Цена товара. Функции и виды цен

Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

Функции цен: 1) измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар;

2) соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров.

3) учетная - цена становится вспомогательным инструментом учета по средствам перевода показателей в физических единицах в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах.

4) инструмент анализа, прогнозирования, планирования;

5) социальная функция - с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;

6) внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами;

7) стимулирующая функция - влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.

8) функция саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных цен.

9)распределительная, т.е цена изменяя спрос влияет на изменение предложения.

Виды цен:

1) в зависимости от сфер торговли.

· Оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями.

· Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети.

· Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предприятий.

· Цены на услуги.

2) по степени и способам регулирования.

· Жестко фиксированные, твердые цены - назначаются гос.органами ценообразования.

· Регулируемые цены - регулируются гос.органами.

· Договорные цены - определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем.

· Свободные рыночные цены – формируются под воздействием спроса и предложения и являются равновесными.

3) для экономического анализа планирования и статистики используют цены:

· фактические – на данный момент времени

· сопоставимые или неизменные – фактические цены с учетом индекса цен

· реальные – цена в денежном выражении относительно общего уровня цен

· сравнимые – цена данного товара по отношению к цене другого родственного товара или такого же товара в другом регионе.

4) в процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства используются цены:

· проектные цены

· лимитные цены – предельный уровень проектных цен

· сметная стоимость – цена строительства объекта определенная с учетом всех видов затрат на создание и оснащение

· расчетные цены – определяются по средствам расчетов

· ожидаемые цены

5) в ходе осуществления планово-управленческих работ используются цены:

· прогнозные, т.е на основании которых составляется бизнес-план предприятий и индикативные гос. планы прогнозов.

· плановые, используется государством на некоторые виды товаров и используются как основа гос. планов.

6) в зависимости от вида рынка:

· биржевые

· аукционные

· мировые

23. Затратный и рыночный механизмы ценообразования

Ценовой механизм состоит:

1. цены, их виды, структура, величина и динамика изменения

2. ценообразование, т.е способ правила установления и формирования новых цен, а также изменение действительных цен

2 подхода к формированию цен:

1. рыночный – когда определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара.

2. Производственный или затратный – в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, связанные с созданием и выпуском товара.

3. Цена – это денежное выражение стоимости товара и равна издержкам производства плюс определенная величина прибыли.

Затратный механизм ценообразования – согласно ему величина цены товара непосредственно зависит от издержек производства и обращение и представляет собой расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.

Для определения цены используется показатель средних издержек (отношение затрат на производство и реализацию продукции к количеству выпущенной продукции)

Затратный механизм ценообразования опирается на установление цены исходя из издержек производства и обращения и получения производителем дополнительного дохода в виде прибыли

P=AC+R, где AC-это средние издержки производства и обращения, R-прибыль, полученная производителем или продавцами за счет производства и продажи единицы товара.

При назначении гос.цены в соответствии с затратным подходом

P=AC+R+H, где H-это надбавка к цене или скидка с цены исчисленная по затратному способу.

Надбавка – акцизный сбор, налог с оборота и налог с продаж.

Скидка – гос. дотации, позволяющие продать товар ниже цены производителя.

Ликвидационная цена – это цена, которая может быть ниже минимального уровня средних переменных издержек.

Цена безубыточности – когда цена выше минимального уровня средних общих издержек в краткосрочном или долгосрочном периоде.

Рыночный механизм ценообразования – когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, на основе соглашения между двумя сторонами на рынке.

Наши рекомендации