Вопрос 8. Основные виды и формы собственности, их преимущества и недостатки.
Мировая практика показывает, что определяющим видом собственности является частная. Единичная собственность характеризуется тем, что физическое или юридическое лицо реализует все отношения собственности (присвоение, распоряжение, владение, пользование). Единичная собственность может быть представлена в форме собственности отдельного частного лица, которое может использовать и наемный труд. Партнерская собственность предполагает объединение в той или иной форме имущества, капитала нескольких юридических или физических лиц с целью осуществления общей предпринимательской деятельности. Здесь речь идет об образовании предприятия на основе паевых взносов (средств производства, земли, денег, материальных ценностей, инновационных идей) учредителей. Они могут создаваться на основе полной или ограниченной ответственности. Корпоративная собственность базируется на функционировании капитала, который формируется путем свободной продажи титулов собственности — акций. Каждый владелец акции является собственником капитала акционерного общества открытого типа. В противоположность партнерской собственности, если последняя функционирует в виде закрытых акционерных обществ, акции обществ открытого типа свободно продаются и покупаются на рынках. В рамках общественной собственности следует выделить коллективную, государственную и так называемую общенародную собственность. Коллективная собственность формируется путем ее распределения среди членов коллектива, занятых на определенном предприятии. Как правило, она функционирует в акционерной форме капитала, однако акции могут распределяться исключительно среди работников данного предприятия. Это неделимая общая собственность трудового коллектива, начиная от руководства предприятия и кончая неквалифицированными рабочими. Если работник увольняется с предприятия, уходит на пенсию или умирает, его пай или акции остаются в распоряжении предприятия, будут проданы (или переданы) вновь поступившим на работу или распределены между уже работающими членами коллектива. Коллективная собственность будет продолжать функционировать, даже если весь персонал предприятия полностью обновится. Государственная собственность выступает в качестве собственности всех членов общества. Однако реализация отношений присвоения через отношения владения осуществляется государственным аппаратом, который призван олицетворять собой социально-экономические интересы всех слоев населения, профессиональных и социальных групп общества. Отношения распоряжения реализуют хозяйственные субъекты государственной собственности, т.е. государственные предприятия, которые присваивают часть дохода в форме прибыли на основе отношений распоряжения государственной собственностью. Общенародная собственность предполагает принадлежность то общественного достояния прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности. При этом отношения распоряжения реализовывало бы общество, тогда как отношения владения общенародной собственностью реализовывал бы каждый член общества.
Вопрос №9 Рынок: сущность, механизм функционирования.
Рынок – это сфера товарного обращения и совокупность экономических отношений по поводу купли и продажи товаров. Рынок обеспечивает ограниченную связь между производителями и потребителями. На рынке осуществляется общественное признание произведенного продукта и труда. Рынок характеризуется: цена (товар), спрос, предложение, равновесие и т.д. (конъюнктура). Рынок – одна из двух возможных типов организации общественного производства. Рынок соответствует товарному производству, а также существует хоздеятельость. Товарное производство в отличие от натурального производит товар, а не просто продукт труда. Товар - продукт труда, созданный для обмена путем купли-продажи. В основе товарного производства лежат: 1) общественное разделение труда (необходимое условие) 2) обособление товаропроизводителей (достаточное условие). Функции рынка:
1) ценообразование – в зависимости от спроса и предложения. Весьма важна для экономики ценообразующая функция рынка. Уровень цен свидетельствует об объеме и тенденциях развития спроса, об издержках и уровне рентабельности, о доходах населения и т.д. Только рынок устанавливает уровень цен на реализуемые товары и услуги.
С ценообразующей функцией тесно связана информационная функция рынка. Информация снабжает субъектов рыночных отношений оперативными сведениями об уровне цен, числе состоявшихся продаж и т.д., позволяя принимать тактически и стратегически верные решения.
2) информационная – есть такие организации, которые занимаются информационной деятельностью – информация об уровне спроса и предложения
3) стимулирующая – каждый предприниматель заинтересован в получении прибыли, поэтому старается снижать свои затраты. Конкуренция – двигатель научного и технического процесса, самым мощным оружием конкуренции выступают издержки и цены, а рынок в этом плане дает очень четкую и всеобъемлющую информацию. Таким образом, вполне оправдан тезис о том, что рынок и конкуренция в известном смысле синонимы, так как одно не существует без другого. Конкуренция принуждает производителей к деловой активности, поиску новых возможностей экономического роста.
4) регулирующая- регулирует отношения между спросом и предложением, т.е. структуру производства. К важнейшим из них следует отнести функцию регулирования общественного производства. Дело в том, что фирмы, корпорации могут оценивать ситуацию на рынке лишь посредством экспертных оценок. Фирма анализирует конъюнктуру рынка и на этой основе делает прогноз своих действий, однако окончательно ситуация может проясниться только после поступления товаров на рынок. Устанавливаемое здесь соотношение спроса и предложения предопределит, какие товары и в каком объеме нужны потребителю. Таким образом, происходит корректировка производства относительно нужд и запросов потребителей материальных благ и услуг.
Классификация рынков
Допустимы различные классификации рынков:
I по назначению объектов (капитала, средств производства и другие)
II по территориальному аспекту (выделяется местный, национальный, территориальный и мировой рынок)
III на основании особенностей рыночной среды (по отраслевой принадлежности продукта (рынки автомобилей, стали, нефти,), по характеру продаж (оптовой и розничной торговли)
I 1)Рынок предметов потребления товаров и услуг
Рынок потребительских товаров и услуг представляет собой сферу обращения, посредством которой реализуются товары народного потребления и услуги. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Данный рынок наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции