Производительность труда и методы ее оценки в н/г отраслях.
Колич-ой оценкой тр явл затраты раб вр. Кач-ной оценкой тр явл производительность труда (ПТ). ПТ хар-ет эф-ть исп-ия трудовых рес п/п. ПТ–кол живого тр, созданного одним работником в ед вр; кол продукции (объема работ), произведенной работником в ед времени; колвремени, затраченного на пр-во единицы продукции. Для оценки ур и динамики ПТ исп-тся след методы: 1. натуральный: ПТ равна отношению выработанной продукции в натур выраж на среднесписочное число раб-ков. ПТ = Q / Ч. Применение натур мет возможно при опр усл-х: продукция должна быть однородной, одномерной, применение одного и того же круга рабочих для сравнимости уровней ПТ, кол продукции и сумма затрат раб вр должны относиться к одному и тому же пер вр. Натуральный метод применяется в магистральном транспорте, в добыче и бурении.2. стоимостной: ПТ равна отношению ТП в стоимост выр на среднесписочную численность раб-ков. ПТ=ТП/Ч=∑Q*Ц/Ч Это наиболее распростр-й метод, т.к. позвол учитывать весь ассортимент вырабатываемой прод, стоимостная оценка продукции отражает ее качество. 3. трудовой: ПТ (трудоемкость прод – затраты вр на пр-во ед прод) равна отношению затрат вр на пр-во прод ко всему объему прод (работ). ПТ(Те)=ТПР/Q. ТПР[чел/час]=ТТЕХНОЛ РАБ-ОВ+ТОБСЛ ПЕРС+ТУПР ПЕРС+ТХОЗ РАБ. Дает более точное представление об ур и динамике ПТ. Особенности расчета ПТ в нефтегазовых отраслях. 1) в бурении. натур метод: ПТ=отношению объема проходки к среднесписоч численности раб-ков ПТ=А/Ч=(VКОМ*КЗ БУ*БУ*12)/Ч. КЗ БУ – к-т занятости бур бригад, БУ – количество одновременной действующих БУ. ПТ =отношению объема проходки на одну бур бригаду в ед вр. ПТ=А/ББ.
стоимост метод: ПТ=отношению объема работ в сметной ст-сти к среднесп числ раб. трудовой метод: трудоемкость 1000 м проходки в человеко-часах. Те=ЧППП/Уд,Уд– число действующих БУ, т.е. весь объем работ. 2) в добыче. натур: ПТ=отношению объема доб в нат выр на среднеспис числ. ПТ = Q / Ч Пок-ль не учит сниж ур ПТ в связи с истощением м/р, кот от раб-ка не зав. стоимост: ПТ=отнош объема валовой доб к среднеспис числ ПТ=QВ/Ч труд: трудоемкость обслуживания одной скв действующего фонда (чел/скв). ПТ=ЧППП/SД Те=ЧППП/СЭ СЭ – скв-мес экспл 3) нефтеперераб и нефтехим.натур:ПТ= отнош выработанной прод в натур выр на среднеспис число раб. ПТ=Q/Ч Применение пок ограничено, т.к. не дает учесть весь ассортимент выработанной прод. В нефтеперераб его исп д/хар-ки ПТ на отд ТУ. стоимост: ПТ=отношению ТП в стоимос выр на среднеспис числ. ПТ=ТП/Ч=∑Q*Ц/Ч Это наиб распространенный метод, т.к. позвол учитывать ассортимент прод. На НПЗ в целом по заводу ПТ опр стоимостметодом. В технологических цехах также исп стоимост мет, т.к. в одном цехе вырабатывается неск видов прод. труд: ПТ (трудоемкость продукции)=отношению затрат вр на пр-во прод ко всему объему прод (работ). ПТ(Те)=ТПР/Q ТПР[чел/час]=ТТЕХНОЛ РАБОТНИКОВ+ТОБСЛ ПЕРС+ТУПР ПЕРС+ТХОЗ РАБ Дает более точное представление об ур и динам ПТ. 4) на транспорте.натур: объем транспортируемого н или г на одного работника, занятого транспортном Пт=QТР/ЧТР Или ПТ – объем транспортной работы на одного раб, занятого транспортом ПТ=G/Ч G = ∑Qi * li Qi– объем транспортируемого г или н по i-ому участку li – протяженность i-ого участка 5) в нефтеснабжении.натур мет: ПТ =отношению складского товарооборота нефтепродуктов к среднегод числен ППП в данной нефтесбытовой организации.
7*. Себестоимость. Элементы затрат, статьи затрат. Классификация затрат. Прямые и косвенные затраты. Постоянные и переменные затраты.
Себестоимость продукции — это денежное выражение текущих затрат предприятия на производство и реализацию продукции, включающих затраты на израсходованные ресурсы, оплату труда с отчислениями в социальные фонды, услуги других предприятий, а также затраты на управление и обслуживание производства.
Уровень себестоимости продукции отражает результаты всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в частности, состояние техники и прогрессивность технологии, организацию производства и труда, эффективность использования всех
ресурсов.
Затраты на производство и реализацию продукции .ееьма многообразны и неоднородны ни по своему составу, ни по экономическому значению, ни по их роли в изготовлении и реализации продукции. Поэтому их четкая классификация имеет важное значение. В зависимости от используемого признака группировки применяют две основные системы классификации затрат; по экономическим элементам и статьям калькуляции.
В промышленности принята следующая группировка затрат по экономическим элементам, являющаяся единой и обязательной для всех отраслей и предприятий:
1. Материальные затраты.
2. Затраты на оплату труда.
3. Отчисления на социальные нужды.
4. Амортизационные отчисления.
5. Прочие расходы.
Вместе с тем, используя группировку по элементам затрат, нельзя определить себестоимость единицы продукции. Для этой цели служит группировка затрат по калькуляционным статьям расходов. В отличие от экономических элементов затрат калькуляционные статьи расходов формируются с учетом места их возникновения, назначения, особенностей технологии и организации производства.
Для выявления природы затрат и путей снижения себестоимости продукции статьи расходов группируют по следующим признакам:
1) по способу отнесения их на себестоимость продукции — прямые и косвенные;
2) в зависимости от характера их изменения при изменении объема производства — условно-постоянные и условно-переменные;
Прямые расходы — это расходы, непосредственно связанные с производством дайной продукции и учитываемые по ее отдельным видам. Например, расходы по сбору и транспортировке газа относятся на газ, расходы по перекачке и хранению нефти — на нефть.
Косвенные расходы — это расходы, которые невозможно или нецелесообразно прямо относить на себестоимость того или иного вида продукции, поскольку они связаны с производственной деятельностью предприятия в целом. Их включают в себестоимость отдельных видов продукции пропорциональным распределением. Например, общепроизводственные, общехозяйственные и внепроизводственные расходы распределяют между нефтью и газом пропорционально их весовому количеству.
Условно-постоянные расходы — это расходы, которые при изменении (уменьшении или росте) объема продукции остаются почти неизменными, а их уровень на единицу продукции изменяется. Например, амортизация скважин (при данном фонде скважин), содержание аппарата предприятия и др.
Условно-переменные расходы — это расходы, сумма которых изменяется с изменением объема продукции, но их уровень на единицу продукции остается почти постоянным. Например, электроэнергия арн насосной добыче нефти.
8*. Методика калькулирования себестоимости
Группировка затрат по калькуляционным статьям расходов можно использовать для определения себестоимости единицы продукции. В отличие от экономических элементов затрат калькуляционные статьи расходов формируются с учетом места их.возникновения, назначения, особенностей технологии и организации производства. Это существенно влияет на номенклатуру калькуляционных статей расходов в различных отраслях промышленности. В качестве примера ниже приведена номенклатура статей расходов калькуляции в бурении.
· Подготовительные работы к строительству скважин
· Строительство и разборка наземных сооружений, монтаж и демонтаж оборудования
· Бурение скважин:
а) материалы
б) основная заработная плата рабочих
в) расходы по эксплуатации бурового оборудования и инструмента
г) транспортные расходы
д) энергетические затраты
е) прочие услуги вспомогательных производств и другие расходы
· Испытание скважин на продуктивность
· Промыслово-геофизические работы
· Накладные расходы
Большинство калькуляционных статей расходов отражают комплексные статьи, соединяющие несколько элементов расходов, связанных либо с непосредственным осуществлением определенного производственного процесса, либо с организацией и управлением производством и реализацией продукции.
Так, например, расходы по заработной плате промышленно-производственного персонала также распределяются по разным статьям калькуляции. В нефтепереработке по статье "Заработная плата основная и дополнительная" планируется и учитывается заработная, плата рабочих и ИТР, входящих в состав бригад, непосредственно занятых в данном конкретном технологическом процессе.
Подобная группировка затрат по статьям расходов, учитывающая их назначение и место возникновения, позволяет, во-первых, определять себестоимость отдельных видов продукции, а во-вторых, что не менее важно, дает возможность проводить технико-экономический анализ факторов, влияющих на уровень себестоимости продукции, по конкретным участкам производства. На основе такого анализа выявляют резервы снижения себестоимости продукции.
9*. Порог рентабельности, точка безубыточности
Для определения границ рентабельного производства используют сопоставление выручки от реализации с суммарными, а также переменными и постоянными затратами, используя определение порога рентабельности (точки безубыточности) – это такой объем производства продукции (объема бурения, добычи, транспорта, переработки) и выручка от ее реализации, при к-ых Пие не имеет ни прибыли, ни убытков, т.е. выручка от реализации продукции только покрывает затраты. Дальнейшее увеличение выпуска продукции делает Пие рентабельным, снижение – убыточным.
ТБ = Общие постоянные затраты/(Цена за ед. - Переменные затраты за ед.) –Аналитичекий путь
Метод анализа безубыточности позволяет определить для каждого периода реализации проекта требуемый объем продаж, обеспечивающий покрытие затрат и получение приемлемой прибыли; зависимость прибыли Пия от изменения цены продаж, постоянных и переменных затрат; значение каждого продукты в доле покрытия общих затрат.
Графически: (точка пересечения прямой общих издержек и выручки показывает объем продаж Об, позволяющий Пию из зоны убыточности перейти в зону прибыльности).
На газодобывающем Пии объем производства составляет 5 млрд.м3, цена реализации газа – 200 руб/тыс.м3, объем реализации составляет 1000 млн. руб., затраты переменные – 500 млн.руб, затраты постоянные – 200 млн.руб, прибыль – 300 млн.руб.
На графике видно, что критическая точка безубыточной работы составляет 2 млрд.м3, объем реализации в этих условиях составляет 400 млн.руб. В этой точке уже будут покрыты затраты Пия, но прибыль будет равна 0.
Точка безубыточной работы не остается постоянной. Она будет меняться при следующих изменениях:
· если рост объема производства или другие факторы приводят к изменению постоянных затрат
· при изменении цен на товарных рынках
· при изменении затрат за счет любых факторов – норм, цен и другие.
К преимуществам этого метода следует отнести простоту использования, наглядность при планировании прибыли, иллюстрировать при демонстрации влияния операционных изменений на прибыльность Пия, помощь в определении рационального соотношения между постоянными и переменными затратами.
При использовании метода анализа безубыточности необходимо учитывать некоторые ограничения и допущения:
· цена продукта считается постоянной величиной на протяжении всего расчетного периода, поэтому целесообразно построить график для различных уровней цен
· в случае производства нескольких продуктов смешанные продажи считаются стабильными
· производственная эффективность принимается постоянной величиной на протяжении всего расчетного периода
· не учитываются изменения производственных запасов на различных этапах реализации проекта
· переменные издержки на производство единицы продукции считаются неизменными на протяжении всего расчетного периода
· суммарные постоянные издержки также считаются неизменными.
10*. Цена и ценообразование. Функции цены. Структура цены. Виды цен. Франкирование цен
Цена – сумма денег, кот покупатель уплачивает продавцу в обмен на товар. Инструмент функционирования потребительских товарных рынков и рынков промышленной продукции.
Цена – это выраженная в денежной форме стоимость продукции, работ, услуг, кото учитывает затраты на изготовление продукции (себестоимость + прибыль предприятия).
Функции цены:
1. Измерительная. Первичная функция. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара. Цены дают возможность дать количественную оценку единицы продукции, а также определить объем проданной продукции и оказанных услуг.
2. Соизмерительная. Заключается в сопоставлении ценностей разных товаров.
3. Учетная функция. Уч. ф. цены позволяет оценить стоимость имущества предприятия, учитывать затраты на производство продукции.
4. Распределительная функция. Цена выступает инструментом распределения и перераспределения ден ср-в между регионами, отраслями эк-ки, ее секторами, предпр-ми различных форм собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными слоями населения.
5. Стимулирующая. Влияет на заинтересованность производителей в увеличении объемов продаж.
6. Социальная. С изменением цен связаны структура и объемы потребления товаров и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет каждого человека.
7. Внешнеэкономическая. Роль инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.
Многообразия функций цены, а также противоречивость целей осуществления отдельных функций приводят к тому, что использовать все функции единовременно невозможно.
Структура цены. В состав цены входят определенные элементы. Значение ее элементов в абсолютном выражении определяет ее состав.
Элементы цены:
1. Себестоимость производства и реализации товаров, работ, услуг
2. Прибыль производителя. / 1+2=Цена предприятия
3. Косвенные налоги: Акциз. НДС. / 1+2+3=Оптовая отпускная цена
4. Посредническая надбавка: Издержки посредника. Прибыль посредника. НДС посредника. / 1+2+3+4=Оптовая закупочная цена
5. Торговая надбавка: Издержки торговали. Прибыль торговали. НСП, НДС торговли. / 1+2+3+4+5=Розничная цена.
Ценовая система – это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих эк-ие отношения между различными участниками нац-го и мирового рынков. Различают след виды цен и тарифов: - цена предприятия; - оптовая отпускная цена; - оптовая закупочная цена; - розничная цена.
Оптовые цены на продукцию пром-ти, закупочные цены, цены на строительную продукцию, тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение, цены на потребительские товары, тарифы на услуги = относятся к классу национальных.
Внешнеторговые цены: экспортные цены; импортные цены.
В зависимости от сферы регулирования различают рыночные и регулируемые цены.
К рыночным ценам относятся:
1. Свободные цены, кот устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. Покупатель и продавец не связаны никакими обязательствами.
2. Договорно – контрактные цены, кот устанавливаются по соглашению сторон. Продавец и покупатель принимают на себя опред-ые обязательства.
3. Цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, кот вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия.
Регулируемые цены – цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования.
Методы установления цены:
1. Метод полных издержек. Способ формир-я цен на основе всех затрат, кот независимо от своего происхождения списываются на единицу изделия. Основой опред-я цены явл-ся реальные издержки производства на ед-цу продукции, к которым добавляется расчетная прибыль.
2. Метод стандартных издержек. Позволяет формировать цены на основе расчета нормативных затрат с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Возможность проводить пофакторный анализ затрат. Возможность управления затратами.
3. Метод прямых издержек. Позволяет формировать цены на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи продукции. Разновидность – метод стандартных прямых издержек.
Франкирование цен.
Дифференциация цен по транспортной составляющей в цене осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. «Франко» означает до какого пункта на пути продвижения товара от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в цену продукции. До пункта «франко» продавец несет расходы по транспортировке, страхованию, сохранности груза, его погрузке и разгрузке.
Система цен «франко» включает в себя: (название цены – виды расходов, включаемые в цену продукции)
1. Франко-склад поставщика – цена продукции на складе поставщика.
2. Франко-станция отправителя – 1ое + расходы по доставке продукции на станцию отправителя
3. Франко-вагон станция отправителя - + расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправления
4. Франко-вагон станция назначения - + расходы по транспортировке до станции назначения
5. Франко-станция назначения - + расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения
6. Франко-склад потребителя - + расходы по доставке от станции назначения до склада потребителя.
В мировой практике принято 14 базисных условий поставки товара, что соответствует российским понятиям франко.
Ценообразование
Мировая практика хозяйствования имеет несколько подходов к установлению цен: на основе спроса и предложения, плановых затрат по выпуску продукции, на основе договора.
Мотивом к принятию решения о том, что и сколько производить, приобретать, явл-ся получение выгоды, кот проявляется через систему цен, устанавливаемых на товары в ходе их реализации на рынке. Доходность выпускаемой предприятием продукции определяется рынком, ценой ее реализации. Если цена выше издержек производства и реализации, то такую продукцию производить выгодно.
Цена на рынке складывается на основе спроса и предложения на данный товар, независимо от сложившихся затрат. В этом случае цена для предпр-я явл-ся заданной.
Зависимость между ценой товара и величиной спроса – кривая спроса: чем ниже цена, тем больше спрос и потребление. ( +кривая предложения → равновесная цена).
11*. Прибыль. Формирование прибыли. Распределение прибыли. Налог на прибыль. Чистая прибыль
К важнейшим обобщающим пок-лям эф-ти произв.-хозяйст. деят-ти п/п относятся прибыль и рент-ть. Повышение уровня этих пок-лей свидетельствует как об улучшении использ-я произв-ных и фин. ресурсов, так и о получении дополнительных источников инвестиций для дальнейшего развития.
Прибыль – это доход п/п, получаемый от пр-ва и реал-ции пр-ции, оказания различных услуг, выполнения работ промышл. характера, операций с ц. б. и другие. В этом пок-ли находят отражение все стороны произв.-хоз. и фин. деят-ти п/п. Поэтому прибыль выступает как конечный, оценочный пок-ль. Для п/п значение прибыли велико, так как она явл-ся одним из осн. собственных фин. ресурсов п/п. На п/п различают несколько видов прибыли:
1. Реализационная прибыль (ПРЕАЛ) – это прибыль, получаемая в рез-те произв-ва и реал-ции пр-ции, работ промышл. хар-ра, она представляет собой разницу между реализованной пр-цией (РП) и ее с/с (S): ПРЕАЛ = РП – S = ∑ (Ц – С) *Q где: Ц – цена ед-цы пр-ции (услуги, работы); С – с/с ед-цы пр-ции; Q – кол-во пр-ции; S – с/с всей реализуемой пр-ции.
2. Прибыль от прочей реал-ции (ППР) образуется в рез-те продажи п/п-ем ненужных ОФ сверхнормативных материальных ценностей, а также прочих операций. Она также определяется по разности выручки и затрат, связанных с этими операциями.
3. Внереализационная прибыль (ПВ) – это прибыль, образуемая в рез-те операций с ц. б., валютой и др. видами деят-ти, не связ. непосредственно с произ-вом и реал-цией пр-ции и услуг, а именно прибыль (убытки) от экспл-ции жилых зданий, клубов; полученные (уплаченные) штрафы, пени; прибыль, по операциям прошлых лет; поступления от ранее списанных безнадежных долгов и другие.
4. Балансовая прибыль – это общая ∑ дохода, образуемого на п/п. Из него произв-ся обязательные выплаты в виде налогов и отчислений (Н). ПБ = ПРЕАЛ + ППР + ПВ
5. Оставшаяся в распоряжении п/п прибыль составляет чистую прибыль (ПЧ): ПЧ = ПБ – Н
Т. о, прибыль – это обобщ. пок-ль для деят-ти п/п, в кот. отражаются и рост объема произ-ва и повышение качества пр-ции и сокращение затрат.