Натуральное и товарное производство, условия их возникновения.

Общественное производство прошло в своем развитии не­сколько стадий. Исторически первой формой хозяйственной деятельности было натуральное хозяйство. Оно возникло в глубокой древности, в период становления первобытного строя. В дальнейшем его формами выступали феодальные поместья, сельские общины, городские цеха ремесленников, патриархальные родовые структуры, крестьянские семьи.

Признаками натурального хозяйства, общими для всех упомянутых форм, являются: обособленность хозяйственных единиц; ориентация производства на удовлетворение внутренних потребностей; присвоение и использование продукта самим производи­телем; отсутствие общественного разделения труда (разделение труда могло существовать в общине, но оно не приобрета­ло характера общественного); преобладание простого воспроизводства, т. е. возобновле­ние производства в прежних масштабах; ручные орудия труда; традиционные способы воздействия на предмет труда.

Натуральным хозяйствомявляется такая форма общест­венного производства, в которой производство осуществля­ется обособленными и замкнутыми хозяйственными едини­цами для удовлетворения внутренних потребностей на осно­ве обычаев и традиций.

Первоначально натуральное хозяйство возникает как при­сваивающее Гарантии некоего стабильного уровня потребления на отсутст­вовали.

Появление земледелия и скотоводства предопределили перерождение присваивающего натурального хозяйства в воспроизводящее, для которого характерно появление новых, более сложных орудий труда и новых способов их изготовле­ния. Блага природы дополняются созданными трудом человека. Появляется гарантированный минимальный уровень потребления. Появились факторы, вызывающие транс­формацию натурального хозяйства в товарное.

Товарное производство - это такая форма общественно­го хозяйства, когда продукты производятся отдельными обо­собленными производителями не для собственного потреб­ления, а для удовлетворения общественных потребностей по­средством обмена в форме купли-продажи. Важнейшим атрибутом товарного хозяйства выступает, таким образом, обмен продуктами. Продукт труда, принимаю­щий форму товара, в таких условиях становится своеобраз­ным «материальным носителем», генетическим кодом и фор­мой социальных отношений.

Экономическое обособление - вторая предпосылка воз­никновения товарного хозяйства.

Основными чертами экономического обособленияявля­ются:

1) полная собственность на создаваемый продукт; 2) экономическая свобода;

3) экономическая ответственность; 4) зависимость от конечных результатов хозяйствования; 5) наличие частного экономического интереса, который реа­лизуется в возмездном эквивалентном обмене.

Основные признаки товарного хозяй­ства: общественное разделение труда, экономиче­ское обособление хозяйствующих субъектов, производство продукта на продажу, а не для собственного потребления, об­мен товарами как форма экономической связи между произ­водителями, эквивалентность обмена.

Выделяют два вида товарного производства: 1. простое товарное производство; 2. всеобщее товарное производство.

Для простого товарного производства характерно соединение в одном лице производителя, предпринимателя и собствен­ника средств производства. В условиях всеобщего товарного производства широко используется наемный труд, рабочая сила становится товаром, а наемный работник - собственни­ком и продавцом этого особого товара.Для простого товарного производства характерны незна­чительные масштабы и простые орудия труда, в то время как крупное товарное производство основано на применении значительной массы ресурсов и труда, сложных технологиче­ских системах, высокой концентрации производства.

ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА.

Товар – это продукт труда, удовлетворяющий общественную потребность и предназначенный для обмена в форме купли-продажи. Товар является прежде всего общественным явлением, особой социальной формой, которую принимает продукт труда в условиях стихийного разделения труда и экономического обособления производителей. Посредством движения товара осуществляется связь между производителем и потребителем в рыночной экономике. Вот почему товар – это не просто вещь или услуга. Он служит своеобразным материальным носителем социальных экономических отношений.

Продукт труда становится товаром, попадая в поле отношений между продавцом и покупателем. В этом поле он приобретает определенные свойства. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Потребительная стоимость – это способность вещи удовлетворять какую-либо потребность. В основе потребительной стоимости – естественные свойства продукта. Очевидно, что именно эти свойства определяют способность вещи появиться в сфере обмена. Полезность является необходимой предпосылкой совершения купли-продажи. Полезными свойствами обладают многие вещи, например, вода в источнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякая вещь становится товаром, а только та, которая предназначена для обмена. В обмене проявляется второе свойство товара – меновая стоимость.

Меновая стоимость – это пропорция, в которой товар одного вида обменивается на товар другого вида: например, 1 единица товара А обменивается на 3 единицы товара Б, или 1А=3Б. Соотношение, или пропорция, в которой осуществляется обмен различных по своим потребительским свойствам продуктов труда, скрывает и одновременно обнаруживает общее свойство всех товаров, единое основание для их обмена.

Универсальное свойство всех товаров – стоимость. Стоимость – это скрытое свойство товара, определяющее пропорцию обмена, универсальное свойство обмениваемости. Стоимость стала основной категорией экономической науки.


Наши рекомендации