Мультипликатор автономных расходов
Суть эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов. Выражаясь образно, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и автономные расходы, «брошенные» в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости.
Простейшая модель мультипликатора может быть представлена так:
где Δy – прирост национального дохода (либо валового внутреннего продукта, либо валового национального продукта);
ΔA – прирост автономного спроса;
μa – мультипликатор автономных расходов.
Мультипликатор можно определить как коэффициент, показывающий, на сколько возрастет равновесный доход при увеличении автономного спроса.
Механизм действия мультипликатора таков: любой дополнительный расход становится в экономическом кругообороте доходом тех лиц, которые реализуют товары или услуги. На следующем витке экономического кругооборота этот доход может вновь стать расходом, увеличивая тем самым совокупный спрос на товары и услуги.
Таким образом, мультипликатор можно определить как отношение изменения дохода к изменению любого из компонентов автономных расходов.
27 Экономический цикл и его характеристики. Виды циклов. Антициклическая политика государства. Нелюбина
Экон. цикл - особый тип периодических колебаний экон. активности, состоящих в повторяющемся расширении и сжатии экономики, кот. сопровождается колебаниями уровня деловой активности, пр-ва, занятости, уровня цен и др. макроэк. показателей. Причины:- экон. шоки (импульсные воздействия на экономику); - технологич. прорывы, открытие новых энергоносителей, войны; - незапланированное увеличение запасов сырья и товаров, инвестиций в осн. капитал; - изменение цен на сырье; сезонный характер сх и др. Экон. циклы отличаются друг от друга продолжительностью, интенсивностью и прочими параметрами при наличии долговременной тенденции (тренда) к эконом. росту. Кроме того, все циклы имеют одни и те же четко выраженные этапы (фазы).
1. Экономический подъем (фаза экспансии, пик) - ознаменован началом ввода в действие новых предприятий и модернизацией старых, ростом объемов пр-ва, занятости, инвестиций, личных доходов, повышением спроса и цен. Заканчивается эта фаза потребительским бумом - периодом сверхвысокой занятости и перегрузки производственных мощностей. Во время бума уровень цен, ставка заработной платы и % ставка очень высоки. В высшей точке цикла (пик) все вышеназванные показатели достигают максимального значения; 2. Экономическое сжатие (спад) - сокращение производства и потребления, доходов и инвестиций, падение уровня ВВП; 3. Фаза депрессии - экономика характеризуется застоем в производстве, вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала. Наступает кризис, экономика, достигнув дна, топчется на месте; 4. Оживление экономики - через определенное время экономическая система преодолевает низшую точку цикла и начинается оживление. При нем движение всех экономических показателей меняет направление, доход и занятость вновь начинают расти. Виды: 1. Краткосрочные циклы Китчина - продолжительность 2-4 года. 2. Среднесрочные циклы Жюгляра – 7-10 лет. 3. Кузнеца –15-20 лет. 4. Длинные волны Кондратьева –40-60 лет.
Государство проводит стабилизационную политику. Суть - сдерживать экономику в фазе подъема, не допускать перегрева, а также поддерживать экономику на стадии спада и не давать ей "упасть" слишком глубоко. Осн. инструментами стабилизационной программы являются (недостаток - действие проявляется не мгновенно, а через какой то период времени): - денежно-кредитная (или монетарная) политика - бюджетно-налоговая (или фискальная) политика. Монетарная политикасостоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема пр-ва, занятости и уровня цен (рост ден. массы увеличивает доходы населения, стимулирует совокупный спрос и может привести к инфляции и наоборот (применять в период спада), сокращение денежной массы снижает совокупный спрос и инфляцию (в период подъема)). Фискальная политика - воздействие на фазы экономического цикла с помощью изменения гос. расходов и налогов. В фазе подъема следует проводить сдерживающую политику — сокращать гос. расходы и увеличивать налоги, в фазе спада стимулирующую — увеличивать госрасходы и снижать налоги.
28 Занятость и безработица. Типы безработицы. Полная занятость и естественный уровень безработицы. Социально-экономические последствия безработицы. Нелюбина
Под занятостьюпонимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Безработица характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, не имеющего работы и активно ищущего ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу.
Типы: 1. Фрикционная безработица - временная безработица, связанная с добровольным или вынужденным поиском или ожиданием работы2. Структурная безработица (сумма уровней фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы) - безработица, вызванная изменениями в структуре спроса на рабочую силу, вследствие которых образуется несоответствие между требованиями к претендентам на свободные рабочие места и квалификацией безработных. Причинами структурной безработицы могут быть: ликвидация устаревших профессий, изменения в технологии производства, масштабная перестройка всей экономической системы государства. 3. Циклическая безработица - высвобождение рабочей силы, вызванная общим спадам производства, как фазой экономического цикла.
Полная занятость — это существующая в течение длительного времени ситуация, при которой рынок труда находится в равновесии. Это означает, что все люди, желающие работать, заняты в производственном процессе и увеличить число работающих ненасильственными методами невозможно. Тем самым можно говорить и о максимальном объеме пр-ва, поскольку все доступные в данный момент экон. ресурсы используются на полную мощность. Естественный уровень безработицы - уровень безработицы, который соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике (6-8%). То есть это процент безработных в ситуации, когда все желающие трудиться могут найти себе работу. Этого можно достичь при условии максимально рационального и эффективного использования рабочей силы.
Социально-экономические последствия безработицы:1. недостижение потенциального уровня ВВП, т.е. недосоздание продукции. Закон Оукена: увеличение фактической безработицы на 1% по сравнению с ее естественным уровнем ведет к потерям 2,5% ВНП. 2. замедление темпов роста экономики в результате недоиспользования производственных возможностей; 3. лишение части населения заработка, следовательно, средств к существованию; 4. ухудшение уровня жизни населения, бедность; 5. сокращение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами государству, вследствие уменьшения объема ВВП; 6. устаревание знаний, потеря квалификации людьми, которые лишены возможности работать; 7. сокращение совокупного потребления, сбережений и инвестиций.
29 Инфляция: ее сущность, измерение и виды. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
Инфляция(И)- устойчивая тенденция к повышению среднего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой). При этом различные виды цен изменяются неравномерно: одни цены увеличиваются быстро, другие — медленно, третьи остаются без изменения. И возникает как следствие целого комплекса причин, т.е.И — не чисто денежное явление, а также экономический и социально-политический феномен.
Измеряется с помощью индекса цен(ИЦ)= Стоимость рыночной корзины в текущем году/ стоимость р.к. в базовом году. Уровень и (темп роста цен) - относительное изменение среднего (общего) уровня цен:
ИЦ = Индекс цен (текущего год, базовый год)
Типы И:По темпу роста цен:1.Умеренная(до10% в год) .Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать. 2.Галопирующая(до200%) = В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Ведет к экономич. кризсу 3.Гиперинфляция(более 200%) = Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате - производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем нац. производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство. По степени соответствия прогнозам: 1.Прогнозируемая 2. Непрогнозируемая.По внешним проявлениям: 1. Открытая (рост цен), 2. Скрытая (снижение качества при тех же ценах), 3.Подавленная(фикстированные цены при дефиците товара). По соответствию темпов роста разных цен: 1.Сбалансированная(динамика цен не меняется), 2. Несбалансированная(изменения цен в разных пропорциях).
Антиинфляционная политика может проводиться как методами «шоковой терапии» (когда жесткая денежная политика помогает сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путем многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не дает снизить инфляцию. Активная антиинфляционная политиканаправлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию. Адаптивная антиинфляционная политикапредставляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для приспособления экономики к инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.
Социально-экономические последствия инфляции: 1.. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются. Резко обостряются проблемы эмиссии денег. Денежные доходы (как населения, так и предприятий, государства) фактически уменьшаются. 2.Стихийное, неконтролируемое перераспределение доходов: при инфляции проигрывают кредиторы, продавцы, экспортеры, работники бюджетных предприятий, а выигрывают должники, покупатели, импортеры, работники реального сектора. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг. 3.Искажает все основные экономические показатели: ВВП, рентабельность, процент и т. п.; 4. Рост цен сопровождается падением валютного курса национальной денежной единицы. 5. Рост цен на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы. Результатом ажиотажной закупки товаров является усиление инфляции спроса; 6. Перелив капиталов из производства в сферу обращения, спекулятивную торговлю, где капитал быстро оборачивается и приносит прибыль.
Уровень инфляции в РФ, 2016г.: 7,9%, в США:0,82%, в ЕС: 1,16%(МВФ)
30 Деньги в системе экономических отношений. Свойства денег. Сущность и функции денег. Виды денег. Системы денежного обращения.
Деньги- это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества. Наиболее характерная черта денег – их высокая ликвидность, т.е. способность быстро и с минимальными издержками обмениваться на любые другие виды активов. Это свойство придает им безусловную покупательную способность, т.е. возможность служить всеобщим обменным и платежным средством.
Функции денег: 1. Деньги как средство обращения/как средство платежа.2.как мера стоимости (любого товара, попавшего на рынок). 3.Как средство накопления. 4. Мировые деньги(расчёты на мировом рынке).
Виды денег:Наличные (разменные монеты, бумажные деньги, кредитные-векселя, чеки), безналичные (кредитные карты, платежные карты, электронные деньги).
Системы денежного обращения
1.Металлические денежные системы - это системы, имеющие в основе металлические деньги с внутренней (реальной) стоимостью, в том числе монометаллические (один денежный металл выполняет роль всеобщего эквивалента) и биметаллические.
§ система параллельной валюты — соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно;
§ система двойной валюты — государство фиксировало соотношение между металлами, а чеканка золотых и серебряных монет и прием их населением производились по этому соотношению;
Золотомонетный стандарт – в стране находятся золотые монеты и неполноценные деньги 100% разменные на золотые монеты, т.е. золота в казне не меньше, чем бумажных денег. Перестал существовать после I Мировой Войны, когда золота стало не хватать.
Золотослитковый стандарт – золотых монет в обращении нет, но государство обменивало неполноценные деньги на золотые слитки (1700 фунтов стерлингов на 12,5 кг. (слиток) золота).
Золотодевизный или золотовалютный стандарт – еще более урезанная форма, нет золотых монет, отсутствует обмен неполноценных денег на золотые слитки. Государство обменивает национальную валюту на валюту стран с золотослитковым стандартом.
2.Бумажно-кредитные системы — это денежные системы, лишенные металлической основы, построенные на представительском принципе. Такие денежные системы существуют в настоящее время практически во всех странах. Элементами данной денежной системы являются:
1. Денежная единица - денежный знак, установленный в законодательном порядке. В РФ - это рубль.
2. Масштаб цен - установление содержания цены денежной единицы через весовое содержание золота (сейчас его нет). 3. Виды денег. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему при всех видах платежей. 4. Эмиссионная система. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно ЦБ.
Роль в экономике:
1. Общественная роль денег, их функция в экономической системе состоит в том, что они выступают в качестве связующего звена между товаропроизводителями.
2. Деньги играют количественно новую роль – они становятся капиталов, или самовозрастающей стоимостью. Деньги превращаются в денежный капитал в производстве индивидуального капитала благодаря тому, что их функционирование включено в кругооборот промышленного капитала.
3. С помощью денег происходит образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы и инфляцию.
4. Деньги являются объектом кредитно-денежного регулирования экономики промышленно развитых стран, основанного на монетаристской теории денег. Денежно-кредитное регулирование, как правило, направлено на сдерживание роста денежной массы, преодоление инфляционных процессов и стимулирование роста ВНП.
31 Понятие денежной массы. Виды денежных агрегатов. Связь денежной массы и предложения денег. Денежный мультипликатор. Ремнева
Денежной массой называется совокупность платежных, покупательных и накопленных средств, принадлежащих физическим, а также юридическим лицам и собственно государству, вовлеченных в процесс обслуживания экономических связей. Денежная масса характеризует движение денег по количественному показателю. Под массой денег понимают и наличные, и безналичные средства. По структуре она делится на активную часть (те денежные средства, которые обслуживают хозяйство) и пассивную часть (накопления и остатки на банковских счетах, которые являются потенциальными расчетными средствами)
Денежные агрегаты – это показатели того количества денег или финансовых активов, из которого состоит масса денег.
Виды денежных агрегатов:
· Агрегат М1 - наличные деньги в обращении (банковские билеты и монеты!) и средства на текущих банковских счетах.
· Агрегат М2 = М1 + срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках.
· Агрегат МЗ = М2 + сберегательные вклады в специализированных кредитных организациях.
· Агрегат М4 = МЗ + депозитные сертификаты крупных коммерческих банков
Денежная масса состоит из наличных и безналичных денег. Формирование денежного предложения наличных денег осуществляется в процессе эмиссионной деятельности Центрального банка. Предложение безналичных денег зависит от работы финансовых посредников депозитного типа.
Денежный мультипликатор - числовой коэффициент, показывающий во сколько раз возрастет либо сократится денежное предложение в результате увеличения либо сокращения вкладов в кредитно-денежную систему на одну денежную единицу. Денежный мультипликатор рассчитывается как отношение денежной массы к денежной базе.
До того, как деньги были помещены в банк, в обращении находились 10 000 рублей наличными. После размещения депозита на счету Иванова будет 10 000 рублей безналичных денег. Часть наличных денег 1000 рублей образует резервный фонд, другая часть – 9000 рублей – будут выданы в ссуду. Следовательно, предложение денег будет представлено безналичными деньгами на сумму 10 000 рублей и наличностью 9000 рублей.
32 Банковская система и предложение денег. Центральный Банк, его функции. Коммерческие банки. Создание денег банковской системой. Банковский мультипликатор. Денежная база. Ремнева
Банковская система - это форма организации функционирования в стране специализированных кредитных учреждений, сложившихся исторически и закрепленная законодательно
Банковская система с учетом кредитно-финансовых организаций включает:
1) Центральный банк страны;
2) Коммерческие банки;
3) Специализированные кредитно-финансовые институты (пенсионные фонды, страховые компании, сберегательные банки, кредитно-сберегательные ассоциации и др.).
Центральный банк (в Украине — Национальный банк) является главным банком. В его функции входят денежная эмиссия и разработка общей кредитной политики.
Коммерческие банки обслуживают фирмы, предприятия, население, принимают и оплачивают банковские чеки, предоставляют кредиты.
Специализированные кредитно-финансовые институты выполняют разные вспомогательные функции – инвестиционные, страховые, финансовые.
Предложение денег (MS) – это общее количествоhttp://www.economicportal.ru/ponyatiya-all/dengi.htmlденег, которые находятся в обращении в экономике страны.
В большинстве развитых стран и развивающихсяhttp://www.economicportal.ru/ponyatiya-all/rynok.htmlрынков, предложение денег - функция одного из органов государства - центрального банка (в США - Федеральной резервной системы). Он включает наличность вне банковской системы (М0) и депозиты (D):
MS = M0 + D.
Центральный банк — главный регулирующий орган кредитной системы страны или группы стран.
Деятельность ЦБ РФ ориентирована на выполнение трех главных задач:
защита и обеспечение устойчивости национальной валюты;
развитие и укрепление российской банковской системы;
обеспечение бесперебойного функционирования механизмов денежных расчетов
Ф-ии:
- функция эмиссионного банка. Это монопольный вид деятельности данного органа власти. Центральный банк обеспечивает выпуск безналичных и наличных денег;
- функция фирменного банка государства, который кредитует государство (не во всех странах), поддерживает ресурсами его экономические программы, выступает финансовым агентом и экономическим советником;
- функция банка банков, то есть расчетного центра для других банков и кредитора последней инстанции;
- функция органа надзора за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками, в целом за кредитной системой, обеспечивающего должный уровень ее надежности и устойчивости;
- функция органа валютного регулирования, хранения и учета национальных золотовалютных резервов.
Коммерческийhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BAбанк —https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5кредитное учреждение, осуществляющееhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечениеhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4вкладов, предоставлениеhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82ссуд, а также операции наhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3рынке ценных бумаг и посреднические операции)
К банковским услугам относятся:
● кредитованиеhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BEюридических иhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BEфизических лиц;
● валютные операции (только уполномоченные банки);
● операции с драгоценными металлами;
● выход наhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BAфондовый рынок иhttps://ru.wikipedia.org/wiki/ForexForex;
● ведение расчётных счётов хозяйствующих экономических субъектов;
● обмен испорченных денежных (рваные, обожжённые, постиранные купюры) знаков на неиспорченные;
● ипотека;
● автокредитование;
Банки (банковская система) обладают способностью создавать деньги, т. е. увеличивать предложение денег. В основе способности банков создавать деньги лежат их избыточные резервы и принцип мультипликатора.
Банковский мультипликатор – это увеличение денежной массы (мультипликацияhttp://www.banki.ru/wikibank/%C4%E5%ED%FC%E3%E8/денег) в результате депозитно-кредитных операций коммерческихhttp://www.banki.ru/wikibank/%C1%E0%ED%EA/банков. Этот процесс регулируется центральными банками в рамкахhttp://www.banki.ru/wikibank/%C4%E5%ED%E5%E6%ED%EE-%EA%F0%E5%E4%E8%F2%ED%E0%FF+%EF%EE%EB%E8%F2%E8%EA%E0/денежно-кредитной политики с помощью нормативовhttp://www.banki.ru/wikibank/%CE%E1%FF%E7%E0%F2%E5%EB%FC%ED%FB%E5+%F0%E5%E7%E5%F0%E2%FB+%EA%EE%EC%EC%E5%F0%F7%E5%F1%EA%E8%F5+%E1%E0%ED%EA%EE%E2/обязательного резервирования
33 Спрос на деньги. Равновесие на денежном рынке. Денежно-кредитная политика: цели и задачи, инструменты. Виды денежно-кредитной политики. Эффективность денежно- кредитной политики.
Спрос на деньги формируется всеми хозяйствующими субъектами и основан на потребности в осуществлении сделок, на желании держать активы ради будущего и определяется величиной денежных средств, которые хранят домашние хозяйства и фирмы. Общий спрос на деньги состоит из спроса для сделок и спроса на деньги со стороны активов. Спрос на деньги для сделок основан на потребности в деньгах на как средстве обращения. Домашние хозяйства и фирмы нуждаются в деньгах, чтобы купить товары и заплатить по своим обязательствам. Спрос на деньги для сделок зависит от динамики номинального ВНП: чем больше номинальный ВНП, тем больше надо денег для сделок. И наоборот: сокращение номинального ВНП сокращает спрос на деньги для сделок.
Равновесие на денежном рынке – равновесная ставка процента, то есть цена, уплачиваемая за использование денег.Равновесие на денежном рынке восстанавливается путём купли-продажи финансовых активов, имеющихся у покупателей денег.Равновесие денежного рынка означает равенство количества активов, которые хозяйствующие субъекты хотят иметь в виде денег, количеству денег, которое предлагается банковской системой.
Денежно-кредитная политика – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным Банком в целях регулирования совокупного спроса путём планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Денежно-кредитная политика может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии. В этом случае имеет место кредитная экспансия. Подобной политики Центральный Банк придерживается в условиях спада производства и увеличения безработицы, стремясь оживить рыночную конъюнктуру. Напротив, в случае экономического подъёма, желая предотвратить перегрев экономики, Центральный Банк сдерживает кредит и ограничивает денежную эмиссию. Тогда имеет место кредитная рестрикция.
Общие инструменты кредитно-денежной политики:
1) Операции на открытом рынке – это купля-продажа Центральным Банком государственных ценных бумаг
2) Продажа ценных бумаг коммерческим банкам и другим финансовым учреждениям -> уменьшение резервов коммерческих банков -> уменьшение возможности коммерческих банков по предоставлению ссуд -> предложение денег уменьшается.
3) Покупка ценных бумаг у коммерческих банков -> резервы коммерческих банков и их возможности по выдаче ссуд расширяются -> предложение денег растёт.
4) Учётно-процентная (дисконтная) политика. ЦБ поднимает учётную ставку -> коммерческие банки сокращают объём заимствований –> снижение резервов, повышение процентных ставок и сокращение кредитных операций. ЦБ понижает ставку -> условия для увеличения резервов и снижения процентных ставок -> объём кредитных операций растёт.
5) Установление нормы обязательных резервов коммерческих банков.
Монетарная политика Центрального Банка представлена в двух видах:
Политика “дешёвых” денег. Она проводится в период спада в целях стимулирования инвестиций и расширения объема производства. Центральный Банк увеличивает предложения денег путем: снижения нормы обязательных резервов; уменьшения учетной ставки; cкупке на открытом рынке государственных ценных бумаг.
Политика “дорогих” денег проводится в период инфляции в целях сокращения совокупного спроса. Центральный Банк при этом уменьшает предложение денег путем: увеличения нормы обязательных резервов; повышения учетной ставки; продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг.
Эффективность политики – достоинства и недостатки.
К достоинствам денежно-кредитной политики обычно относят как её более быстрое действие по сравнению с фискальной политикой, так и то, что денежно-кредитная политика менее подвержена политическому давлению, чем фискальная.
Недостатками денежно-кредитной политики считают то, что она менее эффективна по части недопущения спада, чем в обуздании инфляции. Отмечается также, что её положительный эффект может быть поглощён изменениями скорости обращения денег и тем, что она не всегда приводит к существенному изменению расходов на инвестиции в экономике.
34 Государственный бюджет. Доходы и расходы государства. Бюджетная система РФ. Сальдо государственного бюджета.
Гос.бюджет - годовой план гос. расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентов страны. По завершении фин.года полномочные представители исполнительной власти (Правительство) отчитываются о своей деят-ти по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятым законом о бюджете.
Задачи бюджета: 1) перераспределение ВВП; 2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства; 3) государственное регулирование и стимулирование экономики; 4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др. Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства или при перераспределении уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.
Млрд руб. | Вид дохода, 2015 г. | Доля от общего объема, % | Вид расхода, 2015 г. | Доля от общего объема, % | ||
Доходы: | 14 500 | 13 700 | НДС | 31% | Межбюджетные трансферты | 30% |
Нефтегазовые* (43% - 2015) | 7 400 | 5 900 | НДПИ | 23% | Закуп тов.,работ и усл. для гос.нужд | 23% |
НЕнефтегазовые* (57% - 2015) | 7 100 | 7 800 | Вывозные там.пошл. | 20% | Выплата персоналу в целях обеспеч.выполнения ф-й гос.органами, казенными учр. | 16,5% |
Расходы: | 14 800 | 15 600 | Прочие | 13% | Капитальные влож. в объекты гос.собственности | 7,5% |
Профицит/ дефицит | -300 | -1 900 | Акцизы; ввозные там.пошл. | По 4% | Иные бюджетные ассигнования | 7% |
Налог на прибыль организ. | 3,5% | Субсидии бюдж., автономным учр. и некомм. орган. | 6,5% | |||
Соц.обесп. и выпл.насел.; гос.долг | 5%; 3% |
*Нефтегазовые: НДПИ на нефть, НДПИ на газ горючий природный, НДПИ на газовый конденсат, Вывозные там.пошл. на нефть сырую, на газ природный, на товары, выработанные из нефти. НЕнефтегазовые: Налог на прибыль, НДС, Акцизы, Ввозные там.пошлины, прочите ненефтегазовые доходы (в т.ч. межбюджетные трансферты, доходы от оказания платных услгу и компенсации затрат гос-ва
Бюджетная система — это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов 3 следующих уровней: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (разрабатываются и утверждаются в форме федер.законов); 2) бюджеты субъектов РФ (РФ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов(в форме законов субъектов РФ); 3) местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений) (в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления или согласно уставам муницип. образований).
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ образуют консолидированный бюджет РФ. Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.
35 Налоговая система: понятие, принципы и функции. Классификация налогов. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос и на совокупное предложение. Кривая Лаффера
Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом. Принципы построения налоговой системы в РФ определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует 3х уровневая налоговая система: федеральных ,региональных. и местных налогов.
Принципы налогообложения. В основе лежат идеи А. Смита в виде 4 основных принципов налогообложения: принцип справедливости- всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам; принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику; принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика; принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов. Помимо этого можно выделить: стоимостное выражение ( налоги должно уплачиваться в нал. Форме), единство (действует на всей терр-ии),стабильность; эластичность (быстрая адаптация).
Налоги подразделяются на следующие виды:
федеральные налоги и сборы; региональные налоги; местные налоги;
По объекту налогообложения налоги делятся на:
налоги на доходы; налоги на имущество; налог на потребление;налоги на капитал.
По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:
§ налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
§ налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).
По способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные.К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.Это деление осуществляется по трем признакам:
§ по способу уплаты; по способу взимания; по экономическому признаку.
Основными функциями: Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.
Воздействие налогов на экономику. Кривая Артура Лаффера.
1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на– потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос. Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 2.8, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 2.8, а).
а) снижение налогов; б) рост налогов
2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Кривая Лаффера(рис. 2.9), показывает воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. Он исходил из налоговой функции:Т = t хY,
Где Т –налоговые поступления; t–налоговая ставка.
Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией Лаффер предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций).
36 Дефицит государственного бюджета: понятие и виды. Способы регулирования и финансирования бюджетного дефицита.
Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема <