Экономическая политика государства: цели и методы, инструменты.

Экон-я политика – это сов-ть предпринимаемых гос-м мер воздействия на экон-е процессы для реализации общественно значимых целей. Цели: устойчивый рост национального объема производства, поддержание эффективного размера занятости, стабилизация цен, обеспечение равновесного внешнеторгового баланса.

Методы прямого эк-го гос-го регул-я: целевое финанс-е, дотации предприятиям, финансирование научно-тех-х, экологических программ, финанс-е социальной сферы, государственные закупки, деят-ть государственного сектора эк-ки. Методы косвенного экон-го гос-го регулирования: денежно-кредитные методы(учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов), бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, определение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот), ускоренная амортизация (нормы и порядок аморт=х отчисл-й), внешнеэкон-е методы ( стимулирование экспорта, кредитование экспорта, привлечение или ограничение иностранного капитала).

Цели экон-й политики реализуются с помощью применяемого гос-ом набора инструментов регулирования, кот-й состоит из монетарной, фискальной, финансово-бюджетной и внешнеэкономической политики. К основным инструментам монетарной политики традиционно относят: политику рефинансирования, операции гос-ва на рынке ценных бумаг, политику минимальных резервов. Инструменты фискальной политики: политика доходов и расходов государства, воздействие на частные инвестиции и т.д. Во внешнеэк-й политике гос-во регулирует обменный курс национальной валюты, проводит мероприятия в области цен экспорта и импорта. Впервые комплесный анализ эк.политики гос-ва был проведен в Тимбергеном Согласно его анализа правительственные органы должны выбрать конечные цели эк.политики и сформулировать их. На их основе определяются целевые показатели (например, полная занятость, нулевая инфляция). Во-вторых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает. В-третьих, государственные деятели должны опираться на какую-либо модель экономики, которая связывает воедино цели и инструменты. Важной проблемой здесь является соответствие между количеством целей и количеством инструментов при проведении эк.политики.. Чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны. Взаимозаменяемость целей означает, что невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно. Взаимодополняемые цели сочетаются друг с другом. Такими целями являются рост национального дохода и рост занятости. Нейтральные цели, т.е. не влияющие на достижения друг друга, встркчаются весьма редко.. Тинбергер считал, что в целевую функцию следует ввести 8 элементов: объем гос. расходов, темп изменения роста зар.пл., уровень занятости, индикатор распределения доходов, размеры инвестиций, совокупный спрос, уровень производства, сальдо платежного баланса. В конце 1980-х – ередине 1990-х гг. многие правительства стали рассматривать лишь 2 задачи: полная занятость, борьба с инфляцией. Для стран с развивающимся рынком таким стратегическим регулированием политики, является борьба с высокой хронической инфляцией. Цели эк.политики реализуются путем гос. регулирования. Различают две основные формы гос.регулирования: *административные методы осуществляются через расширение гос.собственности на материальные ресурсы, управление гос.предприятиями, законотворчество. *Экономические методы гос.регулирования с помощью различных мер эк. политики. Прямое вмешательство – это принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной экономики. Гос.регулирования экономики происходит с помощью законодательных актов (ГК, НК). Во всех промш.развитых странах существует гос. сектор экономики. Его размеры могут служить кри терием эк.роли гос-ва.

Косвенное вмешательство гос-ва предполагает осуществление гос.регулирования посредством использования основных инструментов гос. экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. При определении эк.политики важно помнить, что государство и рынок - две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе эк.развития.

Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, принимаемых Центральным банком (ЦБ) в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. ЦБ стремится обеспечить благоприятные для эк.роста условия, его цели: регулирование темпов эк.роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внеш. эконом. связей. Инструментами кредитно-денежной политики являются: операции на кредитном рынке, учетно-процентная (дисконтная) политика, регулирование обязательной нормы банковского резервирования. Операции на открытом рынке являются важнейшим направлением кредитно-денежной политики ЦБ. Суть этих операций, воздействующих на предложение денег – покупка или продажа гос. долговых ценных бумаг. ЦБ могут с наибольшей эффективностью проводить операции на открытом рынке в тех странах, где существует емкий рынок гос. ценных бумаг. В России до фин.кризиса 1998 г. существовал достаточно масштабный рынок гос.краткосрочных обязательств (ГКО).

мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок. Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дорогих денег»), когда Центральный банк: а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу. б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить % ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост ден.массы. Рассмотренные выше примеры политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая - в фазе бума. Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая «политика по правилам». Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3-5% в год). Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.

Налогово-бюджетная политика - это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и,следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен; она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безработицей, так и с инфляцией. Государственным бюджет - финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год). Помимо федерального государственного бюджета, в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так, в Российской Федерации к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня называ-

ется налогово-бюджетным федерализмом. В российской статистике принято рассматривать государственные финансы с использованием следующей терминологии: • консолидированный бюджет - бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местных бюджетов; • расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства») -федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фонами

Маркетинг
1. Товарная политика предприятия.

Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения.

Направления: обеспечить преемственность решений и мер по: формированию ассортимента и его управлению; поддержание конкурентоспособных товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш; разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. Отсутствие т.п. ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или переходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.

Жизненный цикл товара.

ЖЦТ – это время существования товара на рынке.

Концепция ЖЦТ: любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром. Могут быть товары – долгожители, но вечного товара нет. Концепция ЖЦТ может применяться в отношении:

*вида продукции (например, часы), *типа продукции (кварцевые часы),*конкретной модели и торговой марки (кварцевые часы фирмы ОМАХ).

Выделяют 5 этапов:

1)этап исследования и разработки товара (жизнь товара начинается задолго до его появления как продукта в идеях, замыслах. Роль маркетинга -изучение того, нуждается ли потребитель в данном товаре и на какой рынок можно рассчитывать)

2.Этап внедрение товара на рынок

(товар начинает поступает в продажу -сбыт обычно растет медленно из за незначительных продаж и из-за высоких расходов на продвижение товара, фирма имеет самые высокие издержки-задача маркетинга -убедиться рискнет покупатель приобрести товар или нет)

3. Этап роста ( признание товара покупателями и быстрое увеличение спроса на него. Объем продаж растет, фирма получает значительную прибыль задача маркетинга- продлить этот этап путем поисков новых сегментов. усилить рекламу, повысить качество, уменьшить цены)

4. Этап зрелости (насыщения)

(Товар выпускается крупными партиями, но темпы роста сбыта замедляются. повышение степени насыщенности рынка,. Новый товар переходит в разряд традиционных, при этом достигает максимума продаж, существенно снижаются темпы роста прибыли в целом по отрасли. Товар приобретается массовым потребителем со средним уровнем дохода .Для удержания конкурентных позиция требуется дополнительны затраты на производство, улучшения вариантов товара. . Форма рекламы должна быть максимальной, массовой и интенсивной. Идет поиск новых сегментов рынка, продолжается модификация товара)

5. Этап спада (у производителя происходит устойчивое снижение спроса, объема продаж и прибыли. Потребитель теряет интерес к товару, основная масса покупателей с низкой платежеспособностью. Товар уходит с рынка. У продавца есть 3 варианта альтернативных направлений деятельности на этой фазе

сократить маркетинговые программы;оживить продукт, изменив его положение на рынке, упаковку;прекратить выпуск продукции.

Появляющийся разрыв между циклами во времени часто приводит к убыткам: благополучие предприятие обеспечивается надежно только тогда, когда жизненные циклы различных товаров выпускающихся ими прикрывают друг друга. Это означает что еще до момента насыщения рынка 1 товаром на рынок должен быть введен уже следующий другой товар)

Новый товар – это новый продукт, поступивший на рынок и отличающийся от существующих товаров сходного назначения каким-либо изменением потребительских свойств.

Новый товар-

*товар, не имеющий аналогов на рынке *усовершенствованный товар *товар, который усовершенствован, но его свойства принципиально не изменились *товар рыночной новизны (новый только для данного рынка)*старый товар, успешно нашедший новую силу применения

Новым предметом потребления следует считать новый товар, поступивший в сферу потребления, имеющий по сравнению с существующим более высокий потребительский уровень качества и обеспечивающий более полное удовлетворение потребностей. Тем самым подчеркивается потребительская новизна вещи.

Новаторство может быть делом очень рискованным. Около 40% товаров новинок на рынке терпят неудачу (18%-на рынке услуг)

Причины неудачи товаров-новинок:

1)руководитель продвигал понравившуюся идею

2)переоценка объемов рынка

3)товар в реальном исполнении сконструирован не как товар по замыслу

4) неудача марки (высокая цена, неудачная реклама, неудачное марочное название)

Этапы разработки нового товара:

1) Генерация идеи -источником идеи может быть сотрудник фирмы, конкурент, потребитель

2) Фильтрация идеи- исключение из дальнейшего рассмотрения неподходящих идей

3) Проверка концепция идеи нового товара -пробный товар, макет или идею представляют потребителю оценивают их отношение и намерение совершить покупку

4) Эк.анализ – необходим для того, чтобы вовремя приостановить выпуск малоэффективного товара и определить оптимальные объемы производства и реализации

5) Разработка товара – идею воплощают в физ.форму, разрабатывают марку, упаковку, устанавливают цены, определяют целевой сегмент и оценивают конкурентоспособность товара

6) Пробный маркетинг – реализации товара на 1 или нескольких пробных рынках и наблюдают за развитием сбыта в рамках определ.плана маркетинга

7) Коммерческая реализация -соответствует 2 этапу жизненного цикла товаров -это внедрение. Этот этап требует больших затрат и быстрого принятия решений

Товарный ассортимент-группа товаров. тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, через одни и те же типы торговых заведений или в рамках одного и того же диапазона цен

Рыночная атрибутика товара.

Упаковка является одним из существенных элементов, формирующих общую потребительную ценность товара. В основном вклад упаковки проявляется на уровне «товар в реальном исполнении». Однако в целом ряде случаев ее действие распространяется практически на все уровни товара.

Существуют следующие основные функции упаковки.

Вмещение и защита при транспортировке, хранении и обращении с товаром от воздействия света, тряски, вибрации, поломки, испарения, протекания и т.д.

Использование. Упаковка может облегчать процесс использования товара. Губная помада, пиво в жестяных банках, готовая пища в вакуумной упаковке, имеющей форму тарелок, - вот примеры упаковки эффективно, реализующей эту функцию.

Средство коммуникации. Упаковка демонстрирует марку, указывает состав и направления использования товара, отражает образ марки и демонстрирует продукцию, выделяет ее через дизайн, цвет форму и материалы. Она должна быть инструментом продвижения, ставя последнюю точку в принятии решения о покупке.

Средство позиционирования. Форма, размер, цвет или конструкция упаковки может отражать особенность потребительских запросов конкретной рыночной группы.

Минимизация издержек на транспортировку. Упаковка должна учитывать требования каналов сбыта для облегчения затрат на транспортировку, обращение и хранение.

Товарная марка – совокупность свойств товара, дополненная элементами специальной идентификации.

Наиболее видимы атрибутом товарной марки является – товарный знак – это зарегистрированный в установленном законодательном порядке на имя владельца символ, слово, изображение, звуковые позывные или оригинальная форма и имеющие зафиксированный набор особенностей и характеристик, служащих для однозначной идентификации товара.

Разновидностью товарного знака является логотип, в основе которого лежит текст, имеющий особый графический образ. В этом случае именно само графическое представление текста играет самостоятельную роль. С другой стороны, в товарном знаке на первое место может выйти звучание – товарное имя («Лада», «Жигули»).

Фирма должна принять четыре решения по созданию марки. Они связаны с корпоративными символами и фирменным стилем, философией создания марок, выбором и названия марки и использованием торговых марок.

Корпоративные символы и фирменный стиль – это название фирмы, знаки и торговые образы, являющиеся важной частью общего образа компании.

Товарный знак -товарная марка или любая часть её которая зарегистрирована R.

Требования к марочным названиям:

1)должны отличаться от других

2)рекоменд-должны содержать намек на качество товаров

3)д содержать намек на определенные выгоды от покупки товаров

4)д.б.короткими и запоминающимися

5)не д.б. случайными

Классификация товаров:

1)традиции:

1)биржевые

*энергоносители(гз,нефть)

*продовольственные (какао, рис)

*стратегические(золото, платина)

*металлы (медь, серебро)

2)промышленные

*материалы(сырье, детали)

*капительные (зд,сооружения)

*вспомогательные (инструмент, масла)

3)потребительские

*повс.спрос(газ, сигареты, продукты)

*импульсивные (книги, журнал. сладкие)

*экстренное (пакеты, лекарство)

*предварительный выбор (мебель, аппарат)

*особого спроса (меха, автомобили, драг)

*пассивн интерес (страховки, учебники)

2)услуги:

1)бытовые:

*питание(кафе, бары)

*жилье(ремонт,стр-во)

*обслуживание(стирка, уборка)

*отдых (бил, путевки, кино)

2)деловые:

*техничесике(сбор, наладка)

*интеллектуальные (правов, Марк, бухг)

*финансовые (все виды банк.услуг)

3)социальные

*образование (школы, курсы)

*здравоохранение (поликлиники, салоны)

*безопасность (охр,расследование)

*развитие (экск, музеи)

Нетрадиционные

1) лица

2)места

3)идеи

4)организации

Маркетинговая среда фирмы

Наши рекомендации