Эк.теор. ВНП и национальный доход. ВНП и расходы.
В макроэкономике применяется показатель валовой национальный продукт (ВНП), выражающий исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта, произведенного на территории данной страны и других стран с использованием только собственных факторов производства. В ВНП не находит отражения продукт, созданный в стране с применением факторов, производства, при надлежащих другой стране. Еще один макроэкономический показатель, характеризующий состояние и развитие производства в масштабах экономики страны, - чистый национальный продукт. Применение слова «чистый» взамен слова «валовой» означает, что чистый национальный продукт, в отличие от ВНП, «очищен» от одной из его составляющих, а именно от Отчислений на восстановление изношенных в процессе производства основных средств, т. е. амортизационных отчислений. Изъятие из ВНП стоимости изношенного за тот же период физического капитала объясняется тем, что хотя такое количество продукта и произведено, но оно должно быть возвращено в производство для восстановления производственно потенциала. Скажем, в стране произведен за год ВНП величиной в 100 млрд. денежных единиц, но при этом произошел износ основных средств, физического капитала на 8 млрд. денежных единиц. Это означает, что ДЛЯ восстановления капитала придется затратить из ВНП те же 8 млрд. денежных единиц. Значит, останется только 92 млрд. денежных единиц, которые и составляют чистый национальный продукт. В ряду макроэкономических показателей видное место занимает национальный доход. Это совокупный годовой доход в экономике страны, при носимый всеми факторами производства, т. е.суммарная стоимость вновь созданных товаров. Национальный доход, как правило, составляет 70-80% от величины ВНП, Все, что вновь создается в экономике страны в течение одного года и характеризуется как национальный доход, можно разделить на две части: потребление и накопление. Накопление - это будущее потребление, т. е. инвестиции, средства, капитал, которые необходимо затратить, чтобы обеспечить возможность потребления в будущие периоды. В каждой семье, как правило, часть денег тратится на текущее потребление, а часть откладывается на крупные покупки, накапливается для использования в будущем. Государство также использует часть национального дохода (около 80%) на текущее потребление, а часть - на капиталовложения, инвестиции в строящиеся объекты, в научно-технический прогресс (20%). В зависимости от эк-ой ситуации и стратегии соотношение между накоплением и потреблением может изменяться. ВНП и расходы: 1) наиб-ая часть расх-ов в экон-ке производ-ся дом. хоз-ми, когда потр-ся или исп-ся тов. и услуги потр-го назн-я, этот процесс назыв. потреб-ем. В развитых странах потр. состав-ет 60—65% от ВНП. 2) расходы фирм на тов. и услуги не явл-ся промеж-ми — этот проц наз-ся инвестированием. Рзл-ют валовые и чистые инвестиции;валовые- это сумма средств направ-ые в теч-е опр-го пер-да времени на увел. и обн-е осн.капитала,т.е. на амортизацию.(15—16%)
3) покуп-ем тов и услуг включ. в ВНП явл-ся гос-во которое покупает или оплач-ет услуги военных и гос служ-их(20%). 4) чистый экспорт это то что будет реально за пределами нац. эк., т.е. разница м/у импортом и экспортом. Чистый экспорт м.б. как полож-ым так и отр-ым.
16). Эк. теор. Равновесие национального рынка и механизм его обеспечения: совокупный спрос, совокупное предложение.Усл-ем достижения равновесия нац. Р-ка выступает наличие равновесия на локальных (факторных) р-ках.
1. равновесие на р-ке тов-ров и услугдостигается при рав-ве м/у предложением сбережений и спросом на инвестиции. При этом предлож-ие сбереж-ий зависит от ур-ня доходов. Спрос на инвестиции зав-ит от рын. нормы процента и обратно пропорционально ур-ню инвестиций, т.к. при повышении ставки процента ур-нь сбережений возрастает, а кол-во инвестиций стремиться к сокращению.
2. равновесие ден-го р-ка достиг-ся в случае рав-ва предлож-ия денег к общему спросу на них, т.к. м/у ур-нем экон. активности и нормой процента существует тесная взаимосвязь.
3. равновесие на р-ке тр. обеспеч-ся при рав-ве м/у предлож-ем раб. мест фирмами и спроса на них у раб-ков. Р-к тр. предполагает установление соответствия спроса и предлож-ия на раб. силу.
Ан-зируя усл-ия равновесия трех р-ков можно отметить, что равновесие на р-ке тр. зав-ит от совместного равновесия товарного и ден-го р-ков, т.к. ур-нь пр-ва позволяет выявить объемы спроса на раб. силу, что формир-ет ур-нь реальной з/п. В целом следует отметить, что равновесное состояние достижимо, но оно не совместимо с полной занятостью. Равновесие этих р-ков не устойчиво, т.к. реш-ия относительно сбережений принимаются одними экон. субъектами, а относительно инвестиций – другими. Кроме того равновесие зависит от ставки процента, от равновесия м/у предлож-ем раб. мест и спросом на них. Сов-ный спрос – это спрос на общий объем товаров и услуг, кот. м.б. предъявлен при данном ур-не цен. Сов-ное предлож-ие – это общий объем товаров и услуг, кот. м.б. произведено и предложено в соотв-ии с дан. ур-нем цен. Сов-ный спрос имеет 2 формы: 1. натурально-вещественное – отражает общественную потребность населения в товарах и услугах. 2. стоимостная – это сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в эк-ке. Сов-ный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию. Кривая сов-го спроса показывает кол-во товаров и услуг, кот. потребители готовы приобр-ти при каждом возм-м ур-не цен.
17). Эк. теор. Социально- экономическая сущность и функции финансов. Понятие финансовой политики государства.Финансы предс-ют собой экон-е отн-я связ-ые с форм-ем, распр-ем и испол-ем централ-ых и децен-ых фондов ден-ых средств для обеспеченя условий расширенного воспроизводства. Центр-ые фин-сы связ-ые с фор-ем и исп-ем фондов ден. средств гос-ва. Эти средства концентр-ся гос-ой бюджетной сист-ой и правит-ых внебюд-ых фондах, где цент-ым ден-ым фондом финансов относятся ден-ые фонды предприятий. Не всякие ден-ые отношеня выражают фин—ые отношения. Финансы отлич-ся по функциям. Деньги это всеобщий эквивалент с присущими ему фун-ями, а фин-сы— это экон-ий инстр-т распред-я, перераспр-я как ВВП так и нац—го дохода, а т.ж. инструмент контроля за образованием и использованием фондов ден-ых средств. фи-сы выраж-ют ден-ые отн-я возн-ие м/у основными рыночными субъектами (гос, фирмы, дом-е хоз-ва). Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы при основные функции финансов: 1. Обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами; 2. Контроль рублем; 3. Распределительная. Как категория фин-ы имеют историч характер. Они возникли в усл товарно-донеж-х отнош-ий, т.е. на конкретном этапе историч развития общества под влиянием потреб-ей и функцион назначения гос-ва. Фин-ы в переводе с латыни - платеж или доход. Впервые со значением денеж-й платеж финансы стали широко исп-ся в 13-15 веках в Италии. Далее этот термин получил междунар распростр и стал употр-ся как понятие, связь с системой донеж-х отношений, образований донеж-х рес-ов и фондов, мобилизуемых гос-ом для реализации своих соц, эк и политических и достижения хоз субъектами своих произв-коммерч целей. Фин науки изуч не ресурсы как таковые, а общест отношения и сфера эк отношений имеют след обществ назначение: 1) фин отн-ия делают возможным формир-ие целевых донеж-х фондов в руках правит-ва, которые предназнач для выполнения обществ услуг, соц-эк и прочих функций; 2) с пом фин-ов гос-ом регул-ся осн пропорции в развитии общес пр-ва: между произв и непросферами, между фондом накопления и потр-ия, между сферами общес деят-ти и экономики; 3) через фин отн-ия осущ-ся воздействие на развитие фин-ов в низовых структурах общества и укрепления фин положения пп-й; 4)фин отношения явл-ся эк базисом в развитии междунар соц и трудовых отношений, в развитии междунар рынков капитала, труда и раб силы; 5) фин-ы служат также сферой реализ-ии го соц программы, соцзащиты и эк поддержки населения. Функции:1. Распред-ая. Через эту ф-цию реал обществ назначение фин-ов - обесп-ие каждого субъекта хоз. необход. ему фин. ресурсами, исп. в форме ден. фондов спец. целевого назнач. Фин-ов осущ. перераспр-ие ден ср-в м/у различн отраслями эк-и (произв и непроизв); внутри этих отраслей также осущ территор распр-ие фин рес-ов. Речь идет о бюдж ассигнованиях, выделяемых в слаборазв. экон районы. Через фин-ы осущ возд. на все без исключ сферы общ. пр-ва. Сюда относится возмещ стоим-и потр. ср-в пр-ва и образование доходов и фондов в различн формах. Распр ф-ция фин закл и в том, что с ее пом осущ дифференц фин доходов нас-я. В усл рынка дифф наглядно проявл в том, что уже обозначились довольно разл соц группы насел. В этом нюансе проявл-ся и философия и политика фин-ов. 2. Контрольная. Основу контр ф-ции фин сост движение ден рес, происход как в фондовой и во внефондовой формах. Контр ф-ция осущ в проц форм, распр-ия и исп разл видов ден. фондов. Их форм-ие, фин контроль осущ в проц взыман разл видов налогов и налог платежей, мобил-ии др источников доходов, определении налогообл. базы, установление сроков поступлен доходов. 3. Функция обесп. сущ гос-ва ставит своей задачей создание мат.- фин. базы функц. гос-ва, а именно содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательнй и исполнительной власти, правоохранительных и там. органов, налоговых служб, т.е. содержание тех стр-р, без которых не представляется выполнения гос. своих политич, экон и соц. функций. Эта функц. осущ. за счет гос. бюджета, где на эти цели приходится от 6,5 до 9,5% в зависимости от того или иного года.
4. Социальная ф-я фин. наибеолееярко проявляется в совр условиях, в период перехода к рын. экон. Сейчас появилась принц. новая группа расходов. гос. бюджета - соц. защита населения, соц. обеспечение. Однако соц. ф-я фин. сводится не только к поддержке малообесп слоев населения, но и к содержанию учреждений непр. сферы.
Функции финансовой политики: 1.фискальная; 2.экономическая.
С т. з. внутреннего содержания фин. пол-ки выделяют 3 составные части: 1) выработка научно обоснованной концепции финансов на длительную и ближайшую перспективу. 2) определение осн. направлений использования финансов в текущем году и в перспективе. 3) осуществление практических действий для достижения поставленных целей. Если отсутствует хотя бы один из элементов, то фин. политика не удовлетворяет современным условиям. Минфин подготавливает несколько вариантов фин. политики. Наиболее оптимальный вариант направляется в правительство. При выработке фин. политики необходимо создать запас фин.ресурсов с их постоянным увеличением, определить наиболее рациональные доли изъятия доходов и предприятий государством. При выработке фин. политики большое значение придается распределению финансовых ресурсов и их концентрации на основных направлениях. Финансовая политика стабилизации включает в себя: 1) Остановить инфляцию: 2) Снижение дефицита бюджета до 3 % 3) Государственный долг – до 1/2 ВНП.
18). Эк. теор. Государственный бюджет. Бюджетная политика. Дефицит бюджета и методы его финансирования.Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года. Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие: уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
· уровень выполнения бюджетных обязательств;
· величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
· объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
· уровень монетизации бюджетного дефицита;
· величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
· динамику валового внутреннего продукта;
· уровень безработицы;
· степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
Бюджетный дефицит - это фин. яв-ие, при кот. наб-ся превышение расходной части бюджета над его доходной частью. Качество самого дефицита может быть различным:а) дефицит может быть связан с необх-ю осуще-ия крупных гос. вложений в развитие эк-ки. Тогда он отражает не кризисное течение общ. процессов, а гос. регулирование эк-ой конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общ. Пр-ва. б) дефициты возникают в рез-те чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода; в) дефицит может отражать кризисные явления в эк-ке, ее развал, неэффективность финансово - кредитных связей, неспособность правит-тва держать под контролем фин. ситуацию в стране. Явление, требующее принятия не только срочных и действенных эк-их мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих полит. решений.Методы снижения бюджетного дефицита:1. расходы = const, доходы растут;2. доходы = const, расходы падают;3. доходы растут, расходы падают (дефицит снижается быстрее в 2 раза). Пути финансирования бюджетного дефицита:1) Эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают отрицательные социально - экономические последствия.2) Государственные займы. В этом случае в финансировании участвуют компании, банки и т.п., у которых имеются свободные “лишние” денежные средства. Сейчас наиболее практикуемый метод.3) Иностранные займы. Их предоставляет МВФ. 4)Использование национального богатства
19). Эк. теор. Основные виды инфляции, причины возникновения. Теории инфляции.Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего, сложившийся одновременно на всех рынках. Этот дисбаланс проявляется в разных формах. В рыночной экономике превышение совокупного спроса над совокупным предложением выражается в росте общего уровня цен. Это – открытая форма инфляции.В экономике с фиксированными ценами возникшая недостаточность предложения по отношению к спросу сохраняет форму дефицита, не перерастая в открытую инфляцию. Это – скрытая форма инфляции, или подавленнаяинфляция.По характеру инфляционного процесса, кроме открытой и подавленной инфляции, выделяют еще инфляционный шок, то есть одномоментное резкое повышение цен. В зависимости от характера инфляции и темпов нарастания инфляционных процессов различают следующие типы инфляции. 1. Ползучей, или умеренной, инфляцией называется инфляция с темпами до 10% в год. Этот низкий темп инфляции, при котором обесценение денег настолько незначительно, что сделки заключаются в номинальных ценах. 2. Галопирующая инфляция в отличие от ползучей трудноуправляема. Темп ее роста ограничен рамками от 10 до 100% в год. Деньги обесцениваются довольно быстро, поэтому в качестве цен для сделок либо используют устойчивую валюту. 3. Наибольшую опасность представляет гиперинфляция. Ее условный рубеж в странах с развитой рыночной экономикой определяется темпами свыше 100% в год. Причины инфляции. 1. важным фактором инф-ии явл-ся чрезмерное расширение кредита (кредитная экспансия) ведущая к эмиссии денег, но в безналичной форме. 2. появлению избыт-ой ден-ой массы спос-ет растранжирство гос-ых финн-ов, что в первую очередь может выражаться в дефиците гос-го бюд-та, но инфляция зависит не от причин которые вызывают сам дефицит, а от методов и способов их развития. Если дефицит покрывается за счет простой эмиссии денег, то инф-я будет неизбежной. 3. инф-ю может провоцировать высокий уровень монополизации экон-ки. 4. Инфл-я может развиваться и тогда, когда в первоначальный импульс ей дается ростом цен. 5. инфл-я спроса связвна с ошиб-ой, гос-ой пол-ой доходов, что ведет к необосн-му росту доходов населения, в свою очередь это будет связано с неэфф-ой пол-ой занятости, при этом на предп-ии сущ-ют скрытые излишки раб-ей силы.
6. инфл-я явл-ся следс-ем не только внутри экон-их но и внешних междунар-ых причин, а поэтому выделяют так называемую «импортирующую» инфл-ю. 7. инфл-ые факторы могут носить и не экон-ий хар-р. Во-первых, психол-ие аспекты поведения людей, так называемые инфл-ые ожидания (ажиотажный спрос). Во-вторых, резкая экон-ая или полит-ая не стабильность,что подрывает довнрие людей к правительству, а т.ж. может привести к ажиотажному спросу.
Теории инфляции. Инфляция спроса – это тип инфляции, которая вызвана причинами, лежащими на стороне совокупного спроса. Увеличение платежеспособности может возникнуть лишь из-за дополнительной эмиссии денег, осуществляемой государством чрезмерно. Причины вздутия совокупного спроса из-за дополнительной эмиссии, главным образом, связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения. Механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем – совокупный спрос. Второй тип инфляции – инфляция издержек – происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции. Рост издержек вызывает монополизм фирм и профсоюзов. Инфляцию издержек может вызвать сдерживающая бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика правительства.
20. Эк. теор. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.Эти последствия сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе. Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффект-й макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве и быть объективным информ-ым сигналом. Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер. Высокие темпы роста общего уровня цен отрицательным образом воздействуют и на фискальную систему из-за так называемого эффекта Танзи-Оливера. Дело в том, что инфляция обесценивает поступления от налогообложения. Так, если налоги начисляются, например, в 3 квартале, а выплачиваются в IV квартале года, то при гиперинфляции падает реальное значение налоговых поступлений в бюджет. В условиях инфляции обеспечиваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения. Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Антиинфляционная политика.
Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфл-ой пол-ки. Он включает в себя широкий набор ден.кред-ых, бюдж-ых, финан-ых, налог-ых мероприятий вплоть до проведения радик-ых денежных реформ. 1. Ден-но-кред-ая пол-ка: все ее инстр-ты (учетная ставка, операции по купле-продажи, ценных бумаг на открытом фонд-ом рынке и миним-ые резервы испол-ся для регул-я ден-ой массы), т.е. для поддежания ее в оптим-ых кол-ах. 2. Бюд-ая пол-ка: Одним из главных ее направлений явл-ся форм-е сбал-го бездеф-го бюджета и макс-но возможное наполнение доходной части, если же бюд-т сфор-н с дефицитом, то в целях присечения развития инфл-ии следует находить безинфл-ые способы его покрытия (займы внутренние и внешние).
3. налоговая политика: Налоговая сис-ма дол-на быть выстроена так, чтобы сбор налогов в доходную часть бюд-та можно было максимизир-ть (фискальная функция налога). Одним из важнейших направлений инфл-ой пол-ки должна рассматр-ся эффективная антимоноп-я политика, которая предполагает наличае жесткого контроля над ценовой и тарифной политикой монополий (транспорт, энергообес-е).
4. Не маловаж-ым фактором в борьбе с инфл-ей явл-ся работа цент-го банка с коммер-ми банками, т.к. именно цент-ый банк ч/з миним-ые резервы регулирует кол-во кредитов, выдаваемых комер-ми банками. Здесь наиболее значимым явл-ся конт-ль со стороны цент-го банка над тем не превышают ли комм-ие банки нормы устан-ые кредитованием.