Типы экономических систем, их сущность и закономерности развития.
В экономической литературе выделяют следующие типы экономических систем:
1. Традиционная-это наиболее ранняя экономическая система. Основными ее чертами являются:
а) низкий уровень развития производительных сил, преобладание тяжелого физического труда;
б) абсолютная власть монарха на средства производства и людей или общинная собственность (древнеиндийская и древнеславянская);
в) разделение труда по половозрастным признакам, традициям; преобладание скотоводства, земледелия, ремесла;
г) распределение благ не по труду, а по потребностям общины, запас благ очень скуден.
2. Командно-административная.Основными ее чертами являются:
а) государственная собственность на средства производства;
б) регулирование экономических связей осуществляется на основе единого централизованного планирования, причем планы носят директивный характер;
в) формальное присвоение субъектами экономики условий и результатов производства. Реальным субъектом присвоения выступает государство;
г) система распределения материальных благ характеризуется сочетанием признаков уравнительности, привилегированности и затратности.
3. Смешанной экономики(здесь иногда выделяют и рыночную систему, хотя, на наш взгляд, первая есть развитие второй, она сохраняет в себе ее черты). Основными чертами этой системы являются:
а) система основана на интегрированной собственности, причем поначалу преобладает частная собственность, но постепенно роль различных форм собственности нивелируется;
б) регулирование экономических отношений осуществляется , как на основе рыночного механизма, так и государственного регулирования; в) распределение материальных благ и услуг осуществляется по но существует широкая система социальных выплат, дотаций, субвенций, что составляет основу социальных гарантий населению.
Существуют различные взгляды на тенденции развития экономических систем.
Одни экономисты, политики и идеологи считают, что тенденцией развития экономических систем является стремление к единообразию, унификации всех ее элементов, т. е. конечным итогом развития является экономическая система в чистом виде. И в процессе экономического развития осуществляется взаимообогащение систем, что и дает экономический рост.
Третий подход связан с теорией конвергенции. Суть в том, что по мере развития общества одна система сменяет другую; каждая новая .система рождается на основе старой, сохраняя все лучшее и формируя новые черты. Конечная ступень человеческого развития - это создание естественного общества.
Что же касается России, то здесь совершается переход от командно-административной к рыночной системе, т.е. современная экономическая система России -переходная. Этот процесс осуществлялся практически во всех странах, нов России он имеет особенности.
1. Если в промышленно развитых странах переход от одной системы к другой осуществляется в основном естественно-эволюционным путем, т. е. снизу, то в России он осуществляется реформа-торско-эволюционным - сверху.
2. Если в промышленно развитых странах осуществлялась трансформация рыночной системы (т. е. от одной стадии к другой), то в России происходит переход от одной системы к другой. Поэтому преобразования носят более разносторонний и глубокий характер:
а) меняется форма собственности;
б) возникают новые субъекты экономики и формы производства;
в) изменяются системы распределения и потребления материальных благ и услуг;
г) изменяются мировоззрение, мораль, идеология, образ жизни.
3. В России более значительна роль государства, доля государственной собственности. Это обусловлено тем, что если в промышленно развитых странах переход осуществлялся на основе сформировавшегося рыночного механизма, то у нас его нет. Решает эти проблемы государство.
Рассмотрим механизм самодвижения экономической системы.
На уровне производительных сил противоречие между материально-вещественными и личностными факторами остается всеобщим. Оно находит свое отражение как в диспропорциях в подготовке совокупной рабочей силы, ее структуре, так и в несоответствии ее уровню подготовки структуры используемых средств производства. Здесь выявляется социальный аспект личностного фактора, который наиболее отчетливо проявляется в самореализации личности. С одной стороны, он проявляется в неудовлетворенности работника условиями производства и общественной жизни, с другой - в неудовлетворительной подготовке определенной части рабочей силы в сравнении с достигнутым уровнем общественного производства. При этом отчетливо прослеживается расхищение общественного труда в связи с неиспользуемыми возможностями, заложенными в работнике и средствах производства.
Если же брать эти факторы в их социально-экономической форме, то отчетливо видно специфическое проявление всеобщего противоречия между производительными силами и производственными.