Система управления запасами на химическом предприятии.
Запас характеризует количественное измерение числа объектов, имеющихся в наличии в некоторый момент времени. Различают запасы:
· Страховые.
· Подготовительные.
· производственный
Системы управления запасами нацелена на решение 2 основных задач: когда пополнять запасы и насколько. Для расчета производственного запаса материальных ресурсов можно воспользоваться следующей формулой:
Вднгод = Вгод / Тэфгод
где Вднгод — среднедневное потребление ресурса в натуральных единицах в рамках года или квартала;
Вгод — объем потребления ресурса в натуральных единицах соответственно за год и квартал;
Тэфгод — эффективный фонд работы оборудования в днях соответственно за год и квартал;
Существует 4 основных системы управления запасами:
1) Система s-S стратегия: S – верхний (максимальный) уровень запаса (З текущие + З подготовительные + З страховые). s – критический (минимальный) уровень запаса (З страховые).
2) Системы с постоянным размером заказа (недостаток: необходим постоянный контроль за наличием запасов на складе).
3) Системы с постоянной периодичностью заказа.
4) Система с фиксированной точкой.
Различают также концепции управления запасами (тянущего и толкающего типа).
Тянущего типа: «Just in time», Канбан (производство без запасов), т.е. запасы «вытягиваются» у поставщиков материальных ресурсов, когда их размер достигает критического уровня.
Толкающего типа: MRP I, II – т.е. готовая продукция «выталкивается» в дистрибутивную сеть – ориентированы на достаточно большие производства и достаточно большие запасы.
Цели MRP: 1)удовлетворение потребности в материалах, комплектующих для планирования производства и доставки потребителю, 2)планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.
Наличие недостатков в MRP повлекло за собой создание MRP2, обладающих большей гибкостью планирования, лучшей организацией поставок и реакцией на Δ спроса. Важное место в MRP2 занимает прогнозирование спроса, размещения заказов и управления запасами.
KANBAN. Сущность Си в том, что все производственные подразделения завода, включая линии конечной сборки, снабжаются материальными ресурсами только в том кол-ве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа подразделения потреб-ля.
JIT- это СИ организации производства, основанная на синхронизации работы различных цехов предприятия, связанных технологической цепочкой на синхронизации графика поставок и графика пр-ва.
С-С стратегия. (Модель «Минимум — Максимум») контроль за уровнем запасов делается периодически, и если при проверке оказалось, что уровень запасов меньше или равен пороговому уровню, то делается заказ.
Заказы производятся в фиксированный день заказа, но в том случае когда текущий уровень запаса достигается или ниже порогового уровня.
Текущий запас больше порогового уровня, то заказ не делается до очередного дня заказа. Поставка должна пополнить запасы до max-но желаемого уровня. Поэтому постоянно рассчитанным параметром является размер заказа.
44. Задачи и содержание стратегического и оперативного планирования.
Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какую продукцию выпускать и какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п.
Основная цель – создание потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды.
Задачи стратегического планирования (5-10 лет):
1) правильно и своевременно оценить возмжн. последствия перемен, происх. в соц, эк. и научно-технич. областях.
2) предвидеть опасности и благоприятн. возмож-ти (SWOT-анализ)
3) выработать хоз. пол-ку и стратегию фирмы, позвол. справиться с опасностями и исп-ть возник. новые возможности.
Основные объекты стратегического планирования:
· Продукт или товар фирмы.
· Рынки сбыта.
· Новые технологии.
· Взаимоотношения предприятия с обществом.
· Внешнеэкономическая деятельность.
Процесс включает следующие стадии:
· Определение миссии предприятия
· Формулирование целей и задач функционирования предприятия
· Анализ и оценку внешней среды
· Анализ и оценку внутренней структуры предприятия
· Разработку и анализ стратегических альтернатив
· Выбор стратегии
Тактическое же планирование обеспечивает поэтапное достижение стратегических целей предприятия (среднесрочное и текущее (краткосрочное). Тактическое планирование позволяет реализовать вскрытые резервы, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда, уменьшении потребности в капитальных затратах и т.п.
Текущее планирование – охватывает годовой период и включает совокупность планов по различным видам деятельности предприятия (производство, сбыт, снабжение материально-техническими ресурсами, трудовые ресурсы, финансовый план, использование прибыли).
Задачи текущего планирования:
1) Наиболее полное использование финансовых, производственных, трудовых ресурсов предприятия.
2) Анализ текущего сбыта продукции и контроль за ходом ее реализации.
3) Текущее планирование производства на основе анализа сбыта.
4) Планирование материально-технического обеспечения производства.
5) Планирование и контроль издержек производства и планирование прибыли.
Оперативное планир-е сводится к разработке программы действий в рамках операц. деят-ти. Основн. эл-том оперативн. планир-ия явл-ся диспетчирование, охватывая период со смены до декады.
Оперативное планирование позволяет:
1) Сократить перерывы в движении предметов труда по отдельным стадиям производства
2) Обеспечить равномерность и комплексность загрузки оборудования
3) Четко реагировать на любые отклонения, возникающие в ходе производственного процесса, создать предпосылки для ритмичной и эффективной работы предприятия и его подразделений.
45. Задачи и содержание плана по труду и кадрам. Порядок его разработки.
Целью плана по труду и кадра является определение экономической обоснованности потребности фирмы в персонале и обеспечение эффективного его использования в планируемом периоде времени.
В плане по труду и кадрам выделяют 3 раздела: 1)план по труду, 2)план по численности персонала, 3)план по ЗП. 4) оценка эффективности использования кадров, ПТ = выпуск товарной продукции/численность ППП
Задачи:
- определение потреб-ти в трудовых ресурсах
- планир-ие исп-ия трудов. ресурсов
- планир-е средств, направл. на оплату труда работников
- планир-е кадров обеспечения предпр.
Обоснованный план по труду может быть разработан лишь на основе тщательного анализа трудовых показателей за предшествующий период. В ходе анализа обнаруживаются недостатки в работе, намечаются пути их устранения, выявляются резервы.
В плане по труду и численности фирмы рассчитываются показатели производительности труда, определяется трудоемкость изготовляемого выпуска единицы продукции и планируемого объема товарного выпуска, численность работающих в разрезе различных категорий персонала, готовятся исходные данные для планирования ФОТ и фонда ЗП, средней ЗП работников фирмы.
План по труду и кадрам тесно связан с планом себестоимости, так как связан с ним в ФОТ по статье «Заработная плата основных рабочих».
1. совершенствование организации труда,
План по труду и кадрам разрабатывается на основе плана производства и реализации продукции, т.к. численность персонала напрямую связана с объемами выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Явочная численность – численность, которая определяется максимальной загрузкой смены.
Списочная численность – то есть фактический, полный личный состав предприятия.
Ч Списочная = Ч Явочная * К Перехода к спис.
К Перехода к спис. = Т Номинальный / Т Полезный ,
где Т Номинальный – номинальный фонд времени: например 256 рабочих дней.
Т Полезный = Т Номинальный – Т Плановой неявки (отпуск, болезни, прочие неявки).
К Перехода больше 1
46. Взаимосвязь функциональных планов в системе оперативного плана предприятия.
Оперативные планирование обеспечивает поэтапное достижение стратегических целей предприятия.
Оперативное планирование охватывает годовой период и включает совокупность планов по различным видам деятельности предприятия.
В основе лежит стратегическое планирование.