Экономические аспекты логистики
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ВИДЫ ЛОГИСТИКИ
Логистика изучает и организует процессы эффективного управления движением материальных и информационных потоков с целью удовлетворения требований потребителя продукции и услуг.
В Древней Греции он означал «искусство рассуждения и выполнения расчетов», а в Римской Империи - «правила распределения продовольствия». Там существовали «логисты» или «логистики». Позже термин встречался в военном деле в значениях «тыл, снабжение войск» и «перемещения войсковых подразделений» в войсках Наполеона.
Уровень обслуживания потребителей определяется эффективностью логистики, слагаемые которой следующие:
• срок поставки - время, под которым подразумевается 1еас111те. т.е.
промежуток между датами выдачи и выполнения заказа;
• обязательность (точность) поставки - оценка верности поставщика
согласованным срокам;
• готовность к поставке - согласованность и подтверждение срока
выполнения заказа поставщиком в соответствии с пожеланием клиента;
• качество поставок - характеристика доли заказов, выполненных в
соответствии с заказом (спецификацией) клиента;
' информационная готовность - готовность предприятия выдать всю запрашиваемую покупателем информацию относительно поставляемой ему продукции;
• гибкость - готовность предприятия выполнить вносимые клиентом
изменения в ранее оформленный заказ.
В мире существует многообразие логистических систем, однако данное многообразие можно классифицировать следующим образом (рис. I).
1
Исторически сложились четыре основные парадигмы логистики: аналитическая, технологическая, маркетинговая и интегральная.
Аналитическая парадигма - это классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении.
Технологическая парадигма тесно связана с информационно-компьютерной технологией и технологией эффективной работы функциональных областей в логистике.
Маркетинговая парадигма имеет цель описать и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе.
Интегральная парадигма развивает маркетинговую и использует менеджмент и различные функции, связанные с материальным потоком.
В современных условиях выделяют следующие виды (области) логистики:
- закупочная (обеспечение сырьем, материалами и т.д.);
- производственная;
- сбытовая (маркетинговая);
-транспортная (является составной частью каждой из трех перечисленных);
- информационная (компьютерная).
Таким образом на предприятии можно выделить определенную логистическую цепь (рис. 2).
2
Можно выделить макро и микрологистику. Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработки обшей концепции, размещение складов и т.д. Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных фирм и предприятий. Различие между ними в том, что в масштабах макрологистики взаимодействие между участниками процесса происходит на основе купли-продажи, а в рамках микро на безтоварных отношениях.
Выделяют две функции логистики:
1.Оперативная - управление движением материальных ценностей в
сфере снабжения, производства и распределения.
2. Координационная - выявление и анализ потребностей в
материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ
рынков; обработка данных.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА
В центре эффективно управляемого материального потока должен находиться эффективно управляемый поток информации. По сути, информация ~ функция, приводящая в действие логистическую систему. Именно информация держит систему материального потока открытой -способной приспосабливаться к новым условиям.
Разработка логистической информационной системы должна начинаться с выяснения информационных потребностей и анализа затрат и результатов. Это означает, что должны быть идентифицированы ключевые решения, принимаемые специалистами в области логистики, и должен
быть поставлен вопрос о том, какая информация требуется для принятия решений с учетом стоимости приобретения ими информации. В конечном счете решение о приобретении информации должно быть результатом баланса между необходимыми затратами и выгодами от снижения степени риска, обеспечиваемого наличием соответствующей информации.
Способ идеального отражения результатов логистической информационной системы различными уровнями корпоративной иерархии показан на рис. 6.
Рис. 6. Иерархия использования логистической информационной системы
Главный принцип создания информационной системы состоит в том, чтобы, во-первых, собирать данные на самом низком уровне, и, во-вторых, представлять их в качественно сопоставимом виде.
Для полного завершения логистической системы необходим комплексный набор данных, которым можно манипулировать и с помощью которого можно проводить анализ столькими способами, сколько их требуется руководителю сферы логистики.
Таким образом, потоки информации являются теми связующими нитями, на которые нанизываются все элементы логистической системы.
Система должна располагать возможностями для проведения детализированного анализа. Принцип построения логистической информационной системы показан на рис. 7,
6
Рис. 7. Элементы логистической информационной системы и их связь с окружением и лицом, принимающим решения
Одним из подходов к созданию модели информационных потоков на производстве является анализ существующей системы управления. Он предполагает сведение конкретных участков производства к отдельным компонентам, комбинируя которые, можно получить структурную модель для анализа вариантов структуры предприятия. Таким образом, формирование логистческой информационной системы подразумевает анализ и изменение организационной структуры управления в организации.
В рамках создания информационной логистической системы необходимо проанализировать следующие факторы:
тип предмета снабжения;
количество или его объем;
происхождение предмета снабжения;
его месторасположение;
время прибытия в пункт размещения;
время отправки из пункта размещения;
система транспортировки;
время транспортировки;
резервирование.
Любое совершенствование информационного потока не может быть достигнуто без затрат, но важно понять, что выгоды от этого будут существенными. Повышение качества логистической информационной системы позволяет эффективно решать многие проблемы запасов, транспортирования, складирования, обеспечения притока наличных средств.
7
Можно выделить множество специфических функций, которые должна выполнять логистическая информационная система: функция обслуживания (информационного потребителя), функция планирования и управления, функция координирования и др. Все эти функции можно классифицировать следующим образом (см. рис. 8).
Рис. 8. Функции логистической информационной систем На практике логистическая информационная система состоит из множества дискретных, но связанных подсистем (рис. 9).
Рис. 9. Петли снабжения и потребителя в информационной системе
Следует помнить, что особое влияние на информационную систему оказывает научно-технический прогресс. Например, в области управления логистикой вычислительная техника революционизировала системы обработки заказов. Она обеспечила возможность внедрения современных систем в функциональные области логистики: транспорт, управление запасами, складские хозяйства и др.
8
ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
'•' Задачи и функции закупочной логистики
Цель: удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Задачи:
1.выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и
комплектующих изделий;
2. обеспечение точного соответствия между количеством поставок и
потребностями в них;
3. соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих.
В отношении с поставщиками необходимо держаться на основании следующих принципов:
1.Обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы.
2. Не забывать демонстрировать на деле общность интересов.
3. Знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его
деловых операций.
4. Проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у
поставщика;
5. Соблюдать принятые на себя обязательства.
6. Учитывать в деловой практике интересы поставщика.
7. Поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере.
Рис. 10. Алгоритм изучения рынка закупок |
Перед тем как приступить к определению поставщиков, необходимо изучить рынок закупок (рис. 10).
9
Выбор поставщика можно вести тремя способами.
1.Анализ возможных вариантов и предложений осуществляет
торговый агент фирмы, отвечающий за закупки. Он определяет из
собственных соображений, что является недостатком этого способа.
2. Коллегиальное обсуждение возможностей и потребностей в
поставках. Анализ ведется как на уровне отдела закупок компании, так и
на уровне взаимодействия вышесказанного отдела с производственным и
отделом контроля качества.
3. Используется редко, когда обращаются в посреднические фирмы.
Изучив рынок и остановившись на каких-либо конкретных поставщиках, отдел закупок обязан определить потребности предприятия или фирмы в конкретных поставках.
Важнейший элемент в политике закупок - анализ цены приобретаемых товаров.
Большое внимание должно уделяться и к качеству поставляемого сырья и комплектующих изделий. Поэтому с точки зрения качества при рассмотрении поставщика обращают внимание на следующее:
1. Наличие оборудования для производства продукции необходимою
качества.
2. Возможность проводить испытания качества по заданной
программе и с помочило необходимых приборов.
3. Контроль и аттестация входящих материалов и сырья.
4. Наличие необходимых документов и инструкций.
5. Наличие маршрутных документов, подтверждающих проведение
всех необходимых операций по производству и контролю.
Рис. 11. Традиционная схема организации материально-технического снабжения предприятий: Д - поток документов; М - поток материалов |
Выделяют несколько схем материально-технического снабжения на предприятии (рис. 11),
10
Хранение запасов при традиционной системе закупок предполагает наличие комплекса складов с присущими им административными издержками и затратами груда. Основные статьи издержек по содержанию складов можно сгруппировать следующим образом:
1.Содержание складских помещений: а) амортизация складских
зданий; амортизация складского оборудования; в) затраты на
профилактический ремонт; г) расходы на отопление, электроэнергию и
воду; д) страхование зданий и земельный налог; е) арендная плата.
2. Закаты на обслуживающий персонал: а) заработная плата
складских рабочих и служащих; б) расходы на социальные нужды рабочих
и служащих.
3. Затраты на транспортные средства: а) амортизация б) расходы па
топливо и энергию; в) расходы на профилактический и текущий ремонт; г)
страхование и налоги на транспортные средства.
4. Убытки от хранения запасов: а) охрана складов и старение
материалов; б) коррозия и другие потери; в) расхождения в результатах
инвентаризаций (ошибки учета отпуска и приемки) г) кражи; д) потери
вследствие понижения цены; е) страхование запасов.
Более совершенная схема материально-технического снабжения в
организации представлена на рис. 12.___
Рис. 12. Современная схема организации материально-технического
снабжения предприятия с участием посредников:
Д - поток документов; М - поток материалов
11
В настоящее время разработаны ряд методов снабжения, ориентированных на конкретную потребность производства:
Управление производством |
1) Система планирования потребности в материалах. Метод охватывает планирование на трех уровнях (рис. 13).
Рис. 13. Система планирования потребностей в материалах
2) Метод «точно в срок», с помощью которого в результате частых поставок резко сокращаются накопленные запасы.
Система ЛТ представляет собой единый комплекс мероприятий, осуществляемых для достижения масштабного производства с использованием минимальных материально-товарных запасов деталей и комплектующих, полуфабрикатов и готовой продукции. Детали поступают на следующую рабочую операцию «точно в срок», собираются и быстро проходят через данную операцию. Метод «точно в срок» базируется на логистической концепции - «ничего не будет произведено, пока в этом не возникнет необходимость».
Потребность в производстве создается текущим спросом на данную продукцию. Когда изделие продано, рынок, согласно этой концепции, «вытягивает» его с последней производственной стадии, в данном случае -окончательной сборки. Это служит сигналом для начала работы производственного конвейера, где каждый рабочий сразу «вытягивает» следующую деталь с предшествующего участка движения материального потока, чтобы заместить выбывшую деталь. Участок, с которого взята деталь, в свою очередь, «вытягивает» теперь уже недостающую деталь у предшествующего ему участка и так далее, вплоть до «вытягивания» исходного сырья. Чтобы обеспечить бесперебойность такого «вытягивающего» процесса, ЛТ требует высокого качества продукции на каждой стадии процесса, четкого исполнения поставщиками своих договорных обязательств и правильного прогнозирования спроса на готовую продукцию.
12
Особенностями ЛТ-закупок являются следующее:
1) уменьшенные размеры партий;
2) частые и надежные по ставки по графику;
3) малое время выполнения заказа и высокая надежность;
4) высокий уровень качества закупаемых материалов.
Японцы определяют следующие основные типы потерь, подлежащих устранению.
1.Ненужные расходы на перепроизводство.
2. Потери от простоев (времени ожидания).
3. Транспортные потери.
4. Складские потери.
5. Технологические потери.
6. Потери, зависящие от длительности производственного цикла.
7. Потери от дефектов продукции.
Применение следующих семи элементов нацелено на исключение потерь.
1.Сеть специализированных заводов.
2. Групповая технология.
3. Качество у истока.
4. Производство «точно в срок».
5. Однородная загрузка производства.
6. Система управления производством «Канбан».
7. Минимизация времени переналадки.
Сеть специализированных заводов.В Японии чаше предпочитают строить небольшие специализированные заводы, а не огромные вертикально интегрированные производственные конгломераты. Они считают, что большим количеством операций и многочисленной бюрократией сложнее управлять. Заводы, спроектированные с одной конкретной целью, более экономичны при строительстве и в ходе эксплуатации.
Групповая технология.Вместо передачи выполняемой работы с одного рабочего участка с определенной специализацией рабочих на другой специализированный участок, японцы объединили все операции, необходимые для изготовления определенной детали, и сгруппировали необходимое оборудование в одном месте.
Качество у истока.Качество у истока означает контроль качества непосредственно на месте выполнения операции с самого начала процесса и предусматривает немедленную остановку процесса или конвейера при обнаружении отклонений. Заводские рабочие сами становятся контролерами, лично отвечая за качество своей продукции.
Контроль качества у истока включает также систему автономного контроля качества продукции и автоматический контроль. Японцы предпочитают контроль качества, выполняемый автоматически или с
13
помощью роботов, так как это быстрее, легче, надежнее и высвобождает
рабочих.
Система производства «точно в срок» (ЛТ).Система ЛТ предполагает производство того, что необходимо, когда необходимо и не больше того, что необходимо.
При такой системе идеальный размер передаточной партии на каждом рабочем месте - одна единица.
Однородная загрузка завода (производства).Цель однородной загрузки производства - сглаживание колебаний производственного потока, обычно возникающих как реакция на изменения производственного графика. Единственным путем устранения таких колебаний является недопущение регулирования объемов производства. Для этого устанавливается месячный производственный план с фиксированным объемом выпускаемой продукции.
Исходя из полной загрузки сборочного конвейера определяют такт (время между сборкой на конвейере двух идентичных изделий) в минутах. Продолжительность такта используют для регулирования ресурсов, необходимых для выпуска установленного количества продукции. Производительность оборудования или сборочной линии не имеет значения.
Система управления производством «Канбан».Для регулирования ЛТ-потоков в системе «Канбан» используют сигнальные устройства. «Канбан» в переводе с японского означает «знак» или «карточка с инструкцией». В безбумажной системе контроля вместо карточек можно использовать контейнеры. Карточки или контейнеры составляют суть «вытягивающей» системы «канбан».
Разрешение производить или поставлять дополнительные комплектующие исходит из последующих операций. Карточка является разрешением на получение или производство следующей партии комплектующих.
Следует отметить, что система «канбан» не приводит к нулевым материальным запасам, она скорее контролирует количество материалов, которое должна находили производственном процессе в данный момент времени, - по числу контейнеров для каждой детали.
3) Система снабжения по запросам, по которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения (рис. 14).
14
Рис. 14. Система снабжения по запросам
4) Метод прогнозных показателей - спрос на большие партии
закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем
поставок приводится в соответствие со спросом;
5) Электронно-информационный метод коммуникации клиента и
поставщика на основе передачи необходимых данных, когда запрос
поступает в виде заказа.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК
Логистика закупок, являясь первой логистической подсистемой, представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продукта, составить план закупок, обеспечивающий согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия по решению следующих задач снабжения:
• анализ и определение потребности, расчет количества
заказываемых материалов;
• определение метода закупок;
• согласованность цены и заключение договора;
• установление контроля за количеством, качеством и сроками
поставок;
• организация размещения товаров на складе.
Определение метода закупок
Основными методами закупок являются:
• оптовые закупки;
• регулярные закупки мелкими партиями;
-закупки по мере необходимости и различные комбинации перечисляемых методов.
1) закупка товара одной партией.Метод предполагает поставку товаров большой партии за один раз (оптовые закупки). Его
16
преимущества:
- простота оформления документов,
- гарантия поставки всей партии,
- повышенные торговые скидки.
Недостатки:
- большая потребность в складских помещениях,
- замедление оборачиваемости капитала.
2) регулярные закупки мелкими партиями.В этом случае
покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое
поставляется ему партиями в течение определенного периода.
Преимущества:
ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий;
- достигается экономия складских помещений.
Недостатки:
- вероятность заказа избыточного количества товаров;
- необходимость оплаты всего количества товаров.
3) ежедневные закупки по котировочным ведомостям.Такой
метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и
быстро потребляемые товары.
Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения:
- полный перечень товаров;
- количество товаров, имеющихся на складе;
- требуемое количество товаров.
- Преимущества данного метода:
- ускорение оборачиваемости капитала;
- снижение затрат на складирование и хранение;
- своевременность поставок.
4) получение товара по мере необходимости.Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:
- количество поставляемых товаров не устанавливается, а
определяется приблизительно;
- поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с
покупателем;
- оплачивается только поставленное количество товара;
- по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и
оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.
Преимущества:
-отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров;
- ускорение оборота капитала;
- минимум работы по оформлению документов.
5) закупка товара с немедленной сдачей.Сфера применения этого метода - покупка нечасто используемых товаров, когда не возможно получить их по мере потребности. Товар заказывается когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков.
Недостаток:
- увеличение издержек.
3. Согласованность цены и заключение договора
После выбора метода закупок необходимо перейти к согласованию цены. Обычно цена определяется с учетом существующих прайсовых цен и объема закупаемой продукции. После этого переходят к заключению договора.
4. Проверка качества и количества полученной продукции
Отсутствие должного контроля качества закупок может привести к
следующим издержкам:
•дополнительные расходы, связанные с возвратом бракованных и недоброкачественных товаров;
•остановка производства в случае, например, когда вся партия продукции оказалась недоброкачественной и подлежит возврату;
•судебные иски;
- потеря доверия потребителей продукции фирмы из-за поставок
недоброкачественных материалов (деталей, изделий).
Применяемые на практике меры по обеспечению качества принимаемых товаров могут быть классифицированы следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
_____________________ Методы контроля_______________________
ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ
Существует три вида товарно-материальных запасов:
1) сырьевые материалы;
2) товары, находящиеся на стадии изготовления;
3) готовая продукция.
В зависимости от их целевого назначения они подразделяются на следующие категории:
-технические (переходные) запасы, движущиеся из одной логистической цепи в другую;
-текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров;
-резервные (страховые) запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию» Расчет технологических запасов:
где J - общий объем технологических или переходных запасов; S -средняя норма продаж этих запасов на тот или иной период времени; Т -среднее время транспортировки.
Расчет циклических запасов:
где - оптимальный размер запаса; А - затраты на производство; - средний уровень спроса; - удельные затраты на производство; -затраты на хранение.
Системы управления запасами
Для ситуации, когда отсутствуют отклонения от запланированных показателей и запасы потребляются равномерно, используют две основные системы:
1) система управления запасами с фиксированным размером заказа;
2) система управления запасами с фиксированным интервалом между
заказами.
1. Размер заказа в данном случае зависит от трех факторов:
1) используемая площадь складских помещений;
2) издержки на хранение запасов;
3)стоимость оформления заказа.
Оптимальный размер заказа определяется (формула Вильсона):
где ОРЗ - оптимальный размер заказа, шт.; А - затраты на поставку единицы заказываемого продукта, руб.; 5 - потребность в заказываемом продукте, шт.; / - затраты на хранение единицы заказываемого продукта, руб./шт.
Затраты на поставку единицы заказываемого продукта (А) включают следующие элементы:
- стоимость транспортировки заказа;
- затраты на разработку условий поставки;
- стоимость контроля исполнения заказа;
- затраты на выпуск каталогов;
- стоимость форм документов.
В случае если пополнение запаса на складе производится за некоторый промежуток времени, то используют следующую формулу:
где Л - коэффициент, учитывающий скорость пополнения запаса на складе. Расчет параметров (табл. 2).
Гарантийный (страховой) запас позволяет обеспечивать потребность на время предполагаемой задержки поставки. |
Таблица 2 Расчет параметров
22
Пороговый уровень запаса определяет уровень запаса, при достижении которого производится очередной заказ.
Максимальный желательный запас определяется для отслеживания целесообразной загрузки площадей с точки зрения критерия минимизации совокупных затрат.
Преимущества:
1) меньший уровень максимального желательного запаса;
2) экономия затрат на содержание запасов на складе за счет
сокращения площадей под запасы.
Недостаток: ведение постоянного контроля наличия запасов на складе.
2) система с фиксированным интервалом времени между заказами. Интервал времени между заказами:
где N - количество рабочих дней в году, дни;S - потребность в заказываемом продукте, шт.; ОРЗ- оптимальный размер заказа, шт. Полученный интервал времени иногда корректируют. Расчет параметров (табл. 3).
Таблица 3
Так как в рассматриваемой системе момент заказа заранее определен и не меняется ни при каких обстоятельствах, постоянно пересчитываемым параметром является размер заказа.
Преимущество: отсутствие постоянного контроля наличия запасов на складе.
Недостатки:
1) высокий уровень максимального желательного запаса;
2) повышение затрат на содержание запасов на складе за счет
увеличения площадей под запасы.
Разновидности данных систем
1. Система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. Отличие от системы с фиксированным интервалом
времени между заказами в том, что учитываются различные колебания потребления.
Расчет параметров (табл. 4).
Таблица 4
Расчет параметров
Размер заказа рассчитывается двумя способами:
1)РЗ = максимальный желательный запас -текущий запас +
ожидаемое потребление за время поставки - в фиксированные моменты
заказов, когда не достигнут пороговый уровень запаса, т.е. запас, при
достижении которого пополняется запас. '
2)РЗ = максимальный желательный запас - пороговый уровень запаса + ожидаемое потребление за время поставки - в момент достижения порогового запаса. 2. Система «минимум-максимум».
Используются в тех случаях, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказов настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов. Расчет параметров (табл. 5).Таблица 5 Расчет параметров
ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
Основное назначение склада - концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. Функции:
^преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом - создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов.
2)складирование и хранение - выравнивание временной разницы между выпуском продукции и ее потреблением и осуществление непрерывного производства.
3) унитизация и транспортировка грузов - объединение небольших
различных партий грузов (унитизация) для уменьшения затрат при
перевозках.
4) предоставление услуг - оказание клиентам различных услуг,
обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей:
- подготовка товаров для продажи (фасовка, заполнение контейнеров
и т.д.);
- проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;
- придание продукции товарного вида;
- транспортно-экспедиционные услуги и т.д.
Собственный склад фирмы или склад общего пользования
Собственный склад:
- стабильно высокий оборот;
- постоянный спрос с насыщенной плотностью рынка сбыта;
- необходимость поддержания высокий условий хранения и
контроля.
Склад общего пользования:
- экономические показатели;
- низкий объем оборота;
- сезонное хранение товара;
- внедрение предприятия на новый рынок.
Схема логистического процесса на складе
Логистический процесс на складе |
Схема логистического процесса на складе приведена на рис. 16.
Рис. 16. Схема логистического процесса на складе
Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Условно весь процесс можно разделить на три части:
1)операции, направленные на координацию службы закупки;
2)операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией;
3)операции, направленные на координацию службы продаж.
Снабжение запасами.Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром или материалом в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей.
Контроль за поставками.Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.
Разгрузка и приемка грузов.Проводимые на данном этапе операции включают:
26
» разгрузку транспортных средств;
» контроль документального и физического соответствия заказов поставки;
• документальное оформление прибывшего груза через
информационную систему;
• формирование складской грузовой единицы.
Внутрискладская транспортировка.Внутрискладская
транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций.
Складирование и хранение.Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования - эффективное использование объема зоны хранения.
Процесс складирования и хранения включает:
• закладку груза на хранение;
• хранение.груза и обеспечение соответствующих для этого условий;
• контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый через
информационную систему.
Комплектация заказов и отгрузка.Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация и отгрузка заказов включает:
• получение заказа клиента;
• отбор каждого наименования по заказу клиента;
• комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в
соответствии с его заказом;
• подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на
товароноситель);
• документальное оформление подготовленного заказа и контроль
за подготовкой заказа;
• объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление
транспортных накладных;
• отгрузку грузов в транспортное средство.
* Транспортировка и экспедиция заказовмогут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, равными вместимости транспортного средствами при этом запасы потребителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономически оправданна централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря
27
унитизации грузов и оптимальным маршрутам доставки достигается значительное сокращение транспортных расколов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.
Сбор и доставка порожних товароносителейиграют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тараоборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выполняется график их» обмена с потребителями.
Информационное обслуживание складапредполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада. Информационное обслуживание охватывает:
• обработку входящей документации;
• предложения