Бюджетный федерализм и регулирование бюджетов, бюджетные реформы
Бюджетный федерализм — это система отношений направленных на поиск баланса интересов Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в целях достижения устойчивого территориального развития, обеспечения доступности потребления основных общественных благ населением с помощью разграничения расходных полномочий и расходов по уровням власти; разграничения налогов; предоставление финансовой помощи для сбалансированности бюджетов .
Бюджетное регулирование - комплекс механизмов управления бюджетной системы в целях обеспечения ее сбалансированности. Существует горизонтальная и вертикальная несбалансированность.
Инструменты вертикального регулирования - собственные (полностью поступающие в один уровень бюджета) и регулирующие (поступающие в несколько видов бюджета) налоги.
Инструменты горизонтального регулирования - межбюджетные трансферты или финансовая помощь, которая во всех формах является, как правило, безвозмездной и безвозвратной,
Модель бюджетного регулирования должна включать:
-механизмы формирования доходного потенциала бюджетов всех уровней; комплекс мер по организации исполнения бюджетов всех уровней; систему межбюджетных отношений(разграничения и методы помощи)
Новый этап бюджетных реформ-разделение не денег,а полномочий.Основное положение реформы- сохранение трех уровней бюджетной системы: федерального, субъектов РФ,местное самоуправление.
БОР (Бюджетирование, ориентированное на результат).
Направления бюджетной реформы:
1. Реформа бюджетного процесса БОР:
a. На что расходуются общественные финансы;
b. Каковы результаты деятельности органов государственной власти;
c. Насколько эффективны государственные расходы.
2. Реструктуризация общественного сектора;
3. Реформа межбюджетных отношений.
4. Реформирование бюджетной классификации.
5. БОР – система распределения бюджетных ресурсов с точки зрения целей и измеряемых результатов.
Дисциплина «Микроэкономика»
Теория поведения потребителя
Теория поведения потребителя - часть экономической теории, которая изучает потребительские предпочтения, а так же распределение средств потребителя на покупку товаров и услуг. Содержательную основу поведения потребителей составляют процессы принятия решений потребителями и факторы, его определяющие.
Кардиналисты ― Джевенс, Маршалл, Робертсон и др. –Полезность может измеряться в абсолютных единицах(ютиль),
Закон убывающей предельной полезности: если потребление всех других товаров постоянно (при прочих равных условиях), то предельная полезность данного блага будет уменьшаться по мере роста потребления.
Эффект присоединения к большинству (потребитель, стремясь не отстать от других, покупает то, что покупают другие; значит, потребитель зависит от мнения других, и эта зависимость прямая).
Эффект сноба (у потребителя есть стремление выделиться из толпы, зависимость от выбора других - обратная).
Эффект Веблена (описывается Вебленом в «теории праздного класса») (товары и услуги используются не по прямому назначению, а чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление).
Ординалисты― Парето, Хикс ― считали, что такого измерителя нет. Полезность можно найти только в сравнении с др. товаром.
Кривая безразличия - это линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Любая точка, лежащая выше и правее кривой (например, К) будет предпочтительнее, чем любая точка кривой. Точка, лежащая ниже кривой, принесет меньше удовлетворения (например, N).
Возможности потребления связаны с бюджетной линией. Спрос ограничивается ценой. Бюджетная линия потребителя - это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода.