Натуральное и товарное производство, условия их возникновения.
Общественное производство прошло в своем развитии несколько стадий. Исторически первой формой хозяйственной деятельности было натуральное хозяйство. Оно возникло в глубокой древности, в период становления первобытного строя. В дальнейшем его формами выступали феодальные поместья, сельские общины, городские цеха ремесленников, патриархальные родовые структуры, крестьянские семьи.
Признаками натурального хозяйства, общими для всех упомянутых форм, являются: обособленность хозяйственных единиц; ориентация производства на удовлетворение внутренних потребностей; присвоение и использование продукта самим производителем; отсутствие общественного разделения труда (разделение труда могло существовать в общине, но оно не приобретало характера общественного); преобладание простого воспроизводства, т. е. возобновление производства в прежних масштабах; ручные орудия труда; традиционные способы воздействия на предмет труда.
Натуральным хозяйствомявляется такая форма общественного производства, в которой производство осуществляется обособленными и замкнутыми хозяйственными единицами для удовлетворения внутренних потребностей на основе обычаев и традиций.
Первоначально натуральное хозяйство возникает как присваивающее Гарантии некоего стабильного уровня потребления на отсутствовали.
Появление земледелия и скотоводства предопределили перерождение присваивающего натурального хозяйства в воспроизводящее, для которого характерно появление новых, более сложных орудий труда и новых способов их изготовления. Блага природы дополняются созданными трудом человека. Появляется гарантированный минимальный уровень потребления. Появились факторы, вызывающие трансформацию натурального хозяйства в товарное.
Товарное производство - это такая форма общественного хозяйства, когда продукты производятся отдельными обособленными производителями не для собственного потребления, а для удовлетворения общественных потребностей посредством обмена в форме купли-продажи. Важнейшим атрибутом товарного хозяйства выступает, таким образом, обмен продуктами. Продукт труда, принимающий форму товара, в таких условиях становится своеобразным «материальным носителем», генетическим кодом и формой социальных отношений.
Экономическое обособление - вторая предпосылка возникновения товарного хозяйства.
Основными чертами экономического обособленияявляются:
1) полная собственность на создаваемый продукт; 2) экономическая свобода;
3) экономическая ответственность; 4) зависимость от конечных результатов хозяйствования; 5) наличие частного экономического интереса, который реализуется в возмездном эквивалентном обмене.
Основные признаки товарного хозяйства: общественное разделение труда, экономическое обособление хозяйствующих субъектов, производство продукта на продажу, а не для собственного потребления, обмен товарами как форма экономической связи между производителями, эквивалентность обмена.
Выделяют два вида товарного производства: 1. простое товарное производство; 2. всеобщее товарное производство.
Для простого товарного производства характерно соединение в одном лице производителя, предпринимателя и собственника средств производства. В условиях всеобщего товарного производства широко используется наемный труд, рабочая сила становится товаром, а наемный работник - собственником и продавцом этого особого товара.Для простого товарного производства характерны незначительные масштабы и простые орудия труда, в то время как крупное товарное производство основано на применении значительной массы ресурсов и труда, сложных технологических системах, высокой концентрации производства.
ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА.
Товар – это продукт труда, удовлетворяющий общественную потребность и предназначенный для обмена в форме купли-продажи. Товар является прежде всего общественным явлением, особой социальной формой, которую принимает продукт труда в условиях стихийного разделения труда и экономического обособления производителей. Посредством движения товара осуществляется связь между производителем и потребителем в рыночной экономике. Вот почему товар – это не просто вещь или услуга. Он служит своеобразным материальным носителем социальных экономических отношений.
Продукт труда становится товаром, попадая в поле отношений между продавцом и покупателем. В этом поле он приобретает определенные свойства. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и меновой стоимостью.
Потребительная стоимость – это способность вещи удовлетворять какую-либо потребность. В основе потребительной стоимости – естественные свойства продукта. Очевидно, что именно эти свойства определяют способность вещи появиться в сфере обмена. Полезность является необходимой предпосылкой совершения купли-продажи. Полезными свойствами обладают многие вещи, например, вода в источнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякая вещь становится товаром, а только та, которая предназначена для обмена. В обмене проявляется второе свойство товара – меновая стоимость.
Меновая стоимость – это пропорция, в которой товар одного вида обменивается на товар другого вида: например, 1 единица товара А обменивается на 3 единицы товара Б, или 1А=3Б. Соотношение, или пропорция, в которой осуществляется обмен различных по своим потребительским свойствам продуктов труда, скрывает и одновременно обнаруживает общее свойство всех товаров, единое основание для их обмена.
Универсальное свойство всех товаров – стоимость. Стоимость – это скрытое свойство товара, определяющее пропорцию обмена, универсальное свойство обмениваемости. Стоимость стала основной категорией экономической науки.