Эластичность предложения в долгосрочном периоде
Предложение эластично, у продавцов много времени. Допустим, они знают, что спрос в будущем будет расти и у них есть возможность например в течение года приспособиться к новому объему спроса и изменению цен.
Приведенные примеры показали, что эластичность предложения растет по мере увеличения рассматриваемого периода времени!!!
Другие факторы:
1) Наличие или отсутствие резервов производства. Если производственные мощности загружены не полностью, а часть рабочих работает неполный рабочий день, у предприятия есть возможность достаточно быстро отреагировать на повышение цен на производимую им продукцию. И тогда в краткосрочном периоде предложение будет эластичным. Если мощностей нет, то будет неэластичным в краткосрочном периоде.
2) Тип производимого товара или услуги. Например, если твой товар связан с длительным периодом выращивания, то ты не можешь быстро отреагировать на изменение цен.
3) Уровень запасов. Если есть большие запасы, то возросший спрос можно удовлетворить за их счет. Пока запасы не истощаться, предложение будет эластичным.
6 Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Взаимосвязь закона убывающей предельной полезности и закона снижающегося спроса. Оптимальный потребительский выбор и условие потребительского равновесия.
Полезность(Ютиль) – удовлетворение, получаемое потребителем от потребления набора товаров или услуг.
Общая полезность (TV) – это совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага, она увеличивается с увеличением единиц потребления блага.
Предельная полезность (MV) – это дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы блага. Она выступает как прирост общей полезности блага на одну единицу.
MV= ТVх-TVх-1
Теория предельной полезности опирается на следующие основные положения:
1. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара, меньше полезности предыдущей единицы товара.
2. Потребитель стремится получить максимальное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход.
Закон убывающей предельной полезности (закон Госсена) - по мере потребления все новых единиц одного и того же товара общая полезность получаемая индивидом возрастает все более медленными темпами вследствие того, что предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
Если предельная полезность равна нулю, следовательно, данное благо существует в количестве, которое может полностью удовлетворить данную потребность
Потребительский выбор — это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов.
Максимизация полезности заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который полно удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворяющей больше или меньше, чем другие
Условия максимизации полезности:
1)MU1/P1 = MU2/P2 =MUn/Pn т.е потребитель должен получить одинаковое удовлетворение от денежных средств, направленных на приобретение каждого товара (включая сбережения)
2) Сумма всех затрат потребителя на товары и услуги плюс сбережения, должна быть равна его денежному доходу, т.е.:
P1*Q1+P2*Q2+Pn*Qn+накопления = доход потребителя
Взаимосвязь закона снижающегося спроса с законом убывающей предельной полезности: Если каждая последующая единица товара обладает все меньшей и меньшей предельной полезностью, то потребитель будет покупать дополнительные единицы только в случае снижения их рыночной цены.
7 Кривая и карта кривых безразличия потребителя. Предельная норма замещения (коэффициент субституции). Бюджетная линия. Коэффициент трансформации. Положение равновесия потребителя
В теории потребительского поведения исследуется, как потребитель делает свой выбор; на основе чего определяет, какой товар, в каком количестве и по какой цене покупать. Суть выбора потребителя состоит в следующем: из числа доступных ему потребительских наборов он, исходя из своих вкусов, выбирает тот, который для него наиболее предпочтителен.
Графически удобно описать предпочтения, используя кривые безразличия.
Кривая безразличия – это кривая, отражающая наборы из двух товаров, которые имеют для потребителя одинаковую полезность. Карта кривых безразличия – это множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности. Кривые безразличия имеют нисходящий характер и вогнутую форму.
Рис. Карта кривых безразличия
Кривые безразличия демонстрируют уменьшающиеся предельные нормы замещения, в соответствии с которыми одно благо может быть замещено другим без изменения общей величины полезности для потребителя (движение вниз по кривой безразличия). Более высокие кривые безразличия имеют для потребителя большую полезность.
Предельной нормой замещения (MRS) называется количество блага у, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение блага х на единицу с тем, чтобы полезность набора осталась прежней: MRSxy = - (∆у/∆х), где х — количество одного блага, у — количество другого блага, ∆х и ∆у - изменение соответствующих благ.
Абсолютно заменяющие друг друга товары (совершенные субституты) имеют кривые безразличия в виде прямых линий. Абсолютно дополняющие друг друга (совершенно комплементарные блага, т.е. не могут заменить одно другое в потреблении) имеют кривые безразличия в виде прямых углов. Например, одновременно приобретаются правый и левый ботинок.
Бюджетная линия – это линия, графически отображающая множество наборов товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках К и L: K = I / Ру ; L = I / Pх. Бюджетная линия представляет собой прямую линию с отрицательным наклоном. Наклон бюджетной линии равен отношению цен соответствующих товаров: Pх / Pу. Она характеризует реальную покупательную способность потребителя и соотношение цен приобретаемых товаров. При изменении покупательной способности бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает параллельное положение. Изменение соотношения цен на товары приводит к изменению угла наклона бюджетной линии.
Рис. Бюджетная линия
Кривые безразличия характеризуют предпочтение потребителя, а бюджетная линия определяет его возможности, ограниченные размерами потребительского бюджета.
Тангенс угла наклона бюджетной линии называется предельной нормой замещения благ в обмене – MRSE, или коэффициентом трансформации: t = MRSE = – p1/p2 = tg α. Коэффициент трансформации показывает: каким количеством второго блага можно заменить единицу первого, находясь на бюджетной прямой.
Точка касания кривой безразличия с бюджетной линией означает положение равновесия потребителя. В этой точке наклон кривой безразличия равен наклону бюджетной линии. Именно в этой точке соблюдается равенство MU1 / p1 = MU2 / p2 = … = MUn / pn, а потребитель максимально удовлетворяет свои потребности.
Рис. Положение равновесия (или оптимума) потребителя
8 Положение равновесия потребителя: влияние изменения цен и дохода на положение равновесия. Эффект замещения и эффект дохода
Опираясь на свои предпочтения, потребитель при заданном бюджете и ценах пытается определить, какое количество каждого товара ему следует купить. Точка касания кривой безразличия с бюджетной линией означает положение равновесия потребителя. В этой точке наклон кривой безразличия равен наклону бюджетной линии. Именно в этой точке соблюдается равенство MU1 / p1 = MU2 / p2 = … = MUn / pn, а потребитель максимально удовлетворяет свои потребности.
Рис. Положение равновесия (или оптимума) потребителя
Увеличение денежного дохода потребителя означает смещение бюджетной прямой вправо вверх – рост реального дохода потребителя. Аналогичный эффект будет достигнут при снижении цен обоих продуктов.
Рис. Кривая «доход – потребление» (кривая уровня жизни)
С ростом реального дохода потребителя бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3, В4. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его реального дохода. Эта кривая названа Дж. Хиксом кривая «доход – потребление»(рис.). В американской литературе она носит название кривой уровня жизни.
Рассмотрим случай, когда неизменным будет величина дохода потребителя, а переменной – цена одного из благ, например, Х. Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Рх1> Рх2> Рх3> Рх4. На графике это соответствует сдвигу бюджетного ограничения последовательно из точки A в точки B, C, D. Соединив точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями, получим кривую «цена – потребление»(рис.).
Рис. Кривая «цена – потребление»
Эффект дохода показывает, как влияет изменение цены товара на величину реального дохода и, соответственно, на величину спроса. Суть эффекта дохода: увеличение цены на какой-либо товар ведет к увеличению среднего уровня всех цен. Потребитель становится относительно беднее и может купить меньше товаров и услуг. Если же цена товара снижается, у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительного количества данного или других товаров.Эффект замещения рассматривает влияние изменения цены товара на его спрос по отношению к другим товарам. Суть эффекта замещения: потребитель будет больше покупать товара, цена которого снизилась, и заменять им другие товары, которые относительно подорожали.
9 Производственная функция в длительном периоде. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость факторов производства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения факторов (MRTS).
Производственная функция– это функциональная взаимосвязь, отображающая зависимость между вводимой комбинацией факторов производства и объёмом выпуска продукции.Производственную функцию можно представить в следующем виде: Q = f (Xa, Xb, Xc, …, Xn), где Q – значение объёма выпуска продукции; Ха, Хb, …, Хn – значения применяемых в производстве факторов.
Долгосрочнымназывается период, когда все факторы становятся переменными. В долгосрочном периоде можно решить существующую в краткосрочном периоде проблему оптимального соотношения количества факторов производства для обеспечения максимального выпуска продукции, поскольку все факторы производства будут переменными.
При замещении факторов производства возможно получить разнообразные сочетания факторов. Взаимозаменяемыми- когда один можно использовать вместо другого. Взаимодополняющие(или сопутствующие) используются в сочетании с другим товаром.
Изокванта– графическое отображение комбинаций производственных факторов для двухфакторной модели, обеспечивающих одинаковый выпуск продукции. Изокванта, которая расположена дальше от начала координат, показывает больший объём выпуска; изокванта, расположенная ближе к началу координат – меньший выпуск. Изокванты отражают оптимальный выпуск продукции. Свойства изоквант: – они вогнуты; – не пересекаются; – имеют отрицательный наклон. Изокванты показывают реальные уровни производства. Представленная в виде набора изоквант
Предельная норма технологического замещения факторов производства(MRTS – marginal rate of technical substitution) – это изменение количества одного фактора (ΔK) в результате изменениядругого (ΔL) на единицу:MRTSLK = –ΔK:ΔL.Другими словами, предельная норма технологического замещения факторов – показатель пропорции, в которой должна происходитьзамена одного фактора производства другим при сохранении неизменного выпуска продукции.Предельная норма технологического замещения факторов производства соответствует абсолютному значению наклона касательнойизокванты в любой её точке.
Значение углового коэффициента умножается на (–1). Предельная норма технологического замещения связана с предельными продуктами факторов производства таким образом, что неизменность объёма выпуска (нахождение на одной и той же изокванте) обеспечивается при (MPL·ΔL) + (MPK·ΔK) = 0 или (MPL·ΔL) = – (MPK·ΔK). Отсюда: – ΔK:ΔL = MPL:MPK. Поэтому MRTSLK = –ΔK·ΔL = MPL·MPK. При равенстве предельной нормы технологического замещения факторов соотношению предельных продуктов факторов существует оптимальная комбинация этих факторов.
10 Изокоста, ее экономический смысл. Равновесие производителя. Линия развития. Эффект масштаба. Галкина все рисунки в ворде!
Изокоста (Isocost) — линия, показывающая все имеющиеся варианты сочетания двух факторов производства, при которых совокупные расходы на их приобретение будут равны. Изокосты являются одновременно и линией бюджетного ограничения и линией равных издержек фирмы.
Изокосту можно также описать уравнением: B = PK × K + PL × L, где B — бюджет фирмы для покупки факторов производства; PK — цена единицы капитала; K — количество капитала; PL — цена единицы труда; L — количество труда. Это уравнение прямой представляет комбинации ресурсов, использование которых ведет к одинаковым затратам, израсходованным на производство. Рост бюджета производителя или снижение цен ресурсов сдвигает изокосту вправо, а сокращение бюджет или рост цен - влево.
Касание изокванты с изокостой определяет положение равновесия производителя, поскольку позволяет достичь максимального объема производства при имеющихся ограниченных средствах, которые можно затратить на покупку ресурсов. (Точка Е является оптимальной, поскольку в этом случае производитель получает максимальный результат).
Предположим, что цены ресурсов остаются неизменными, а бюджет производителя постоянно растет. Соединив точки пересечения изоквант с изокостами, мы получим линию «путь развития» . Эта линия показывает темпы роста соотношения между факторами в процессе расширения производства. Форма кривой «путь развития» зависит от формы изоквант и от цен на ресурсы (соотношение между которыми определяет наклон изокост). Линия «путь развития» может быть прямой или кривой, исходящей из начала координат.
Эффект масштаба выражает реакцию объема производства продукции на пропорциональное изменение количества всех факторов производства. Если расстояния между изоквантами уменьшаются, это свидетельствует о том, что существует возрастающая экономия от масштаба, т.е. увеличение выпуска достигается при относительной экономии ресурсов. Возрастающая отдача от масштаба обусловлена двумя основными причинами. 1) повышением производительности факторов вследствие специализации и разделения труда при росте масштаба производства. 2)увеличение масштаба производства зачастую не требует пропорционального увеличения всех факторов производства. Например, увеличение вдвое производства цилиндрического оборудования (такого, как трубы) потребует увеличения металла меньше чем вдвое.
Если расстояния между изоквантами увеличивается, это свидетельствует об убывающей экономии от масштаба. Например, все факторы производства увеличились в три раза, а объем производства продукции – только в два раза. В случае, когда увеличение производства требует пропорционального увеличения ресурсов, говорят о постоянной экономии от масштаба.
Таким образом, изокванта позволяет не только экономно использовать имеющиеся ресурсы для достижения данного объема производства, но и определить минимально эффективный размер предприятия в отрасли. В случае возрастающей экономии от масштаба фирме необходимо наращивать объем производства, т.к. это приводит к относительной экономии ресурсов. Убывающая экономия от масштаба свидетельствует о том, что минимально эффективный размер предприятия уже достигнут и дальнейшее наращивание производства нецелесообразно.
Итак, анализ выпуска с помощью изоквант позволяет определить техническую эффективность производства. Пересечение изоквант с изокостой позволяет определить экономическую эффективность, т.е. выбрать технологию (трудо- или капиталосберегающую, энерго- или материалосберегающую), позволяющую обеспечить максимальный выпуск продукции при тех денежных средствах, которыми располагает производитель.
11 Понятие экономических (альтернативных) издержек. Внешние (явные) и внутренние (скрытые) издержки. Экономические и бухгалтерские издержки производства фирмы. Нормальная прибыль как составная часть экономических издержек.
Экономические (альтернативные) издержки – это те затраты, «жертвы», которые должна нести фирма, чтобы отвлечь как привлеченные, так и собственные ресурсы от их альтернативного использования другими фирмами.
Экономические издержки могут быть внешними (явными) и внутренними (скрытые).
Внешние (явные) издержки – это фактические денежные расходы, которые фирма осуществляет за ресурсы, полученные от внешних поставщиков (сырье, рабочая сила, энергия и тд). Это традиционно бухгалтерские издержки.
Внутренние (скрытые) издержки – это денежные доходы, которыми жертвует компания, владеющая ресурсами, используя их для собственного производства товаров или иных хоз. целей, а не продавая на рынке другим потребителям.
Нормальная прибыль – это минимальное или нормальное вознаграждение предпринимателю за выполнение им предпринимательских функций (если предприниматель не получает ее, то он должен изменить сферу деят-ти или стать наемным рабочим). Она не должна быть меньше банковского процента по вкладам, иначе смысла не будет вести предпринимательскую деятельность (проще положить деньги под процент).
Экономические издержки = внешние бухгалтерские + внутренние, включая нормальную прибыль.
Бухгалтерские издержки = внешние издержки
12 Изменение издержек производства в краткосрочном периоде. Действие закона убывающей отдачи. Динамика общих, средних и предельных издержек в краткосрочном периоде.
Краткосрочный период – это слишком короткий период времени, чтобы фирма смогла изменить свои производственные мощности, технику, но достаточно продолжительный для того, чтобы она изменила интенсивность их использования.
Закон убывающей отдачи (действует только в краткосрочном периоде) - означает, что начиная с определенного момента последовательное присоединение одинаковых единиц какого-либо переменного ресурса (например, труда) к неизменному (например, земле) дает уменьшающийся предельный (добавочный) продукт в расчете на каждую доп. единицу переменного ресурса, т.е. предельная производительность переменного ресурса снижается.
Предельный продукт (MP) – это добавочный продукт, произведенный каждой доп. единицей переменного ресурса.
Средний продукт – это объем производства в расчете на единицу переменного ресурса в среднем.
Действие закона объясняется тем, что со временем переменный ресурс станет избыточным по отношению к постоянному и общий объем производства будет происходить замедляющимися темпами.
При этом валовый продукт сначала растет, потом достигает пика и начинает снижаться, предельный и средний продукт сначала немного увеличиваются а потом уменьшаются.
1) Валовые издержки (TC) – это сумма постоянных и переменных издержек.
2) Средние издержки бывают: - постоянные, - переменные, - валовые. Определяются они в расчете на ед. продукции, используются обычно для сравнения с ценой ед. продукции.
* Средние постоянные издержки (AFC) уменьшаются по мере увеличения объема производства.
* Средние переменные издержки (AVC) сначала уменьшаются, достигают своего минимального значения, а затем увеличиваются.
* Средние валовые издержки (ATC) сначала уменьшаются, достигают своего минимального значения, а затем увеличиваются.
3) Предельные издержки (MC) при увеличении выпуска продукции сначала уменьшаются, достигают своего минимального значения, а затем увеличиваются.