Коммерческий расчет как важнейший экономический метод механизма хозяйствования.

Коммерческий расчет в совокупности с другими методами и элементами экономического механизма предусматривает формирование и реализацию глобальной политики развития предприятия и соответствующих политик по важнейшим направлениям его деятельности, включая:

♦ обеспечение эффективности производства;

♦ развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение капиталовложений и размещение производства;

♦ финансирование хозяйственной деятельности и использование финансовых ресурсов;

♦ развитие и внедрение передовых технологий и инноваций в производство;

♦ кадровую политику;

♦ политику ценообразования;

♦ техническую политику и другие направления деятельности предприятия.

Коммерческий расчет объединяет функции управления и экономические рычаги, направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия.

Конечной целью коммерческого расчета является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод.

Важнейшими элементами экономического механизма, реализуемыми централизованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета, являются:

♦ глобальная политика и инструменты ее реализации в области ценообразования и оптимизации издержек производства;

♦ организация условий устойчивого финансирования производственной деятельности и развития предприятия.

Существуют различные способы и формы (модели) использования экономических рычагов и методов коммерческого расчета, в зависимости от поставленных задач:

Формирование политики ценообразования;

Формирование издержек производства;

Формирование политики в области финансирования и кредитования хозяйственной деятельности предприятия

В этом случае использование рычагов и методов коммерческого расчета требует использования специальных методов и инструментов взаимодействия и расчета между подразделениями предприятия.

Конкретные механизмы (модели) коммерческого расчета для обеспечения эффективного управления функционированием и развитием промышленного предприятия определяются на основе его глобальной политики, целей и стратегий, формируемых на высшем уровне управления предприятия.

На реализацию принципов и выбор конкретных средств и методов коммерческого расчета оказывают влияние специфические особенности развития промышленных предприятий на современном этапе. Эта специфика зависит от вида деятельности, характера выпускаемой продукции и степени разделения труда в рамках предприятия, корпорации.

30. Коммерческий расчет как метод хозяйствования: сущность, предпосылки, признаки, принципы. Сущность и условия для оценки самоокупаемости и рентабельности в системе коммерческого расчета.

Коммерческий расчет– метод хозяйствования, реализующий рыночные отношения с целью получения предприятием прибыли. Он присущ только тем предприятиям, которые ведут коммерческую деятельность, реализуют свои производственные товары (услуги) и получают прибыль. Предпосылками организации коммерческого расчета на предприятии являются: частная собственность и соблюдение принципов предпринимательства; правовая защита собственности и конкуренции; свободное перемещение труда и капитала; свободное ценообразование; оптимальное государственное регулирование экономики; наличие и соблюдение норм и нормативов использования трудовых и материальных ресурсов в производстве; соблюдение принципов, форм и методов современной организации производства и труда; эффективная мотивация и стимулирования труда в зависимости от конечного результата производства. Принципы коммерческого расчета – это ключевые аспекты успешной работы предприятия, самофинансирование, самоокупаемость и рентабельность; экономическая заинтересованность и экономическая ответственность; хозяйственная самостоятельность; испытание конструкцией.

Принцип самоокупаемости и рентабельности является главным принципом коммерческого расчета, так как ориентирует предприятие на получение прибыли и осуществление расширенного воспроизводства за счет собственных средств. Самоокупаемость и рентабельность означает, что доходы предприятия не только покрывают его экономические издержки, но и обеспечивают экономическую прибыль. Исследование коммерческого расчета, как метода хозяйствования предприятий в рыночной экономике, требует уточнения понятий «текущие издержки» и «прибыль».

Текущие издержки представляют собой выраженные в денежной форме затраты, связанные с производственно-коммерческой деятельностью предприятия.

В условиях рыночной экономики в хозяйственной практике для исследования самоокупаемости и рентабельности, а также анализа производственно-хозяйственной деятельности в целом используются лишь бухгалтерские издержки и бухгалтерская прибыль. Это объясняется тем, что неявные издержки, как альтернативная стоимость труда и капитала, принадлежащих владельцу предприятия, появляются только тогда, когда есть альтернативные варианты применения этих ресурсов.

Оценка самоокупаемости и рентабельности по бухгалтерским издержкам и бухгалтерской прибыли, как принято в отечественной практике, завышает эффективность производства. Рентабельным в этом случае признается предприятие, имеющее бухгалтерскую прибыль больше нуля, независимо от ее абсолютного значения. Между тем в рыночной экономике эффективно работающее предприятие должно получать прибыль, в размере не ниже банковского процента, т. е. должно получать нормальную прибыль. В противном случае инвестиции в такое предприятие экономически не оправданы. В связи с этим, по мере развития рыночных отношений и коммерческого расчета, возникает необходимость учета и анализа неявных издержек, а следовательно, экономических издержек и экономической прибыли.

С учетом этого самоокупаемость и рентабельность, как принцип коммерческого расчета, означает, что доходы предприятия не только покрывают его экономические издержки, но и обеспечивают экономическую прибыль. Самоокупаемым является такое предприятие, доходы которого равны или превышают экономические издержки. Если доходы равны экономическим издержкам, то предприятие получает нормальную прибыль, равную банковскому проценту. Если доходы превышают экономические издержки, то предприятие имеет не только нормальную, но и экономическую прибыль, т. е. работает рентабельно. Если же доходы предприятия меньше экономических издержек, предприятие является экономически убыточным.

Однако данный источник самофинансирования может использоваться только в акционерных обществах. Крупные государственные унитарные предприятия Беларуси, которые для повышения технического уровня производства и обеспечения конкурентоспособности продукции нуждаются во внешних инвестициях, из-за правового статуса не могут использовать столь выгодный источник финансирования и вынуждены прибегать к дорогостоящим заемным средствам.

31. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества организации и товара: понятия, факторы и методы оценки, проблемы и пути повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.

Конкурентоспособность предприятия-способность проектировать, производить и реализовывать на рынке конкурентоспособный товар или услугу наиболее успешно полно по сравнению с предприятием-конкурентом, удовлетворение потребности рынка и обеспечивая предприятию получение прибыли , расширенное воспроизводство, экономическое и социальное его развитие. Основные факторы-природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и малоквалифицированная рабочая сила. Развитые факторы- современная структура обмена информацией, высококвалифицированные кадры и исследовательские отделы университетов, занимающиеся высокотехнологическими направлениями. По степени специализации факторы деляться на общие и специализированные. Общие факторы (система автомобильных дорог, персонал с высшим образованием)могут быть использованы в широким спектре отраслей.. Специализировнные-узкоспциализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, специализированное программное обеспечение. Естественные (природные ресурсы, географическое положение) и созданные факторы. Создание факторов- процесс накопления: каждое накопление наследует факторы, достигшиеся от придыдущего поколения и создает свои.(факторы более высокого порядка). Внешние факторы-меры государственного воздействия как экономического характера (амортизационная политика, различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии; таможенная политикаи связанные с ней импортные пошлины; система гос страхования. Внешними факторами являются конкурентная среда и уровень конкуренции, степень приватизации предприятия в отрасли; конкурентоспособность отрасли; хаактеристика спроса на товары предприятия; случайные события; экономические и организационно-административные формы и методы гос регулирования поведения производителей в отрасли и покупателей. К «ключевым факторам рыночного успеха» предприятия относят: его финансовое положение; развитость базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами.

Конкурентные преимущества преимущества предприятия обеспечивают предложения потребителям такого продукта, который представляет для них известную цену и за который они готовы платить деньги. Конкурентные преимущества предприятия позволяют ему выживать в конкурентной барьбе и побеждать ценовой и неценовой конкуренции. Формами проявления конкурентных преимуществ являются: 1.стабильность макроэконом показателей в стране; преимущество в производственных, трудовых и фин ресурсах; стимулирование спроса на продукцию ; низкая себестоимость и высокая качество продукции, «гибкость» предприятия в условиях рыночной неопределенности и предпринимательского риска; соответствующая гос политика в области защиты и регулирования конкуренции или поддержки товаропроизводителей; 2. Преимущества технического и технологического характера, структурного хар-ра, в развитии инфраструктурного рынка, маркетингового характера, основные на учете влияния демографических изменений на сегменты рынка, нормативно-правового характера, основанные на природно-климатических и географических факторах.Основным звеном в формировании конкурентных преимуществ предприятия являются выбор и разработка его конкурентной стратегии. Существует 5 стратегий: 1. Стратегия лидерства по издержкам-предусматривает снижение полных издержек производства товара или услуги2. Стратегия широкой дифференциации-направлена на придание продукции важных для большинства клиентов специфических черт отличающих ее от товаров конкурентов.3стратегия оптимальных издержек.4.сформированная стратегия или стратегия рыночной ниши-ориентирована на узкий сегмент рынка5. Стратегия сфокусированной дифференциации-предпологает усиление дифференциации товаров.

КП можно определить: методами формализации факторов-основан на использовании синтеза показателей КП товаров и эффективности производства (можно представить в виде функции Кпр= F(Км, Эпр, м). Уровень товарной КП производимых товаров определяется Км= сумма Кмi*di. Показатель эффективности производства Эпр=Эф/L+M+A. Оценка КП матричными методами основан на выявлении внешних и внутренних факторов КП и определенной зоны хозяйствования предприятия-сегмента на рынке,на котором предприятие имеет или хочет получать конкурентное преимущество. Стратегическими рыночными индикаторами при матричных методах оценки явл-ся :спрос на товары предприятия и фазы развития спроса; доля рынка; темпы роста продаж; рентабельность продукции, продаж, собственного капитала; КП предприятия; уровень развития менеджмента; инновации ; инвестиции; рост чистой прибыли. Известный метод определения КП является матрица Бостонской консалдинговой группы «доля рынкатемпы роста продаж». Второй матричный метод-использование матрицы, которая представляет оптимизацию соотношения КП его товаров и занимаемой предприятием доли на конкретном рынке. Конкурентоспособность товара (КТ)-степень реального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособнсть товара определяет его спосоность выдерживать конкуренцию с аналогичными товарами-конкурентами, благодаря его конкур преимуществам на данном рынке. КПреимущества подразеляются на внешние и внутренние. Основные факторы:1.уровень качества товара как результат производства2. Цена потребления товара3соотношение цены товара и его качества4неценовые качества. Различают 3 осн вида эластичности цены товара: единичная эластичность,эластичная ена и неэластичная цена.

Методы оценки классифицируются на прямые и косвенные.По видам формализации:эмпирические и эксперические.По форме представления-расчетные, матричные, графические и комбинированные

Контроль как функция менеджмента. Содержание и формы управленческого контроля

Контроль как функция менеджмента представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий возможность удержания предприятия на выбранном (запланированном) пути достижения целей путем периодической оценки, сопоставления текущих результатов его деятельности с установленными планами (стандартами) и принятия необходимых корректирующих действий.

Целью функции контроля является формирование информации о ходе выполнения запланированных работ при решении конкретных производственных и социальных задач для своевременного принятия и реализации необходимых управленческих воздействий. Главной целью создания системы контроля предприятия является обеспечение возможности результативно и эффективно достигать желаемого результата (целей).

Критерием эффективности любой системы контроля служит ее способность обеспечивать реальные возможности для проведения своевременных корректирующих действий, обеспечивающих достижение целей предприятия, включая и изменение самих целей.

Содержание функции контроля включает мониторинг реальных результатов деятельности подразделений и предприятия в целом, анализ причин выявленных отклонений этих результатов и конкретные действия по их устранению.

К основным элементам функции контроля обычно относят этапы процесса контроля, типовые технологии реализации функции контроля и основные задачи, решаемые контролем для достижения целей предприятия.

Основные задачи функции контроля предусматривают обеспечение своевременного принятия управленческих решений. Задачи включают устранение неопределенностей, предупреждение кризисных ситуаций и развитие успеха предприятия, а также обеспечение достаточной широты контроля его деятельности, необходимой для достижения целей.

Виды контроля: предварительный (до начала производственной деятельности), текущий (в процессе реализации задач и достижения целей) и заключительный контроль, который осуществляется после выполнения запланированной работы с целью оценки ее конечных результатов.

Этапы процесса контроля:1- установление стандартов и формирование критериев, определяющих конкретные показатели результатов деятельности предприятия; 2- измерение фактически достигнутых результатов, их сопоставление с установленными стандартами и определение отклонений от установленных величин; 3- предусматривается определение конкретных действий для вмешательства (невмешательства) в деятельность по реализации целей организации.

Характеристики эффективного контроля. Контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, обеспечивающие ее выживание и развитие в будущем.

Управленческий контроль реализует учет, контроль и анализ достигнутых показателей деятельности предприятия для обеспечения своевременного принятия корректирующих воздействий, обеспечивающих достижение его целей.

Управленческий контроль как функция управления является одним из главных инструментов принятия управленческих решений, обеспечивающих успешное функционирование предприятия и достижение его целей в долгосрочной перспективе и текущей деятельности.

Основные задачи управленческого контроля:

1) сбор, обработка и анализ фактических результатов деятельности всех подразделений предприятия, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и причин этих отклонений;

2) анализ причин отклонения текущей деятельности от запланированного поведения предприятия и выявление возможных негативных тенденций их развития для принятия необходимых действий, препятствующих развитию кризиса в деятельности предприятия;

3) разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей (предприятия, и принятие конкретных управленческих решений, обеспечивающих их реализацию;

4) создание системы отчетности на предприятии, сбор и анализ данных этой отчетности по результатам хозяйственной деятельности предприятия в целом и каждого отдельного подразделения.

В практике внутрифирменного управления широко используются две формы управленческого контроля: финансовый контроль (общий управленческий контроль) и оперативный (административный) контроль.

Финансовый контроль использует в качестве информационной базы систему финансового учета и отчетности, действующую на предприятии.

Оперативный (административный) контроль в большей мере ориентирован на обеспечение децентрализованного управления предприятием.

Управленческий контроль служит средством централизации управления и контроля выполнения планов предприятия и его подразделений высшим руководством предприятия. Одновременно он обеспечивает реализацию децентрализованного контроля производственно-сбытовой деятельности структурных подразделений соответствующими руководителями всех уровней управления и позволяет достигать оптимального соотношения централизации и децентрализации контроля и управления деятельностью предприятия в целом.

33. Лидерство и понятие стиля руководства.Классификация стилей и ситуационные модели

эффективного руководства.

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Стиль руководства - типичная для руководителя система приемов деятельности, используемая в работе с членами группы.

Различают три основных три подхода к лидерству:

Подход с позиции личных качеств - лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств.

Поведенческий подход - эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.

Ситуационный подход к лидерству реализуется в двух основных направлениях исследования:

лидерское поведение, как зависимую переменную от ситуации.

влияние лидера на изменение ситуации.

Стили руководства:1. Авторитарный стиль - характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя.2. Демократический стиль - характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении.3.Либеральный стиль - характеризуется минимальным участием руководителя.

Центральное воздействие на стиль руководства оказывают индивидуальные характеристики руководителя:физиологические (возраст, здоровье, пол);психологические (эмоциональность, смелость, властность);интеллектуальные (образованность, инновационность, знание дела);деловые (предприимчивость, честность, ответственность, работоспособность, тактичность, уверенность).

Стиль руководства в значительной степени определяет результаты деятельности организации.

Существует несколько классификаций стилей руководства, но наиболее распространенная из них основывается на представлениях Курта Левина. Согласно ей выделяются авторитарный, демократический и либеральный стили.

Авторитарный стиль подразумевает жесткое руководство — распоряжения, инструкции, требующие от группы неукоснительного выполнения.

В авторитарном стиле можно выделить три подтипа:Жесткий,Хозяйский,Непоследовательный

При демократическом стиле руководства группа в той или иной мере подключается к организации деятельности.

При либеральном стиле руководитель вмешивается, участвует в организации деятельности группы только в том случае, когда члены последней обращаются к нему, причем его вмешательство реализуется в форме совета и объяснения.

Наиболее известными концепциями ситуационного руководства являются модель ситуационного руководства Ф. Фидлера, Континуум Р. Танненбаума и У. Шмидта, Концепция жизненного цикла П.Херси и К.Бланшара, ситуационная модель принятия решения В. Врума, Ф. Йеттона и А. Яго.

Модель ситуационного руководства Ф. Фидлера: стиль руководства практически не меняется от ситуации к ситуации и находится в континууме от ориентированного на взаимоотношения до ориентированного на задачу. Для определения стиля руководства он использовал шкалу наименее предпочитаемого сотрудника

Континуум лидерского поведения Р. Танненбаума и У. Шмидта; руководитель выбирает один из семи стилей руководства, отличающихся способами использования своей власти и степенью самостоятельности или свободы, предоставляемой подчиненным. В качестве ситуационных переменных, влияющих на выбор стиля, они определили характер решаемой задачи, особенности контекста, личностные качества сотрудника и самого руководителя.

Концепция жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара: основывается на объеме непосредственного руководства подчиненными, социальной и эмоциональной поддержки их руководителем в каждой отдельной ситуации и на «степени зрелости» подчиненных или группы.

Модель принятия решений В. Врума, Ф. Йеттона и А. Яго: позволяет руководителю определить, в какой степени он должен привлекать подчиненных к разработке и принятию управленческих решений. При этом предполагается, что он должен концентрироваться и на проблеме, которая должна быть решена, и на ситуации, в которой принимается решение.

Наши рекомендации