Сущность классификации издерж.предприятия. С/с продукции, работ, услуг и ее виды.Экономич.бухгалт.и нормальная прибыль.
В эконом.лит-ре издержки пр-ва и обращ.пром.предпр. рассматр.как денежн.выражение затрат производств.факторов необх.для осущ. предпр.своей производств.и коммерч деят-ти.
Затраты относящиеся к выпущеной продукции характериз.с/с или текущие издержки произ-ва и обращения.
Осн.состав затрат включаем.в с/с продукции устан.в централиз.порядке. принципы формиров.с/с определены з-ном «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и Положением о составе затрат по пр-ву и реализации продукции (р,у), включаемых в с/с.
В указ.нормат.актах разгранич.затраты относимые на с/с продукции и производ.за счет др.источн.финансир.
В Полож.о сост.затрат указано, что с/с прод.представл.собой стоим.оценку исп.в процессе произ-ва прод-и, прир.ресурсов, сырья и материал., топлива,энергии,ОФ,раб.силы,а также затр.на произ-во и реализ.
Различают след виды с/с:
1. Цеховая с/с- вкл все затраты, связанные с изготовлением продукции в данном цехе.
2. Производственная с/с- это аналогичные затраты в масштабах предприятий.
3. Полная (коммерческая)с/с-включает производ с/с, а также затраты, связанные с реализацией продукции предприятием.Она опр-ся только по товарн.продукции и необходима для:
*Маркетингов.исслед. и ринятия на их основе решений о нач.пр-ва нового изд.с наим.затратами.
*Для опред.степени влияния отд.статей затрат на с/с.
*Для правильного ценообразования.
*Для правильного опр.фин.результ.работы, а соотв.и прибыли.
По методу включ. в с/с все затраты делятся на прямые и косвенные:
Прямые - это затраты, которые можно рассчитать непосредственно на ед каждого вида выпускаемой продукции. К ним относятся: затраты на основные материалы и комплектующие изделия, з/пл производ рабочих с отчислениями на соц нужды.
Косвенные –это затраты, связанные с совместным использованием сред-в и условий произв-ва, к ним относятся:расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, цеховые, общепроизводственные расходы. Они рассчитываются в целом по цеху или предприятию, а затем распределяется м/у отделными видами продукции, пропорционально какой-либо базе. Чаще всего в качестве базы используют основную з/пл производственных рабочих. Этот метод не очень точен.
1. По связи с объемом выпускаемой продукции
Все затраты делятся на переменные и условно постоянные.
Переменные- это затраты, изменяющиеся пропорционально при увеличении или уменьшении кол-ва изготавливаемой продукции. К ним относятся основные материалы и комплектующие изделия. З/пл сдельщиков с отчислениями на соц. Нужды, эл энергия и т.д.
Условно постоянные- это затраты не изменяющиеся или меняющиеся незначительно при изменении кол-ва выпускаемой продукции. к ним относятся затраты по содержанию зданий и сооружений, амортизационные отчисления, по содержанию управленческого персонала и др.
2. По степени участия в процессе произ-ва
Все затраты делятся на основные и накладные.
Основные-это затраты, связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся: затраты на материалы, з/пл основных и вспомогательных рабочих с отчислениями на соц нужды, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования .
Накладные- это затраты , связанные спроцессом управления производством (цеховые расходы и общепроизводственные).
3. По составу затрат
Затраты делятся на простые и комплексные.
Простые-состоят из одного эк элемента.
Комплексные-затраты состоят из нескольких эк элементов с одинаковым производственным значением.
4. По месту возникновения затрат
Выделяют след.возм.случаи увелич.перемен.издержек:
*Пропорц.увелич.объема пр-ва
*Регрессивно (меньшими темпами, чем объем пр-ва)-наилучший
*Опер.темпами в сравн. с ростом объема пр-ва-наихудший
9 Система цен их виды и сртуктура. Факторы ценообразования, связ.с фактич.усл.пр-ва и реал.продукции.
Система цен, характеризует взаимосвязь и взаимоотнош.различных видов цен. Она состоит из различн.элементов, среди кот.можно выделить, как отдельные цены так и определен.их группы.
Цены можно классиф.по след.критериям:
*в завис.от сфера товарн.обслуж.
-оптовые-розничные-закупочные-цены в виде тарифов на услуги и т.д.
*в завис.от полноты включ.в цену транспортн.издержек:
-цена франко-пункт отправления,т.е.изд.включ.в цену только до пункта магистральной перевозки
-цена франко-пункт назначения, т.е.в нее включ.все трансп.изд.до пункта назначения
*в завис.от форм продажи:
-договорные, контрактные,-это цены фактич.договоренности между продавцом и покупателем
-биржевые котировки
-цены армарок или выставок
-цены аукционов и торгов в т.ч.стартовые и продажные
*в завис.от стадии продажи
-цена предложения
-цена спроса
-цена фактич.сделки
*по степени изменчивости во времени
-твердые цены, установл.на весь период действия договора
-плавающие цены, т.е.в договоре указывается опр.цена и приводится порядок пересчета,т.е.формула,учит.изменения ценообразующих факторов
-цена с послед.фиксацией, т.е.в договоре отраж-ся условия измен.и фиксации.
*в завис.от степени регулируемости
-жесткофиксированные
-регулируемые цены
-свободные цены
*базовая цена явл. основой для цены фактич.сделки, к кот.могут применяться разл.надбавки и скидки. Основой для базов.ценымогут быть расчетн.,справочн.цены, цены прейскурантов,ценников.
*внутрифирменные (трансфертные)- цены исп.в расчетах между отдельн.подраздел.одного п/п.
*мировые цены – это средняя цена реал.товаров на междунар.рынках.
*цены в стат.справочниках – это средние цены за период и по всей совокупности п/п представляющих конкретную отрасль.
*сопоставимые цены явл-ся неизм.на конкретн.период исследования.
Факторы влияющие на цену:
-спрос на продукцию
-госуд.регулир.цен
-издержки пр-ва и реал.продукции
-уровень конкуренции
-стадия жизненного цикла изделия
-внедрение – низкая цена
-рост и зрелость – рост цены
-спад – низкая цена
-наличие организаций участников продвижения товара на рынке (посредники)
Элементы цены:с/сть,ПБ.косвен.налоги, НДС и акцизы, снабженческо сбытовая надбавка, торговая надбавка
Торг.надбавка: оптовая цена изготовителя = (с/сть прод,прибыль,если подакциз.товар-акцизы)*НДС
Опт.цена посредника=(опт.цена изготовителя-ндс+снабж-сбыт.надбавка)*НДС
Цена розн=(цена опт поср-НДс опт.посредника+торг.наченка)*ндс
Факторы ценообразоавния:
1)обшие (основные)
*цена произ-ва в данной отрали=сумме издержек и средне прибыли п/п отрасли
*соотношение С и П
*уровень конкуренции
*состояние ден-кред.сферы гос.
*гос.политика и реугил.цен-достижение поерд.уровня либерализ.цен и снижение инфляции.(административное и косвенное регулирование)
2)специфические-влияют на цену конкретной сделки
*индив.издержки произ-ва и его рентабельность
*условия поставки това,вкл.распред.транспортных расходов
*условия оплаты
*взаимоотношения между продавцами и покупателем