Цена товара. Функции и виды цен
Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.
Функции цен: 1) измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар;
2) соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров.
3) учетная - цена становится вспомогательным инструментом учета по средствам перевода показателей в физических единицах в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах.
4) инструмент анализа, прогнозирования, планирования;
5) социальная функция - с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;
6) внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами;
7) стимулирующая функция - влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.
8) функция саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных цен.
9)распределительная, т.е цена изменяя спрос влияет на изменение предложения.
Виды цен:
1) в зависимости от сфер торговли.
· Оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями.
· Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети.
· Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предприятий.
· Цены на услуги.
2) по степени и способам регулирования.
· Жестко фиксированные, твердые цены - назначаются гос.органами ценообразования.
· Регулируемые цены - регулируются гос.органами.
· Договорные цены - определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем.
· Свободные рыночные цены – формируются под воздействием спроса и предложения и являются равновесными.
3) для экономического анализа планирования и статистики используют цены:
· фактические – на данный момент времени
· сопоставимые или неизменные – фактические цены с учетом индекса цен
· реальные – цена в денежном выражении относительно общего уровня цен
· сравнимые – цена данного товара по отношению к цене другого родственного товара или такого же товара в другом регионе.
4) в процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства используются цены:
· проектные цены
· лимитные цены – предельный уровень проектных цен
· сметная стоимость – цена строительства объекта определенная с учетом всех видов затрат на создание и оснащение
· расчетные цены – определяются по средствам расчетов
· ожидаемые цены
5) в ходе осуществления планово-управленческих работ используются цены:
· прогнозные, т.е на основании которых составляется бизнес-план предприятий и индикативные гос. планы прогнозов.
· плановые, используется государством на некоторые виды товаров и используются как основа гос. планов.
6) в зависимости от вида рынка:
· биржевые
· аукционные
· мировые
23. Затратный и рыночный механизмы ценообразования
Ценовой механизм состоит:
1. цены, их виды, структура, величина и динамика изменения
2. ценообразование, т.е способ правила установления и формирования новых цен, а также изменение действительных цен
2 подхода к формированию цен:
1. рыночный – когда определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара.
2. Производственный или затратный – в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, связанные с созданием и выпуском товара.
3. Цена – это денежное выражение стоимости товара и равна издержкам производства плюс определенная величина прибыли.
Затратный механизм ценообразования – согласно ему величина цены товара непосредственно зависит от издержек производства и обращение и представляет собой расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.
Для определения цены используется показатель средних издержек (отношение затрат на производство и реализацию продукции к количеству выпущенной продукции)
Затратный механизм ценообразования опирается на установление цены исходя из издержек производства и обращения и получения производителем дополнительного дохода в виде прибыли
P=AC+R, где AC-это средние издержки производства и обращения, R-прибыль, полученная производителем или продавцами за счет производства и продажи единицы товара.
При назначении гос.цены в соответствии с затратным подходом
P=AC+R+H, где H-это надбавка к цене или скидка с цены исчисленная по затратному способу.
Надбавка – акцизный сбор, налог с оборота и налог с продаж.
Скидка – гос. дотации, позволяющие продать товар ниже цены производителя.
Ликвидационная цена – это цена, которая может быть ниже минимального уровня средних переменных издержек.
Цена безубыточности – когда цена выше минимального уровня средних общих издержек в краткосрочном или долгосрочном периоде.
Рыночный механизм ценообразования – когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, на основе соглашения между двумя сторонами на рынке.