Типы рыночных структур: конкуренция и монополия
Конкуренция:
Различают 4-е рыночные структуры, с точки зрения ограничения конкуренции:
- рынок совершенной конкуренции;
- рынок чистой конкуренции;
- рынок монополистической конкуренции;
- рынок олигополистической конкуренции.
Характерные черты рынка конкуренции:
- большое количество покупателей и продавцов;
- объем производства отдельной фирмы мал, поэтому контроль над ценами со стороны фирмы отсутствует;
- данная отрасль является свободной для входа и выхода фирм;
- тип продукции стандартизирован;
- информация о ценах и качестве общедоступна;
- неценовая конкуренция отсутствует
- кривая спроса фирмы на данном рынке абсолютно эластична.
Р=MR
MR=MCÞ Р=MC (частый случай общего правила)
1) максимизация прибыли (рассм. когда фирма максимизирует прибыль)
Р>АТС
2)минимизация убытков (АТС>Р>АVС):
3)случай закрытия (Р<АVС):
Общий вывод для фирмы, работающей на рынке конкуренции:
При Р4 – допредельная фирма со сверхприбылью;
При Р3 - допредельная фирма с нормальной прибылью (эк. прибыль=0);
При Р2 - предельная фирма, АVС-min;
При Р1 - запредельная фирма (случай закрытия).
Равновесие в LR (MC=AC=P=MR):
Монополия:
Концентрация производства – превращение части прибыли в капитал.
Централизация производства – укрупнение капитала засчет слияния 2 или нескольких капиталов.
Характерные черты рынка монополии:
- лишь одна фирма;
- продукция уникальна и нет близких знаменателей;
- вход в отрасль блокирован барьерами:
экономия от масштаба(те нужен очень большой объем капитала),
естественная монополия (водоснабжение)
выдача государством патентов и лицензии
исключительное право собственности на какой либо ресурс
- конкуренция отсутствует (связи с общественностью);
- очень большой контроль над ценами.
Во многих странах существует антимонопольное законодательство, тогда государство регулирует монополию.
Чистая монополия – предприятие или объединение предприятий, которое сосредотачивает в своих руках производство основной массы продукции данного вида, что позволяет ей диктовать цены на рынке и получать монопольную сверхприбыль.
Кривая спроса в монополии носит классический характер (MR<P):
Существует определенная связь между MR, ТR, EDP(показывает степень влияния изменения цены на изменение величины спроса=(DQ/Q)/(DP/P)):
EDP>1, то MR >0, TRпри Р¯Q
EDP=1, =0, TR-max
EDP<1, MR<0, TR¯
Монополист будет понижать цену только на эластичном участке кривой спроса.
1) максимизация прибыли (рассм. когда фирма максимизирует прибыль)
Р>АТС , MR=MC
2)минимизация убытков (АТС>Р>АVС):
3)случай закрытия (Р<АVС):
Проиграет ли общество, когда на рынке конкуренции появляется монополист?
Р= LRAC= LRМC-условие равновесия фирмы в LR,
В точке А: Р=MC (рынок конкуренции)
В точке В: MR=MC (рынок монополии)
РС<РM
QC>QM
В LR монополия получает эк. прибыль, тк существуют барьеры для вступления в отрасль. Следовательно, монополия получает прибыль и в LR, и в SR. единственным ограничителем монопольной власти является эластичность его кривой спроса:
РМ=МС/(1-1/ЕD); РМ=МС* ЕD/ (ЕD-1)
Существуют показатели, определяющие монопольную власть:
- показатель Лернера (IL=(PM-MC)/PM, можно мс заменить ас) IL=0 рынок конкуренции, IL>0 монополия;
- индекс херфиндаля-хиршмана (IHH=S12+S22+…+SN2)