Синтетический и аналитический учет на счетах.
Непрерывное текущее наблюдение и контроль за хозяйственными операциями и за изменениями в составе имущества и источников его формирования осуществляются с помощью системы счетов бух.учета. //Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными. Активныминазываются счета, предназначенные для учета имущества организации ("Касса", "Р/счет", "Основные средства" и др.), у них дебет означает приход, а кредит - расход. Пассивные - это счета для учета обязательств организации (источников формирования имущества организации) (счета "Уставный капитал" , "Добавочный капитал" и др.), у них дебет означает расход, а кредит - приход. Активно-пассивные счета выступают в одних случаях как активные, в других как пассивные, они предназначены в основном для расчетов и показывают либо долги поставщикам, либо долги покупателей. //Счета открываются на каждый экономически однородный вид имущества, источников его формирования и хозяйственных операций в соответствии с квалификацией объектов учета (счета "Касса", "Р/счет", "Уставный капитал" и др.) Запись на счетах:
|
|
что каждая хоз.операция отражается в
одинаковой сумме по Д-ту и К-ту
разных счетов. Взаимосвязь между двумя
и более счетами, отражающими совершенную
хозяйственную операцию, называется
корреспонденцией счетов.Счета, на которых имущество организации, ее обязательства и хозяйственные процессы отражаются в обобщенном виде, наз-ся синтетическими.
корреспонденцией счетов.Счета, на которых имущество организации, ее обязательства и хозяйственные процессы отражаются в обобщенном виде, наз-ся синтетическими. Учет, осуществляемый на синтетических счетах, называется синтетическим. Для получения детальных, подробных, (аналитических) данных об объектах бух.учета применяются аналитические счета. //Синтетический учет - учет обобщенных данных БУ о видах имущества, обязательств и хоз-ых операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах БУ. //Синтетические счета – обобщенные показатели об имуществе, обязательствах и операциях организации по эк-ки однородным группам, выраженные в ден6ежном измерители. //Аналитический учет – учет, который ведется в лицевых и иных аналитических счетах БУ, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и хоз-х операций, (выраженные в натуральных, денежных и трудовых измерителях) внутри каждого синтетического счета. (Например, по сч 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками» - не только общую задолженность, но и конкретную задолженность по каждому поставщику отдельно.)
67. Планирование на предприятии. Понятие. Система планов предприятия. Стратегическое планирование. Назначение. Основные понятия и инструменты стратегического планирования.
Планирование – это комплекс мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов предприятия. План – это совокупность экономических прогнозов, целей и задач, программ и проектов, позволяющих достичь установления цели в прогнозируемой экономической ситуации. //Основными элементами планирования являются: 1)прогнозирование – оценка на основе статистики и анализа данных о рынке экономической ситуации в будущем, 2)определение целей – формирование задач установления значений целевых показателей, 3)разработка проектов и программ (мероприятий) обеспечивающих достижение установленных целей и задач. //Система планов предприятия: 1)долгосрочный стратегический план, 2)текущий технико-экономический план (на год, месяц, квартал), 3)оперативно-производственный план (на месяц, декаду, сутки, смену), 4)бизнес план инвестиционных проектов, 5)финансовые планы – отражают конечные финансовые результаты деятельности предприятия и включают в себя: определение потребности в основном и оборотном капитале, план капитальных вложений (инвестиционный план), долгосрочное планирование ликвидности баланса. 6) маркетинг план, 7) планы исследований и разработок. //Стратегическое планирование – заключается в определении главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности предприятия, например, расширение производственных мощностей путем строительствах новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отельные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах. Стратегический план разрабатывается на уровне высшего звена управления и обычно не содержит количественных показателей. //Цель стратегического планирования – дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период. ///В основу при разработке стратегического плана кладется: 1) Анализ перспектив развития фирмы – выяснение тенденций и факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций. 2) Анализ позиций в конкурентной борьбе – задача определить, насколько конкурентоспособна продукция фирмы на разных рынках и что фирма может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях. 3) Выбор стратегии на основе анализа перспектив развития фирмы в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспечения ресурсами. 4) Анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов. //Инструменты стратегического планирования: Наиболее важными методами (инструментами) согласования планирования и контроля является бюджетирование и управление по целям. //Бюджетирование – это метод распределения ресурсов и фондов охарактеризованных в количественной форме обеспечивающих достижение цели. //Этапы Бюджетирования (составления бюджета): 1)Объявление высшим руководством общих целей фирмы и значений целевых показателей. /2)Подготовка производственными и функциональными подразделениями оперативных бюджетов. /3)Анализ и проверка высшим руководством предложений по бюджету. /4)Подготовка итоговых бюджетов на основе постатейного учета ресурсов и фондов с ориентацией на безусловное выполнение контрольных показателей. ///Управление по целям – это метод согласования, планирования и контроля в области управления деятельностью человеческими ресурсами. Заключается в преодолении некоторых отрицательных последствий контроля на поведение человека, способствующее повышению производительности, обеспечению мотивации поведения персонала и прежде всего руководителей среднего звена и исполнителей.
68. Планирование на предприятии. Понятие. Виды планов. Методы планирования. Бизнес-план инвестиционного проекта. Назначение. Содержание бизнес-планов и его разделов.
Классификация планов осуществляется по следующим признакам: 1)по глобальности: стратегические, тактические, операционные. 2)по времени реализации, продолжительности планового периода: перспективные (краткосрочные 1-1,5 года, среднесрочные 3-7 лет, долгосрочные 10-25 лет), текущие, оперативные планы. 3)по охвату целей, функций и объектов: комплексные, функциональные, целевые. 4)по степени охвата организационных структур: план корпорации в целом, конкретных предприятий, подразделений. 5)по способу разработки и исполнения: жесткие, гибкие. 6)по степени принуждения к исполнению: обязательные (директивные), индикативные планы (индикатор – указатель). 7)по форме представления: формализованные, неформализованные. //Методы планирования: 1)Балансовый – метод обеспечивающий пропорциональность в экономическом развитии и деятельности предприятия, между потребностями и ресурсами производства, между доходами и расходами. 2)Нормативный – заключается в операции планируемых показателей прямым счетом на основе стандартных нормативных значений исходных показателей. 3)Факторный – заключается в операции планируемых показателей корректировкой их базовых значений с учетом предполагаемых к изменению факторов. 4)Программно целевой – заключается иерархической структуризации целей и задач до направлений, путей и конкретных мероприятий по достижению их. 5)Математическое моделирование – теория управления запасами, линейное программирование, сетевое планирование, теория массового обслуживания, теория игр. //Бизнес-план инвестиционного проекта –это документ (как внутренний, так и внешний) , описывающий все основыне аспекты будущего коммерческого мероприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, и способы их решения. Бизнес–план является одним из основных документов, определяющего стратегию функционирования фирмы. Он более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. //Назначение:разрабатывается для экономического обоснования выпуска новой продукции, внедрения новой техники и других нововведений, привлечение дополнительных финансовых средств различных инвесторов, либо в форме паевого участия, либо в виде кредитов банка. //Содержание бизнес – плана и его разделов:
Составляющие БП: 1)Титульный лист. 2)Оглавление. 3)Исполнительное резюме. 4)Общее описание компании. 5)Управление и его организация. 6)Продукция и услуги. 7)Описание инвестиционного проекта. 8)Маркетинг план. 9)Производственный план. 10)Капитал и юрид. форма компании. 11)Финансовый план. 12)Приложения и ряд другой документации.
Для прочтения, не для шпор…
1)Резюме – в нем разъясняются цели предполагаемого производства, новизна и отличие предлагаемой к производству продукции от конкурентной, ее привлекательность для потенциальных покупателей. Указываются сведения о предполагаемых объемах продаж, выручке, затратах на пр-во, валовой прибыли, рентабельности пр-ва, сроке возврата кредитов, т.е. сведения об основных финансовых результатах, которые ожидаются в случае осуществления предлагаемого проекта. 2)Описание предприятия (организации). 3)Описание продукции (работы, услуг) – указываются потребительские свойства, существенные отличия от товара конкурентов, степень защищенности патентами, авторскими свидетельствами. 4)Конкуренция – определение конкурентов аналогичной продукции, политики цен конкурентов и их уровень, долю рынка. 5)Анализ рынка сбыта. 6)Маркетинговый план – содержит схему распространения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, формирование общественного мнения о фирме, организация после продажного обслуживания. 7)План производства – его главная задача: подтвердить расчетами, сто созданное предприятие в состоянии реально производить необходимое количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. 8)Финансовый план – включает прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.
69. Планирование численности и фонда ЗП работников предприятия.
Общая численность работников при наличии плановых заданий по росту объемов производства и производительности труда укрупнено определяется так: , Lб-численность работников базового периода, DQ-запланированный прирост объема производства, DП-запланированный прирост производительности труда. //Для более точного расчета, который производится при изменении организационно технического уровня производства при организации новых производств и действия др факторов, существенно влияющих на численность работников определяется: рабочих сдельщиков по трудоемкости; повременщиков по нормам обслуживания; руководителей специалистов и служащих – по штатному расписанию. //Численность рабочих сдельщиков по каждой профессии, специальности и квалификации отдельно: Lя=Тн/(fЭ*КВН), Тн-нормативная трудоемкость изготовления продукции по данной профессии, специальности и квалификации, fЭ-годовой эффективный фонда времени, КВН-средний коэффициент перевыполнения норм у рабочих. //Численность рабочих повременщиков Lяв=(Е*S)/HE, Е-кол-во обслуживаемого оборудования, S-режим работы оборудования, НЕ-норма обслуживания (оборудование на 1 человека). //При определении оплаты труда сдельщиков и повременщиков используется тарифная система. В составе ЗП выделяют: 1)основную ЗП (прямая и дополнительные выплаты к прямой ЗП). 2)дополнительная ЗП и учитываемые в ней единовременные поощрения. //Базовая составляющая ЗП сдельщиков прямая ЗП определяется 2-мя способами: 1)По запланированному объему продукции и установленным расценкам ЗП=år*QФ, r=(tншт*СЧ)/100, r–расценка Qф–объем производства, tншт–норма штучно-калькуляционного времени, СЧ–часовая тарифная ставка соответствующая квалификации рабочего.
2)Прямая ЗП сдельщиков рассчитывается как: ЗП=Tн*Сч , где Tн–нормативная трудоемкость работ по изготовлению годового объема продукции в нормочасах; Сч–Часовая тарифная ставка соответствующая квалификации рабочего (коп./час.). //Прямая ЗП повременщиков: ЗП=Lсв*fэ*Сч, где Lсв–списочная численность повременщиков; fэ–годовой эффективный фонд времени; Сч–Часовая тарифная ставка соответствующая квалификации рабочего (коп./час.). //Базовая прямая ЗП специалистов, служащих, руководителей определяется как: ЗП= Lср*См*11, где Lср–списочная численность руководителей, специалистов, служащих; См–установленный месячный оклад; 11 – число месяцев в году. //В соответствии с установленной методикой расчета ЗП и действующим положением по оплате труда рассчитываются доплаты к прямой ЗП и дополнительная ЗП работников либо детально либо укрупнено. При укрупненном расчете на основе прямой ЗП определяется основная ЗП: ЗПосн=ЗПпрям+ЗПдоплаты=ЗПп*Кпремии*Крайонная надбавка ; //Аналогично рассчитывается и дополнительная ЗП: ЗПд=ЗПо*Ко , где Ко – коэффициент, отпуска, донорства и т.д. // Самым простым ориентировочным способом определения фонда ЗП на планируемый период является его расчет по плановой численности работников и их средней ЗП: ЗПпл=Lпл*ЗПL*Кр , где ЗПL – плановая средняя ЗП 1-го работника, Lпл-плановая численность работников, Кр-коэффециент роста минимальной ЗП.
70. Планирование потребности материально сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.
Определение потребностей в сырье и материалах осуществляется всеми 3-мя методами: -нормативным; -факторным; -балансовым. //Потребность определяется по 3-м направлениям: 1)Потребность в сырье и материалах на про-во продукции – это сырье, основные материалы и вспомогательные материалы на технологические цели, а также потребность покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий. Параллельно осуществляется, расчет по определению величены стоимости возвратных отходов. 2)На ремонтно-эксплуатационные нужды (для тех. обслуживания и ремонта основных фондов). 3)На хозяйственно-бытовые нужды. //1)Определение потребности в сырье и материалах на производство продукции определяется по каждому виду материальных ресурсов в отдельности , где: Qв-годовой объем выпуска конкретного изделия, М-чистый расход материала на изготовление изделия, Км-коэффициент использования материалов. Км=М/Н, где: Н-норма расходов. В массовом производстве Км=0,89-0,96; в серийном – Км=0,6; в единичном – Км=0,28-0,37. //При нормативном методе: Qм=å(Qв*Нм*Кн) Кн-учитывает особенности производства конкретного изделия. //При факторном методе: применяется несколько способов, при этом каждый из них предназначен для учета какого-то одного фактора. Фактор объема и структура выпускаемой продукции влияет на объемы производства продукции след. образом: , П-планируемый период, б-базисный период Qпм =Qбм*JQ*Jн , где JQ- индекс роста объема производства по плану, Jн-индекс изменения нормы расхода материалов, JН= Нпм/Нбм=(Нбн-DН)/Нбм //При балансовом методе планирование потребности осуществляют учет следующих возможностей: 1)использование отходов, материалов при изготовление одних материалов, при изготовление других. 2)использование качественных отходов в шихте литейного производства. 3)использование одного материала в качестве добавки в качестве исполнителя другого материала. //2)Определение потребности в сырье и материалах на ремонтно-эксплуатационные нужды. Определяется либо нормативным, либо факторным методами по аналогии с выше изложенным. Особенность заключается в специфике базы в которой измеряется объем выполняемой работы и к которой рассчитывается нормы расходов материалов. //Нормы расходов материалов на тех обслуживание и ремонт оборудования устанавливается на одну единицу ремонтной сложности оборудования; на один час работы оборудования или на одну физическую единицу работы оборудования. //3)Потребность материалов на хозяйственно-бытовые нужды, аналогично с выше изложенным, разница в том что, норма расхода устанавливается как правило на одного рабочего. ///Определение потребности в топливе и энергии.Определяется по след. направлениям: -на технологические нужды, -на двигательные цели, -на хозяйственно-бытовые нужды. //1)Потребности на технологические нуждырассчитывается по тем же формулам, как и в определении потребности в сырье и материалах. //2)Потребность на двигательные цели определяется след. образом: , Nу–мощность; Тп – время (нормативная машиноемкость оборудования) Ко – коэф. одновременности работы двигателей; Км – коэф. использования двигателей по мощности; Кт- коэф. использования двигателей по времени; Квн- коэф. нормы выполнения; h- КПД; Кw –коэф. учитывающий общую потребность в сетях. //3)Потребность в топливе и энергии на хоз-но-бытовые нужды. //На отапливаемые помещения: , Нэ–норма расхода условного топлива за сутки на 1000 м3 наружного объема отапливаемого здания. Тс-длительность отапливаемого сезона;V – наружный объем отапливаемого здания; Тв – температура внутреннего воздуха; Тн-средняя температура наружного воздуха; q–теплотворная стойкость натурального топлива. При определении потребности в топливе разрабатывается топливно-энергетического баланса, который в обязательном порядке учитывает использование вторичного сырья.
71. Планирование с/с продукции. Показатели и методы планирования.
Нормативный метод планирования с/с.Применение этого метода предполагает наличие на предприятии развитой системы норм и нормативов регламентирующих удельные расходы производственных ресурсов. //План разрабатывается: 1). Разрабатывается смета затрат вспомогательных цехов по экономическим элементам. 2). Определение себестоимости услуг вспомогательных цехов. 3). Разрабатываются сметы комплексных косвенных расходов основных цехов. 4). Определяют суммы прямых однородных статей расходов по каждому изделию и годовому объему товарной продукции. 5). Разрабатывают калькуляцию полной с/с по отдельным видам продукции: а). Расчетом прямых затрат. б). Распределением косвенных пропорционально какой-либо базе. 6). Разрабатывается свод затрат на производство одновременно по экономическим элементам и статьям расходов.
Планирование снижения себестоимости продукции по технико-экономическим факторам.Пофакторный метод планирования с/с применяется при относительно стабильной, но довольно широкой номенклатуре производства. Порядок планирования с/с по факторам следующий: 1)Исходя из неизменного уровня затрат определяется с/с товарной продукции с учетом роста объема производства из предположения что все текущие издержки являются переменными: , где Спр – с/с расчетного планового периода, Сб – базовый период, DQ – Запланированный прирост объема производства продукции. 2)Определяют влияние на с/с продукции каждого фактора (DСf). 3). Определяют суммарное влияние всех факторов на с/с продукции: DС=åDСf; 4). Спл=Спр±DС. //К основным факторам учитываемым при планировании с/с: 1)Изменение объема и структуры выпускаемой продукции; 2)Повышение технического уровня производства; 3)Совершенствование организации производства и труда; 4)Улучшение использования природных ресурсов (состав и качество природного сырья); 5)Отраслевые и прочие факторы: изменение цен, тарифов и нормативов.
73. Планирование производственной программы. Обоснование производственной программы производственной мощностью предприятия.
Производственная программа представляет собой задание по выпуску продукции по следующим пунктам: 1)по номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции (план производства в натуральном выражении). 2)По объему производства (план производства продукции в стоимостном выражении, план по реализованной товарной и валовой продукции). 3)По техническому уровню, качеству отдельных видов продукции. /4)По срокам поставки продукции. //Обоснование производственной программы. Объем производства и реализации продукции оценивается в натуральных, условно натуральных, трудовых и стоимостных единицах измерения. Исходя из установленного объема реализуемой продукции, фактических и запланированных остатков готовой продукции на складе, отгруженной, но не оплаченной потребителем, определяется плановый объем производства товарной продукции (готовых изделий) ТП=РП+ГП. Исходя из установленного объема производства товарной продукции, фактических и запланированных остатков незавершенного производства, полуфабрикатов собственного изготовления, инструментов собственного производства, определяет валовый объем производства валовой продукции: ВП=ТП+НП+ПФ+И. Именно валовый продукт и определяет в конечном итоге физические объемы работ, которые должны выполнять производственные подразделения с целью обеспечения установленных объемов валовой продукции. А с другой стороны предопределяет уровень текущих издержек производства, необходимый для этого. Основная масса текущих издержек (издержек производства) предопределяются объемом валовой продукции. Причем объем валовой продукции как правило измеряется по с/с-ти продукции и по оптовым ценам. При определении объемов товарной валовой продукции применяется система нормативов и спец. расчетов по обоснованию производственной программы наличными производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами. С этой целью исходя из установочных планов производства рассчитывается пропускная способность отдельных производственных подразделений, а также потребность в материальных и трудовых ресурсах. Сопоставление планового объема производства с производственной мощностью, фактического наличия ресурса с потребностью, позволяют определить дальнейшее направление плановой работы по обеспечению безусловного выполнения целевых показателей по выпуску продукции, расходу ресурсов, эффективности производства.
74. Анализ ресурсного обеспечения производства.
1.Анализ обеспеченности ресурсами. 2.Анализ использования ресурсов. //1.Анализ обеспеченности ресурсами. Показатели использования ресурсов: 1)выработка и трудоемкость, 2)фондоотдача и фондоемкость, 3)материалоотдача и материалоемкость. //Анализ обеспеченности ресурсами состоит в установлении соответствия м/у фактической и необходимой величиной ресурсов. //I)Трудовые ресурсы: промышленный и непромышленный персонал. При обеспеченности трудовыми ресурсами недостаток рабочих по одним категориям не может быть перекрыт избытком по другим категориям. //Расчет необходимого кол-ва работников: 1)по трудоемкости Р=Т/Fд, Т-трудоемкость производственной программы, Fд-годовой действительный фонд времени одного рабочего , Ni-объем выпуска i-го вида продукции, ti-трудоемкость в расчете на одно изделие. Fд=Д*t*(1-k), Д-кол-во дней, t-продолжительность рабочего дня, k-коэффициент учитывающий потери раб-го времени на отдых. 2)по нормам выработки Р=ОП/В, ОП-объем производства, В-выработка. 3)по нормам обслуживания (кол-во обслуживаемых агрегатов) – различают много агрегатное обслуживание и бригадное обслуживание. Р=n/H0 n-кол-во агрегатов, Н-норма обслуживания на одного человека. //II)Средства труда: производственные и непроизводственные фонды. Кол-во требуемого оборудования n=T/Fд, где Т-трудоемкость, Fд-годовой действительный фонд времени работы оборудования. Fд=Д*t*C*(1-k), Д-кол-во дней, t-продолжительность рабочего дня, С-сменность, k-коэффициент учитывающий размер плановых потерь рабочего времени. Избыток в одних видах оборудования не может перекрывать их в других подразделениях. //III)Материальные ресурсы. Потребность в материалах: 1)производственная программа, 2)норма расходов на ед. продукции. , Ni-кол-во изделий i-го наименования Hi-норма расходов материалов на 1 единицу. Норма расхода включает в себя 1)полезный отход, 2)величину технологических отходов. //2.Анализ использования ресурсов. I)Трудовые ресурсы: показатель выработка в расчете на одного работающего. Основным показателем использования средств труда является фондоотдача ФО=dA*ФА, dA-удельный вес активной части, ФА-активная часть. (ФА=КП*ФД, КП-коэффициент использования парка оборудования, ФД-фондоотдача действующего оборудования. ФД=КЭ*ФП, КЭ-коэффициент экстенсивного использования оборудования, ФП-полная загрузка.) ФО=dA*КП*КЭ*ФП,. Коэффициент использования парка оборудования КП=Д/Н, Д-действующее оборудование, Н-наличное оборудование. //II)Материальные ресурсы. Показатели: 1)сверхплановая величина возврата отходов, 2)потери от брака.
75. Анализ производственных результатов деятельности предприятия.
Направление анализа: 1)Оценка напряженности взятых на себя обязательств – данная характеристика дается с точки зрения использования производственной мощности предприятия. Производственная мощность – это максимально возможный выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте предусмотренных планов исходя из существующей технологии, установленных нормативов и при условии наиболее рационального использования всех видов ресурсов. Км=Ф/М, Км-коэффициент использования производственной мощности, Ф-фактический выпуск, М-производственная мощность. Если Км<1, то обязательства не напряженные. //2)Оценка динамики основных показателей объема производства (ТП, ВП, РП). ТП<РП – уменьшение ГП на складе или уменьшение Д/з. Если речь идет о сокращении Д/з, то факт всегда положительный. Оценка дается с точки зрения функций выполняемых складом. Если склад только место для хранения, то нужно стремиться к сокращению. Если склад это место выполнения определенного рода операций, то необходимо говорить о нормировании выполняемых работ на складе. //ТП<ВП – показывает рост незавершенного производства. Незавершенное производство должно быть в пределах норматива. НП связано с масштабами деятельности. Если мы хотим увеличить масштаб деятельности надо увеличить НП. //3)Анализ выполнения задания по номенклатуре, ассортименту. Принцип анализа – перевыполнение задания по одним позициям не может перекрывать невыполнение по другим. Варианты оценки: 1)по наименьшему %-ту, 2)по среднему %-ту, 3)по наименьшему числу, 4)по числу наименований – применяется когда номенклатура очень велика. //4)Анализ структурных сдвигов. Структурный сдвиг предполагает изменение удельного веса выпуска отдельных позиций. При этом можно говорить о выгодной и невыгодной продукции по рентабельности. Поэтому изменение структуры выпуска может оказать влияние на конечный финансовый результат работы предприятия. ТП<Т, (Т-трудоемкость производства) – невыгодная продукция. //5)Анализ качества. Анализ качества отдельных видов продукции выполняется с помощью составления карты технического уровня изделия. Качество всей выпускаемой продукции чаще всего оценивают по показателям: 1)объем продукции на которую получены рекламации – нелестный отзыв о продукции. 2)Потери от брака. Составляющие: а)с/с окончательно забракованной продукции, б)затраты на исправление брака, в)стоимость брака по цене возможного исправления, г)удержания с виновников брака. При анализе качества по указанным показателям необходимо иметь в виду, что они являются переменными.
76. Показатели с/с и их анализ.
4-е показателя с/с: 1.Затраты на производство. 2.с/с товарной (реализованной) продукции. 3.Затраты на рубль товарной продукции. 4.С/с отдельных видов продукции. //1)Затраты на производство – это общая сумма затрат связанных с деятельностью предприятия (это затраты на валовый результат). При расчете данного показателя все затраты группируются по экономическим элементам: 1)материальные затраты, 2)затраты на оплату труда, 3)отчисления на соц. нужды, 4)амортизация, 5)прочие. //Цели анализа: 1)дать оценку общей суммы затрат на производство; 2)дать оценку структуре затрат: фондоемкое (высокая амортизация), трудоемкое (при высоких затратах на труд), материалоемкое (при высоких затратах материалов). //2)С/с товарной (реализованной) продукции – это общая сумма затрат на законченный результат работы предприятия. При расчете данного показателя все затраты группируются по статьям расходов. Однородные: 1)сырье и основные материалы 2)возвратные отходы; 3)покупные изделия и полуфабрикаты; 4)топливо для технологических целей; 5)энергия для технологических целей; 6)основная ЗП производственных рабочих; 7)Дополнительная ЗП производственных рабочих; 8)отчисления на социальные нужды с осн. и доп. ЗП раб. Комплексные: 9)расходы по содержанию и эксплуатации оборудования; Сумма всех статей по 9-ю это технологическая с/с. 10)общецеховые расходы; Сумма всех статей по 10-ю это цеховая с/с. 11)общезаводские и общехозяйственные расходы; сумма всех статей по 11-ю это производственная с/с. 12)коммерческие (внепроизводственные) расходы. Сумма всех 12-ти статей это полная с/с. // В составе перечисленных статей различают: 1)постоянные и переменные затраты (в связи от объемов производства с1-й по 8 переменные, в 9-й есть и переменные и постоянные затраты). //2)статьи простые и комплексные (с1-8 простые, 9-12 комплексные). //3)Прямые и косвенные – можно или нельзя посчитать эти расходы на единицу продукции. //а)Анализ прямых материальных затрат(Зм). Зм=N*H*Ц, N-программа выпуска, Н-норма, цена данного материала. Анализ Зм: DЗм=ЗМ1-ЗМ0, ЗМ1-фактические затраты, ЗМ0-затраты материальные базовые (за предшествующий период). Факторный анализ. 1)Определяется абсолютное изменение отклонения материальных затрат. На уровне этого отклонения действуют все три фактора: объем, норма, цена. 2)Определяется относительное отклонение DЗм=ЗМ1-ЗМ0, DЗ|MЗМ1-ЗМ0*JQ, JQ-индекс объема производства. 3)Изменение Зм по фактору объема производства. DЗMQ=DЗм- DЗ|M. 4)Изменение Зм по фактору норм DЗ|MН=(Н1-Н0)*Ц0. 5) Изменение Зм по фактору цен DЗ|MЦ=(Ц1-Ц0)*Н. //б)Анализ прямых трудовых затрат(ЗТ). Зт=N*t*Cr, N-объем производства, t-трудоемкость, Cr-часовая тарифная ставка DЗТ=ЗТ1-ЗТ0. //в)Анализ комплексных статей расходов. При анализе комплексных статей расходов необходимо иметь в виду следующие моменты: 1)недостаточно иметь представление только об общей сумме затрат по анализируемой статье, необходимо иметь полную смету затрат анализируемой статьи, т.к. внутри анализируемой статьи может быть и перерасход и экономия, нас интересует общая величина перерасхода. (Например: Расходы по содержанию оборудования план-50, факт-40, -10) //2)В составе комплексных статей расходов могут быть как условно постоянные так и условно переменные расходы, поэтому по условно переменным расходам при определении резервов мы должны работать с относительными отклонениями, а по условно постоянным достаточно абсолютных отклонений. //Показатель с/с товарной продукции ликвидирует один из недостатков предыдущего показателя, он позволяет нам искать резервы снижения с/с, однако 2-ой недостаток остается. Второй недостаток устраняет показатель – затраты на рубль товарной продукции. //3)Затраты на рубль товарной продукции(З) – соотношение с/с и стоимости товарного выпуска. (числитель – это с/с, знаменатель – это стоимость, Ni-объем выпуска, С-с/с, Ц-цена). Главная цель решаемая с помощью этого показателя изучение динамики затрат. //Факторы влияющие на данный показатель: 1)с/с, 2)цена, 3)структура выпуска (выпускаем рентабельную или нерентабельную продукцию). Для анализа влияния каждого из этих факторов используется система показателей затрат на рубль товарной продукции: 1)Базовые затраты на рубль ТП , 2)Фактические затраты на рубль ТП , 3)Базовые затраты на рубль ТП на фактический выпуск , 4)Фактические затраты на рубль ТП при плановом уровне цен на готовую продукцию . //4)Анализ с/с отдельных видов продукции. С/с отдельных видов продукции получают при калькулировании. При этом все затраты группируются по статьям расходов. При этом с точки зрения их расчета важна классификация на прямые и косвенные. //Ст1. Сырье и материалы=Н*Ц, Н-Норма расхода. Ц-Цена. //Ст2.Возвратные отходы=Н*Ц, //Ст3. Покупные изделия, полуфабрикаты=Н*Ц. //Ст4. ЗП основных рабочих (трудоемкость и часовая тарифная ставка). 9-12 косвенные статьи расходов. Косвенные статьи расходов чаще всего переносятся на единицу продукции пропорционально выбранному элементу. В качестве элемента может быть осн ЗП производственных рабочих или производственная с/с. Все косвенные статьи кроме внепроизводственных расходов относятся к осн ЗП. Внепроизводственные расходы определяются пропорционально к производственной с/с. //Анализ. При анализе с/с отдельных видов продукции необходимо иметь в виду следующие моменты: 1)методика анализа по прямым статьям расхода аналогична методике анализа с/с товарной продукции. Есть только одна особенность сокращается количество факторов. 2)при а<