Эк.теор. Условия возникновения товарного производства. Натуральное и товарное хозяйство. Товар и его свойства.
В основе экономического развития лежит творение самой природы – разделение функций между людьми, исходя из половозрастных, физических и других особенностей. Но человек смог сделать качественный шаг вперед и перейти от природного разделения функций к разделению труда, которое стало основой экономики и социально-экономического прогресса. Разделение труда – исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности. Расширяющееся и углубляющееся разделение труда в ходе развития общества объективно выступало материальной основой зарождения, формирования и прогресса товарного производства. Товарное производство -- такой тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. В связи с этим здесь по-иному, чем в натуральном хозяйстве, решаются главные проблемы экономической организации. Что создавать, как для этого использовать природные ресурсы и для кого предназначаются продукты труда -- все эти вопросы решаются в соответствии с требованиями рынка. Любое обособление той или иной трудовой деятельности обусловливает отказ от выполнения других видов деятельности или трудовых функций. Однако человеку необходима вся гамма благ для удовлетворения своих потребностей. Причем эти потребности постоянно возрастают, изменяются и расширяются. В то же время его трудовая деятельность все больше концентрируется на довольно узком круге выполняемых функций. Следовательно, чтобы удовлетворить свои потребности хотя бы в 1 продукте, от производства которого отказался тот или иной хозяйствующий субъект, необходимо вступить в отношения обмена с другими хозяйствующими субъектами, производящими данный продукт. Вступая в отношения обмена, каждый товаропроизводитель, получая от своего контрагента какое-то благо, взамен вынужден уступать, отдавать другие блага. Происходит товарообмен. Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи. Товар – продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает 2 свойствами: 1) потребительная стоимость – полезность вещи, ее способность удовлетворять те или иные потребности либо как предмет личного потребления либо как средство производства; 2) меновая стоимость – способность товара в определенных соотношениях обмениваться на другие товары.
6). Эк. теор. Возникновение денег. Деньги как развитая форма товарно-денежных отношений. Сущность и функции денег. Самой простой формой обмена является бартер – непосредственный обмен одного товара на другой. Однако бартерные сделки могут беспрепятственно осуществляться лишь при ограниченном наборе предлагаемых к обмену товаров. Количество участников при бартерном обмене также ограничено. При вовлечении в торговлю большого круга хозяйствующих субъектов бартер наталкивается на серьезные затруднения. По мере развития обмена в разных регионах выделяется товар, обладающий наибольшей способностью к сбыту, который становится деньгами. Речь идет о товаре, обладающем наибольшей ликвидностью. Ликвидный товар (или любое другое благо) – легкореализуемый товар. Деньги – абсолютно ликвидное средство обмена. Они появились на определенном этапе развития хозяйственной жизни общества, но не как продукт какого-либо законодательного акта государства, а как результат развития экономических отношений, как результат естественной хозяйственной жизни людей. В качестве средства обмена использовались любые товары – скот, зерно, соль, медь и т.д., но все они должны были удовлетворять одному требованию: получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена. Постепенно абсолютно ликвидным средством обмена стали драгоценные металлы – золото и серебро. Они стали деньгами потому, что обладали совокупностью качеств, позволяющих им лучше, чем другим товарам, выполнять роль абсолютно ликвидного средства обмена: 1) сохраняемость; 2) портативность (высокая ценность в небольшом объеме); 3) экономическая делимость (слиток золота, поделенный на 2 равных по весу части, означает, что и ценность каждой половины слитка ровно в 2 раза уменьшилась); 4) относительная редкость золота в природе. В современных условиях золото, а еще раньше серебро, перестало быть денежным товаром. В нашей обыденной жизни мы используем бумажные деньги (банкноты). Деньги – общепризнанное средство обмена. Люди ценят бумажные деньги и поэтому делают их «бумажками», имеющими ценность. Сущность денег раскрывается в их функциях. Деньги как средство обращения рождены торговлей; они возникают как техническое средство, благодаря которому обеспечивается обмен товаров. Деньги существенно облегчают перемещение, обращение товаров, ускоряют их оборот, что ведет к значительному сокращению товарных запасов. Деньги выполняют функцию средства обращения, когда в самом акте купли-продажи они противостоят товару, а товар противостоит деньгам. Деньги как средство платежа. Возникают ситуации, когда у покупателя нет денег, но ему необходим именно сейчас товар, н-р, сырье, из которого он производит какой-то продукт. Выход из данной ситуации видится в покупке сырья в долг (под кредит). Контрагенты определяют цену сырья, и оно переходит от продавца к покупателю. После того как покупатель сырья произведет из него какой-либо продукт и продаст его, он сможет расплатиться со своим кредитором. В момент оплаты услуги за сырье (погашение задолженности) деньги выполняют функцию средства платежа. Эту же функцию они выполняют и при выплате з/п, пенсий. Деньги как мера стоимости. Данная функция используется для измерения и сравнения стоимостей товаров и услуг. Каждое государство устанавливает собственную единицу меры стоимости – рубль, доллар и т.д. Деньги как мера стоимости однородны. Использование данной функции позволяет избежать сложных и многочисленных обменных операций для получения необходимого блага. Деньги как средство сбережения (накопления). Они позволяют сохранить часть полученных доходов на будущее. С той же целью сбережения можно вложить и в покупку долговечного товара (дома, произведения искусства и т.д.) с тем, чтобы, продав его в нужное время, вновь получить деньги.
7). Эк. теор. Спрос. Кривая спроса. Закон спроса.В странах с рыночной экономикой решения о распространении и потреблении ресурсов и готовой продукции реализуется через систему цен в рамках которой очень тесно взаимодействуют спрос и предложение. Спрос – желание покупателя приобрести какие-либо товары и услуги; объем спроса – реальное количество товаров и услуг, которые покупатель может приобрести на рынке за данный промежуток времени и при существующем уровне цен. Помимо этих категорий анализируется и еще 1 категория — объем покупок. Это количество товаров и услуг реально приобретенных покупателями при сущес-ем уровне цен и за определенный промежуток времени. Объем спроса и в целом поведение покупателей испытывает наибольшее влияние со стороны цен товаров. При характеристике влияния цены на объем спроса можно заметить следующую закономерность: чем выше цены, тем ниже объем спроса и, наоборот. Такая зависимость получила название закона спроса. Ее можно изобразить графически:
P(цена)
d
Q(величина спроса)
Помимо цены объем спроса испытывает на себе влияние других неценовых факторов: 1) наличие или отсутствие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров; 2) изменения в доходах населения; 3) изменения в структуре населения; 4) потребительские вкусы, мода, реклама, привычки; 5) изменение цен на другие товары. В случае если ценовой фактор остается неизменным, а неценовые факторы изменяются, тогда также может произойти изменение в сторону повышения (понижения) объема спроса. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях: 1) при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен; 2) для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, драгоценные камни и т.п.); 3) при переключении спроса на более новые и качественные товары.
8). Эк.теор. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения.Предложение -это есть общая характеристика поведения производителей (продавцов) на рынке, т.е. их желание производить и поставлять на рынок товары и услуги, но желание производителя всегда будет ограниченно его производственными возможностями. Поэтому анализируется более точная категория — объем или величина предл-я. Объем предл.-это то колич-во товаров и услуг, которые может произвести товары производители за определенный промежуток времени при существующем уровне цен. Кроме этого анализируется категория которая определяет объем продаж — это реальное количество товаров и услуг реализованных покупателями. Наибольшее влияние на изменение величины предл. оказывают цены. Прямая зависимость между ценой и объемом предл. наз-ся законом предл., т.е. чем выше цены, тем больше объем предл., при прочих равных условиях. Справедливо и обратное. Эту зависимость можно анализировать с помощью шкалы предложения и графиком который изображает эту же зависимость.P(цена)
Q(величина предложения)
Помимо цены объем предл. может изменятся под влиянием неценовых факторов: 1.цены на используемые ресурсы,2.применяемые технологии, 3.существующая система налогообложения. Влияние неценовых факторов приведет к изменению объема предл. при постоянстве цены, что на графике найдет отражение в сдвиге кривой предл-я влево вверх, если объем пред-я сокращается и вправо вниз, если он увел-ся.