

-развито­стью и интенсивностью внешних и внутренних связей по элемен­там и их сочетаниям;

-выявляемыми отклонениями от средних по стране и районам показателей и т. д.

Наконец, элементы терри­ториальной структуры имеют разные формы пространственно-планировочной организации.

Рассмотрим типичные случаи, встречающиеся в районах с раз­ным характером освоения.

1. Для районов начального хозяйственного освоения характерны:

а) «очаговая» структура (обособленное расположение отдельных пунктов, центров и ареалов производства и населения, вокруг которых сохраняются большие неосвоенные простран­ства);

б) «рассеянная» структура (редкое и сравнительно равномерное размещение отдельных пунктов и небольших центров при общем низком уровне территориальной концентрации производства и населения).

2. Районам более активного хозяйственного освоения присущи:

а) «рассеянно-узловая» структура (относительно равномерное расположение по территории пунктов, центров и узлов разной величины, чередующихся с менее освоенными пространствами);

б) «агломерационно-узловая» структура (при концентрации производства и населения в городах-центрах и развитии агломе­рированных с ними центров и пунктов).

3. Районы высокоинтенсивного освоения территории имеют:

а) «агломерационную» структуру (концентрация производства и населения в крупных городах-центрах и агломерированных с ними центрах, вплоть до их пространственного слияния);

б) «Мегаполисную» структуру (концентрация и слияние город­ских агломераций на больших пространствах).

2. Формы территори­альной организации

В процессе размещения производства, и в частности промыш­ленности, в регионах сложились различные формы территори­альной организации. Выделяют крупные экономические зоны, промышленные районы, промышленные агломерации, промыш­ленные узлы, промышленные центры.

Для анализа и синтеза территориальных экономических про­порций развития хозяйства, а также выявления главных направ­лений размещения производительных сил по территории страны на будущий период выделяют крупные экономические зоны. Они представляют собой крупные территориальные образования с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил.

Для европейской зоны характерны дефицитность топливно-энергетических и водных ресурсов, высокая концентрация промышленного производства, преобладающее развитие отраслей обрабатывающей промышленности. Для восточной зоны характер­ны преобладание отраслей добывающей промышленности, нали­чие больших запасов топливно-энергетических и минерально-сы­рьевых ресурсов, слабая освоенность территории. Такое выделе­ние крупных экономических зон принято при анализе и опреде­лении перспективных территориальных экономических пропор­ций хозяйственного комплекса страны.

Территориальные пропорции размещения производительных сил в этих зонах сложились под воздействием системы региональ­ных, ресурсных, отраслевых и социальных факторов. С учетом их влияния складывались территориальные пропорции развития экономики по следующим основным группам:

-региональное рас­пределение природного комплекса;

-социально-экономические ре­гиональные пропорции;

-территориальные пропорции промыш­ленного, энергетического, агропромышленного и транспортного комплексов.

В состав крупных экономических зон входят промышленные районы. Они представляют собой крупные территории с относи­тельно однородными природными ресурсами и условиями, с ха­рактерной направленностью развития производительных сил, с соответствующей сложившейся материальной базой, производ­ственной и социальной инфраструктурой.

Развивающиеся города также образуют агломерации.

Агломерация - территориально-хозяйственное сочетание, которое:

-возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;

-отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;

-оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;

-показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

Круп­нейшая в России - Московская агломерация с населением 10 млн. 400 тыс. человек включает г. Москву и городские поселения, под­чиненные администрации г. Москвы.

Под промышленными агломерациями понимают территориальные экономические образования, отличающиеся высоким уров­нем территориальной концентрации предприятий различных от­раслей хозяйства, инфраструктурных объектов и научных уч­реждений, а также высокой плотностью населения.

Экономической предпосылкой развития промышленной агло­мерации выступают преимущества, присущие данной форме размещения:

- во-первых, это высокий уровень концентрации и диверсифи­кации производства, что объясняет его максимальную эф­фективность;

- во-вторых, максимально эффективное использование систем производственной и социальной инфраструктуры.

И экономическом пространстве существует большое разнообразие форми организации хозяйства и расселения.

Элементарный объект пространства - локалитет - местность («малая территория») с каким-то одним объектом. Это может быть компактный населенный пункт, предприятие, коммуника­ция и т. п., т. е. локалитет может быть поселенческим, промыш­ленным, транспортным, рекреационным и т. д.

Сочетания локалитетов образуют конкретные формы простран­ственной организации хозяйства и расселения.

Промышленный узел рассматривается как группа производств, компактно размещенных на небольшой территории. Главным его признаком является участие в системе территориального разде­ления труда, наличие производственных связей между предприя­тиями, общность системы расселения, социальной и технической инфраструктуры. Современные промышленные узлы планируют­ся и развиваются не как автономные промышленные центры, а как элементы разделенных пространственных структур террито­риально-производственных комплексов. Создаваясь на основе пос­ледовательного комбинирования производства и формирования узловых инфраструктурных объектов, промышленные узлы пред­ставляют собой качественно новое явление в регулируемом про­цессе развития территориальной структуры хозяйства.

Транспортный узел - пересечение транспортных коммуника­ций, как правило, сочетающихся с концентрацией производства и населения.

Одной из прогрессивных форм территориальной организации промышленности на современном этапе является комбинирование производства,т. е. предприятия, образующие комбинат, имеют тесные технологические, экономические и организационные связи.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) - это со­четание различных технологически связанных производств с об­щими объектами производственной и социальной инфраструкту­ры. ТПК имеют производственную специализацию в масштабах межрегионального, национального и даже мирового рынков, яв­ляясь типичной формой хозяйственного освоения новых террито­рий с богатыми природными ресурсами. Например, это Братско-Усть-Илимский и Саянский ТПК, специализированные на элект­роэнергетике, цветной металлургии и лесопереработке, а также ряд других ТПК Сибири и Севера.

Межотраслевой территориальный комплекс — это интегриро­ванные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образо­ваний и имеющие единую программу развития.

Становление рыночных отношений в России ведет не только к разнообразию форм собственности, но и к новым формам промышленной интеграции. Одной из таких форм является холдинг. Это сравнительно но­вая форма индустриальной интеграции преимущественно акцио­нированных предприятий с участием государства. В состав холдинга могут входить совместные предприятия и иностранные фир­мы. Заинтересованные предприятия и фирмы объединяют часть своих пакетов акций и создают уставный капитал холдинга (го­ловного предприятия), который становится акционерной компа­нией, как правило, открытого типа. Промышленная холдинговая компания представляет собой группу технологически взаимосвязанных предприятий, располо­женных на территории. Слияние предприятий и совместное ин­вестирование производства позволяет увеличить выпуск продук­ции, ее продажу, снижает вероятность банкротства предприя­тий. Промышленные холдинговые компании создаются в основ­ном на базе топливно-сырьевых добывающих отраслей. Другой новой формой территориальной организации промыш­ленности являются финансово-промышленные группы,которые объединяют промышленные производства и банки.

Финансово-промышленная группа - это совокупность юридических лиц, дей­ствующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или эконо­мической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкуренто­способности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повы­шение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

В настоящее время территориальные особенности динамики раз­вития промышленного производства в регионах характеризуются:

-темпами роста (падения) объемов производства в сопостави­мых ценах за рассматриваемый период;

-характером изменений в объеме производства.

По мере развития рыночных отношений и создания рыночной инфраструктуры происходят изменения и на рынке транспорт­ных услуг, увеличивается спрос на транспортные средства. Пред­приятия, в том числе транспортные, выходят из-под непосред­ственного управления министерств и ведомств, налаживают го­ризонтальные связи. В перспективе будет создаваться единый рынок транспортных услуг на территории страны, в него войдут транспортные комплексы суверенных государств. Будет разви­ваться партнерство с инофирмами.

Наши рекомендации