Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

Конкуренция:

Различают 4-е рыночные структуры, с точки зрения ограничения конкуренции:

- рынок совершенной конкуренции;

- рынок чистой конкуренции;

- рынок монополистической конкуренции;

- рынок олигополистической конкуренции.

Характерные черты рынка конкуренции:

- большое количество покупателей и продавцов;

- объем производства отдельной фирмы мал, поэтому контроль над ценами со стороны фирмы отсутствует;

- данная отрасль является свободной для входа и выхода фирм;

- тип продукции стандартизирован;

- информация о ценах и качестве общедоступна;

- неценовая конкуренция отсутствует

- кривая спроса фирмы на данном рынке абсолютно эластична.

Типы рыночных структур: конкуренция и монополия - student2.ru

Р=MR

MR=MCÞ Р=MC (частый случай общего правила)

1) максимизация прибыли (рассм. когда фирма максимизирует прибыль)

Типы рыночных структур: конкуренция и монополия - student2.ru

Р>АТС

2)минимизация убытков (АТС>Р>АVС):

Типы рыночных структур: конкуренция и монополия - student2.ru

3)случай закрытия (Р<АVС):

Типы рыночных структур: конкуренция и монополия - student2.ru

Общий вывод для фирмы, работающей на рынке конкуренции:

Типы рыночных структур: конкуренция и монополия - student2.ru

При Р4 – допредельная фирма со сверхприбылью;

При Р3 - допредельная фирма с нормальной прибылью (эк. прибыль=0);

При Р2 - предельная фирма, АVС-min;

При Р1 - запредельная фирма (случай закрытия).

Равновесие в LR (MC=AC=P=MR):

Типы рыночных структур: конкуренция и монополия - student2.ru

Монополия:

Концентрация производства – превращение части прибыли в капитал.

Централизация производства – укрупнение капитала засчет слияния 2 или нескольких капиталов.

Характерные черты рынка монополии:

- лишь одна фирма;

- продукция уникальна и нет близких знаменателей;

- вход в отрасль блокирован барьерами:

экономия от масштаба(те нужен очень большой объем капитала),

естественная монополия (водоснабжение)

выдача государством патентов и лицензии

исключительное право собственности на какой либо ресурс

- конкуренция отсутствует (связи с общественностью);

- очень большой контроль над ценами.

Во многих странах существует антимонопольное законодательство, тогда государство регулирует монополию.

Чистая монополия – предприятие или объединение предприятий, которое сосредотачивает в своих руках производство основной массы продукции данного вида, что позволяет ей диктовать цены на рынке и получать монопольную сверхприбыль.

Кривая спроса в монополии носит классический характер (MR<P):

Типы рыночных структур: конкуренция и монополия - student2.ru

Существует определенная связь между MR, ТR, EDP(показывает степень влияния изменения цены на изменение величины спроса=(DQ/Q)/(DP/P)):

EDP>1, то MR >0, TR­при Р¯Q­

EDP=1, =0, TR-max

EDP<1, MR<0, TR¯

Типы рыночных структур: конкуренция и монополия - student2.ru

Монополист будет понижать цену только на эластичном участке кривой спроса.

1) максимизация прибыли (рассм. когда фирма максимизирует прибыль)

Р>АТС , MR=MC

Типы рыночных структур: конкуренция и монополия - student2.ru

2)минимизация убытков (АТС>Р>АVС):

Типы рыночных структур: конкуренция и монополия - student2.ru

3)случай закрытия (Р<АVС):

Типы рыночных структур: конкуренция и монополия - student2.ru

Проиграет ли общество, когда на рынке конкуренции появляется монополист?

Типы рыночных структур: конкуренция и монополия - student2.ru

Р= LRAC= LRМC-условие равновесия фирмы в LR,

В точке А: Р=MC (рынок конкуренции)

В точке В: MR=MC (рынок монополии)

РСM

QC>QM

В LR монополия получает эк. прибыль, тк существуют барьеры для вступления в отрасль. Следовательно, монополия получает прибыль и в LR, и в SR. единственным ограничителем монопольной власти является эластичность его кривой спроса:

РМ=МС/(1-1/ЕD); РМ=МС* ЕD/ (ЕD-1)

Существуют показатели, определяющие монопольную власть:

- показатель Лернера (IL=(PM-MC)/PM, можно мс заменить ас) IL=0 рынок конкуренции, IL>0 монополия;

- индекс херфиндаля-хиршмана (IHH=S12+S22+…+SN2)

Наши рекомендации