Экономические основы логистики и управления цепями поставок

1. Логист. система пред-ия, структура, цели. Координ. и интеграция логист. деят-ти в цепях поставок.

«Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой» Логистическая система – совокупность элементов и взаимосвязей м/д ними, подчиненных цели управления материальными потоками между пунктами их зарождения и погашения и необходимыми для этого информационными потоками. ЛС присущи свойства:*Целостность*Множественность целей*Многофункциональность элементов*Сложность и иерархичность структуры*Динамичность процессов, имеющих стохастический характер Выделяют следующие элементы ЛС(МИКРОЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА):1)Закупка – подсистема, обеспечивающая поступление материальных потоков в ЛС.2)Склады – здания, сооружения и устройства, где временно размещаются и хранятся материальные запасы, преобразуются материальные потоки. 3)Транспорт – система, включающая материально-техническую базу, с пом. Которой перемещают перемещаются грузы и инфраструктуру, обеспечивающую ее функционирование. 4)Запасы –позволяют данной системе быстро реагировать на изменения спроса, обеспечивают равномерность работы транспорта и помогают решать другие задачи в ЛС. 5)Кадры – организованный персонал, занятый вопросами логистических операций. 6)Информация – подсистема, которая обеспечивает информационную связь между другими элементами ЛС, контролирует выполнение логистических операций, решает различные др. задачи.

7)Сбыт – подсистема, обеспечивающая выход потока из ЛС. Выделяют три вида логистических систем: логистические системы с прямыми связями, гибкие, эшелонированные. Логистические системы с прямыми связями характеризуются тем, что материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников. Эшелонированная логистическая система характеризуется тем, что на пути материального потока есть хотя бы один посредник.Гибкие логистические системы характеризуются тем, что движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников. Цель логистической системы - доставка товаров и из­делий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне из­держек. На рис. 2 в обобщенном виде показано представление логистики в границах организации как ряда взаимосвязанных видов деятельности, добавляющих ценность готовой продукции. Этими видами деятельности традиционно управляют отдельно, и поэтому в организации могут быть выделены специальные подразделения: по закупкам, по перевозкам, складированию, распределению и т.д.

экономические основы логистики и управления цепями поставок - student2.ru

Рис. 2. Логистическая деятельность

Сущность интегрального подхода в логистике заключается в рассмотрении логистического процесса как единого целого в цепи поставок для более эффективного достижения целей бизнеса. Данная концепция отражает такое понимание бизнеса, где отдельные компании рассматриваются как звенья общей цепи поставок, прямо или косвенно связанные в едином интегральном процессе управления материальными и информационными потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения покупателей в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.Принято выделять межфункциональную логистическую координацию – согласование деятельности функциональных подразделений компании, участвующих в продвижении материальных потоков для достижения общих целей, и межорганизационную координацию – согласование действий фокусной компании цепи поставок с ее контрагентами для достижения запланированных целей цепи поставок. Наличие проблемы координации в фирме заключается в том, что традиционная организация управления в большинстве промышленных и торговых компаний связана с функциональным обособлением структурных подразделений, например, отдела снабжения, производственно-технического отдела, финансового, службы сбыта и т.п.

2. Стратегия и планирование логистической деятельности.

Планирование логистической деятельности – это систематический процесс поиска возможностей действовать, прогнозирования последствий этих действий, разработки логистического проекта, формирования управленческих решений, конкретных мероприятий и сроков их выполнения для достижения поставленных целей в будущем. Виды, принципы, методы планирования подробно рассматриваются в литературе по менеджменту и экономике предприятия (организации), поэтому в данном учебном пособии рассмотрим только те вопросы, которые важны для понимания специфики логистического планирования. Для организации эффективного планирования на предприятии должна существовать система планирования, т.е. упорядоченная структура отдельных видов планирования. Основными требованиями к такой системе являются:·документальное обеспечение. Для согласования плановых расчетов и контроля выполнения планов важно, чтобы их основные части были документированы.·стандартизация. Составление документации должно производиться в соответствии с некими стандартами.·организованность. Необходим организационный режим, который с одной стороны упорядочивал бы деятельность по разработке планов, а с другой стороны, обеспечивал гибкость системы планирования, возможности проявления импровизации и адаптации к изменяющимся условиям;· точность. Необходимо четко и обоснованно определять точность измерения характеристик объектов планирования;· согласованность. Все частные планы системы планирования должны согласовываться как между различными уровнями планирования (интеграция планов), так и в рамках одного уровня (координация планов). Необходимо согласовывать цели, прогнозы, мероприятия, средства, действия ответственных лиц, степень необходимости, срочности, иерархию, последовательность, гибкость и т.д.;· непрерывность, гибкость и цикличность. Непрерывность заключается в том, что когда одни планы уже разработаны и реализуются, начинают разрабатываться или уточнятся другие, некоторые планы разрабатываются параллельно. Гибкость заключается в том, что учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра планов с их учетом. Цикличность заключается в систематическом пересмотре, уточнении, корректировке с учетом изменившихся обстоятельств целей, задач, мероприятий одних и тех же планов по мере приближения к временным периодам их реализации;· полнота, т.е. охват всех сторон деятельности предприятия, в том числе логистической деятельности. Все решения в зависимости от степени их значимости для организации делятся на три типа: 1.Стратегические решения – наиболее важные, задающие общее направление деятельности организации, оказывают долгосрочное влияние, требуют больших ресурсов и считаются наиболее рискованными; 2.Тактические решения связаны с реализацией стратегии в среднесрочном плане, прорабатываются на более детальном уровне, требуют меньших ресурсов и сопряжены с определенным риском; 3. Операционные решения наиболее проработаны и касаются видов деятельности на ближайшее время; для их выполнения требуются достаточно ограниченные ресурсы, а риск небольшой. Миссия – заявление, в котором указываются общие цели организации в целом. Корпоративная стратегия показывает как корпорация, осуществляющая диверсифицированную деятельность, планирует реализовать свою миссию. Бизнес-стратегия свидетельствует, как каждый вид бизнеса в рамках диверсифицированной деятельности будет вносить свой вклад в корпоративную стратегию. Функциональные стратегии описывают стратегическую направленность каждой функции (в частности, логистической), реализуемой в организации. Таким образом, стратегии более высокого уровня задают цели и общую направленность организации, а функциональные стратегии показывают, как их можно реализовать. Все долгосрочные решения, связанные с логистикой, определяют логистическую стратегию. Логистическая стратегия организации состоит из всех стратегических решений, приемов, планов и культуры, связанных с управлением цепью поставок и позволяет реализовать уже сформированную стратегию предприятия в целом. Существуют ситуации, когда уровень развития логистики на конкретном предприятии оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии



Наши рекомендации