Финансовая система и ее структура
Финансовая система - это совокупность финансовых отношений и институтов их реализующих.
Структура финансовой системы:
1. Финансы предприятий, учреждений и организаций.
2. Государственные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства. Государственные финансы включают в себя:
. Государственный бюджет.
. Внебюджетные фонды.
. Государственный кредит.
3. Страхование - это часть финансовой системы связанная с перераспределением денежных средств поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с вероятностью наступления внезапных непредвиденных событий влекущих за собой нанесение ущерба. Страхование бывает:
. социальное,
. личное,
. имущественное,
. страхование ответственности,
. страхование рисков.
Агентыфинансовых отношений:
1. Государство.
2. Предприятия предпринимательские структуры.
3. Домохозяйства.
Финансовые потоки связывают агентов между собой, а так же с кредитной системой и иностранными государствами.
Регулирование экономики и стимулирование производства в финансовой сфере осуществляется государством посредством проведения фискальной политики (вопрос 51).
Государственный бюджет и его основные статьи. Бюджетный дефицит и государственный долг
Государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений возникающих между государством и физическими и юридическими лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств.
Структура государственного бюджета определяется государственным устройством, а именно: в странах с унитарным устройством он включает центральный и местный бюджеты; в странах с федеративным устройством наряду с центральным и местными бюджетами, существуют бюджеты штатов и земель соответственно.
Принципы построения госбюджета:
1. Принцип единства.
2. Принцип полноты, госбюджет должен отражать все источники расходов и доходов государства.
3. Принцип правдивости.
4. Принцип гласности, госбюджет должен публиковаться ежегодно.
Функции госбюджета:
1. Распределительная. Госбюджет является основным инструментом распределения.
2. Контрольнаяфункция.
3. Регулирующая функция, влияние госбюджета на национальную экономику, манипулирование государственными расходами – прямой регулятор.
Структура госбюджета:
1. Расходной части, она связана с функциями государства и показывает направление бюджетных ассигнований, а именно наибольший удельный вес составляют социальные трансферты, национальная оборона, образование и здравоохранение, проценты по государственному долгу.
2. Доходной части, которая формируется преимущественно за счёт налогов (до 90% дохода), государственных займов, продажи государственной собственности, прибыли от государственной собственности.
Дефицит госбюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы.
Причины образования дефицита:
1. Необходимость осуществления крупных государственных программ.
2. Милитаризация страны, чрезмерные затраты на оборону.
3. Войны и стихийные бедствия.
4. Экономические кризисы.
Варианты финансирования дефицита бюджета:
1. За счёт роста налоговых ставок.
2. За счёт эмиссии необходимого количества денег.
3. Выпуск государственных займов (внутренний государственный долг).
4. Внешний долг.
5. За счёт не налоговых поступлений (туризм).
Различают структурный и циклический дефицит. Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета
Бюджетный дефицит порождает государственный долг.
Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам.
Различают:
· Внутренний долг- это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны;
· внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.