Финансы. Общегосударственные финансы и фискальная политика государства.
Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды ,- это финансовые отношения.
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Однако, не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной,
контрольной, стимулирующей, фискальной.
Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в госбюджете концентрируются средства, направляемые потом на решение народнохозяйственных проблем, финансирование крупных комплексных целевых программ и т.д.
Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме, обладают свойством количественно отображать воспроизводительный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию – контрольную.
Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками ,льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определённых отраслей и производств, способствует решению актуальных проблем.
Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятия и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая вообще не имеет собственных источников доходов ( библиотеки, архивы ), либо недостаточно для обеспечения должного уровня развития ( театры, музеи, фундаментальная наука ).
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений, она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансовых домохозяйств.
Централизованные финансы – это госбюджетная система, госкредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования.
Децентрализованные финансы – финансы фирм и предприятий различных форм собственности.
Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. фин. отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры госрасходов с целью воздействия на экономику ( фискальная политика ) и в области регулирования бюджета ( бюджетная политика ).
Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства госбюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров госрасходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, т.к. они контролируют налогообложение и расход средств госбюджета.
Существуют различные точки зрения на методы фискальной политики.
Сторонники кейнсианского направления традиционно ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объёма производства. Одновременно в краткосрочный период происходит сокращений поступления в бюджет, следствием чего является образование или увеличение дефицита бюджета.
Сторонники теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогов приводит к росту доходов: 1) населения, а, следовательно, к росту сбережений, 2) бизнеса, а, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций. Т.о., сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет, но и обеспечивает их рост.
Следует заметить, что воздействие налогов на спрос осуществляется быстрее. В краткосрочным периоде снижение налогов однозначно приводит к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет, хотя в долгосрочным периоде налоговые поступления могут и увеличиться в результате достигнутого экономического роста. Иными словами причинно-следственные отношения между фискальной политикой и совокупным предложением рассчитаны на долгосрочный эффект.