Сущность, виды, формы и методы конкуренции.
Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Конкуренция – это способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Посредством конкуренции происходит распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства.
Методы конкурентной борьбы:
- ценовая – соперничество при помощи маневрирования ценами (война цен, лидерство в ценах, ценовые льготы оплаты);
- неценовая – повышение технического уровня качества продукции, овладение передовыми технологиями, послепродажное обслуживание, реклама).
Конкуренция выполняет следующие функции:
1) Регулирующая функция – проявляется в воздействии на производство товаров, чтобы оно осуществлялось в соответствии со спросом, а также в ограничении рыночной власти.
2) Инновационная функция – необходимость инновации как средство повышения экономической эффективности.
Совершенная конкуренция – вид конкуренции, осуществляемой между множеством продавцов однородной продукции при свободном ценообразовании.
Основные черты рынка совершенной конкуренции:
- значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;
- объемы производства и предложения отдельного производителя составляет незначительную долю, поэтому отдельная фирма не может повлиять на цену;
- продукция однородная, стандартная;
- все участники рынка обладают одинаковой информацией о положении цен на рынке;
- фирмы могут свободно выходить из одной отрасли и входить в другую;
Совершенная конкуренция была характерна для экономики развитых стран XIX в., в настоящее время это явление редкое. В наибольшей степени к такому рынку можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, биржи, валютные, фондовые рынки (рынок зерна, ценных бумаг, валюты).
Несовершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, фирма в условиях несовершенной конкуренции обладает определенной властью над ценой.
К ней относятся следующие модели рынка:
- Чистая монополия.
- Монополистическая конкуренция.
- Олигополия.
Чистая монополия – это такая ситуация на рынке, когда одна фирма является единственным производителем продукта, в которой нет заменителей.
Характерные черты:
единственный продавец;
нет заменителей данного продукта (т.е. товар является уникальным);
фирма диктует цену;
вхождение в отрасль заблокировано.
Монопольная власть проявляется в сокращении объема продаж, формировании искусственного дефицита, торможении научно-технического процесса, создании искусственных барьеров (патенты, лицензии, криминализация).
Виды монополий:
Закрытые монополии (административные) – возникают, если монопольные фирмы защищены законодательно государством (рынок оружия).
Открытые монополии – монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого-либо товара, но не имеющая специальной защиты от конкуренции, например, патента.
Естественные монополии – когда монополия обусловлена законами производственного цикла (например Метрополитен).
Искусственная монополия - объединение предприятий, создаваемое ради получения сверхприбылей и установления рыночной власти.
Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.
Для измерения монопольной власти используют коэффициент Лернера:
L = ( P – MC ) / P
L – коэффициент Лернера;
P – цена;
MC – предельные издержки.
Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. L принимает значения между 0 и 1. Для совершенной конкуренции этот показатель равен 0, т.к. P = MC . Чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.
Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.
Характерные черты:
1) относительно большое число производителей, выпускающих продукцию, похожую, но не идентичную;
2) дифференциация продукта:
- товары отличаются физическими или количественными параметрами;
- услуг и условий продаж;
- рекламы, упаковки, торговые знаки и марки;
- контроль над ценами;
3) вступление в отрасли данной конкуренции относительно легко;
4) возможность фирм получать прибыли или нести убытки в краткосрочный период.
Особенность монополистического конкурента состоит в том, что в краткосрочном периоде он пользуется преимуществом монополиста, а в долгосрочном он эту привилегию теряет.
Это означает, что формула поведения в краткосрочном периоде аналогична рынку монополии.
В долгосрочном периоде рынок перерастает в конкурентный.
Монополистический конкурент ограничен в возможности повышать цену, т.к. он действует на рынке не один и каждому товару противостоят заменители. Резкое повышение цены может заставить покупателей уйти на рынок заменителей. Поэтому спрос на этом рынке более эластичен по сравнению с рынком монополии.
Преимущества рынка монополистической конкуренции:
1) он направлен на удовлетворение многообразия индивидуальных запросов и предлагает больший ассортимент товаров;
2) повышение качества товаров способствует формированию новых товаров и появлению новых потребностей;
3) постоянное совершенствование производства и реализация новых технологий способствуют экономическому развитию;
4) неценовая конкуренция – улучшение качества, реклама и стимулирование сбыта.
Недостатки:
1) т.к. равновесная цена монополистического конкурента включает монополистическую прибыль, она выше, чем у совершенного конкурента, но ниже, чем у монополиста;
2) производитель не всегда стремится сокращать средние издержки, поэтому такой рынок не стремится к максимуму производственной эффективности.
3) производственные мощности не полностью загружены, т.к. производитель выбирает ориентацию на ограниченное число покупателей. Это довольно часто встречающийся тип рынка. Он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, мебельной и др. Государство обычно активно поддерживает эту рыночную структуру, ограничивает возможности крупных фирм захватывать и поглощать независимых производителей.
Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в экономике. Это характерно для всех отраслей тяжелой промышленности, металлургии, химии, автомобилестроения, самолетостроения и др.
Характерные признаки:
1) немногочисленность фирм и крупные размеры производства (3-8 фирм в отрасли);
2) наличие высоких барьеров для вступления в отрасль;
3) однородность или дифференцированность продукта;
4) цены на рынке олигополии относительно устойчивы;
5) эффект масштаба и экономия издержек там, где эффект масштаба значителен, достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей;
6) рынок олигополии склонен к согласованному действию его участников или тайному сговору при установлении цен. В этом случае этот рынок перерастает в рынок монополии.
При установлении ценообразования проявляются две черты олигополии:
- с одной стороны, цены имеют тенденцию быть негибкими. Цены при олигополии изменяются реже, чем в условиях совершенной конкуренции;
- с другой стороны, олигополисты изменяют цены все вместе. Это поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действиям или тайному сговору.
Объектом договоренности также могут быть, кроме цен, квоты продаж или территориальный раздел рынка. Подобные сговоры (монопольные сговоры) получили название картели. Для них характерны сокращение производства и взвинчивание цен, поэтому часто запрещаются законом, т.к. они превращают данный рынок в монопольный.