Предмет и структура экономической теории.
Предмет и структура экономической теории.
Экономика – система жизнеобеспечения страны, решающая задачи производства, распределения, потребления различных благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей, как человека, так фирмы и государства. Существует реальная и теневая Э(уход от налогов). В любом обществе решается триединая проблема(Самуэльсон): что производить, как производить, для кого производить.
Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают(ограничены кошельком). В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом ЭТ явл. Поведение экономических субъектов в процессе воспроизводства предполагающие эффективное использование оргг ресурсов необходимых для более полного удовлетворения в потребности общества. ЭТ изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения ЭТ явл. решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов, экономические явления и процессы.
ЭТ изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.
Структурно экономическая теория включает в себя разделы: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика- изучает отдельные экономические единицы и их совокупности в том числе долю хозяйства, отдельные рынки, полезность, ценообразование и объем производства конкретных благ, размещение ресурсов. Мезоэкономика – изучает регионально-территориальную совокупность экономических единиц, как элемент национальной экономики, а также ВПК и АПК. Макроэкономика изучает национально экономическую систему в целом – экономику страны, гос сектор экономики, совокупный спрос и совокупное предложение, агрегированные показатели производства и закона, экономический рост дохода, инфляцию, занятость. Мегаэкономика –изучает мировую экономическую систему в целом, мировое хозяйство, международное разделение труда, мировой ресурсный потенциал, мировые рынки товаров и услуг, капитлла, мировые валютные системы.
Три фундаментальных вопроса экономики и их решение в различных хозяйственных системах.
Проблема выбора:
3 фундаментальных вопроса:
Что производить и в каких количествах?
В админ эконом эту проблему пытались решить на основе системы централизованного директивного планирования. В капиталистической эконом ее призвано решить саморегулирование хозяйственных процессов посредством рыночного механизма.
Как производить и с какими затратами ?
Эконом система должна располагать механизмом отбора наилучших технологических способов произ-ва, позволяющих в оптимальные сроки и с наименьшими затратами сырья, материалов, человеческого труда производить необходимую для общества продукцию.
Для кого производить и как распределять произведенные блага?
Жизнеспособная эконом система располагает механизмами распределения доходов, которые и определяют, кому, в конечном счете, предназначены произведенные товары и услуги.
Марксизм
На основе теории трудовой стоимости немецкий экономист и социолог Карл Маркссоздал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства.Только труд наёмных рабочих создаёт богатство общества. Прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд рабочего класса, внутренние законы капитализма ведут к поляризации общества, относительному и абсолютному обнищанию трудящихся, созреванию внутри самой капиталистической системы предпосылок для перехода к социалистическому обществу в результате победоносной пролетарской революции. К. Маркс выделил понятие рыночной средней стоимости товара, вокруг которой колеблются цены под влиянием спроса и предложения. Он отметил прогрессивную роль акционерной собственности. К. Маркс экономически доказал объективно преходящий характер современного ему общества, обусловленный прежде всего прогрессом производительных сил, обобществлением производства и труда. Он доказал также преимущества коллективных форм производства над индивидуальными, частными, обосновал объективно неизбежное возрастание роли крупных предприятий и процесс возникновения монополий, а также рост экономической роли государства в условиях капитализма. Вместе с Ф. Энгельсом К. Маркс раскрыл диалектику форм собственности (индивидуальной, акционерной, государственной), возрождение индивидуального присвоения на основе коллективного труда. К. Маркс создал теорию экономических кризисов, схемы воспроизводства, а также учение об общественно-экономической формации, причинах их смены на основе развития внутренних, противоречий. К. Маркс раскрыл сущность абсолютной ренты, обосновал теорию цены производства и дал общую характеристику капиталистической эксплуатации.
Однако марксистское экономическое учение не лишено недостатков. К ним относится, прежде всего, непоследовательное, в значительной мере, одностороннее применение закона единства и борьбы противоположностей к отношениям между двумя основными классами буржуазного общества. Игнорируя требование основного закона диалектики любое явление рассматривать с позиции единства и борьбы противоположных сторон, основоположники марксизма-ленинизма делали акцент только на борьбе, отмечая, что разрешение противоречия между основными классами буржуазного общества возможно лишь вследствие уничтожения одного класса другим. Кроме того, марксисты недооценили роль частной трудовой собственности в реализации сущностных сил человека. Их развитие они считали несовместимым с существованием частной собственности. Марксистская теория переоценивает роль крупного производства в экономике общества, значение процесса вытеснения мелкого производства крупным. В ней также необоснованно абсолютизируется роль государственной собственности в строительстве нового строя. Наиболее полно это проявилось в идее В. Ленина о социализме как единой государственной фабрике.
Такая зависимость действительно наблюдается на протяжении длительного периода времени и в широком формационном контексте. Но в непродолжительные промежутки времени в той или иной стране нередко имеет место примат политики, идеологии над экономикой. При этом надстроечные отношения влияют на развитие базиса значительно эффективнее, чем это показано в трудах Маркса. Позже и Ф. Энгельс в своих письмах указывал на этот недостаток марксизма.
Маркс и Энгельс недостаточно внимания уделяли закону спроса и предложения, влиянию субъективных оценок потребителей, в том числе поведения потребителей, на процесс ценообразования. Это послужило одной из причин возникновения маржинализма.
К. Маркс необоснованно считал источником стоимости лишь труд наемных работников, игнорируя при этом труд предпринимателей.
В наибольшей степени это касается марксистских теорий эксплуатации, собственности, формационного подхода и др. В этой связи хотелось бы отметить, что полная теоретико-методологическая переориентация этих авторов свидетельствует о шаткости их позиций в прошлом и о конъюнктурности взглядов в настоящем. Колебания от фетишизации марксистских идей к их полному отрицанию говорят об отсутствии научной этики, конформизме, неконструктивном восприятии взглядов западных ученых и марксистской теории.
Кейнсианство
На авансцену экономической мысли поднимается новое направление научного анализа - кейнсианство, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики. Вышедшая в 1936 г. книга выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» произвела подлинную революцию в экономической теории Кейнс отказался от главного постулата неоклассического учения - «закона рынков» Сэя - и выводимой из него формулы рыночного механизма как идеальной саморегулирующейся системы. Двигателем экономики, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, и именно он выступаем решающим фактором развития производства и предложения. Кейнсианский подход к механизму функционирования экономики имел большой успех с конца 1940-х и до 1960-х гг., когда он стал подвергаться критике сначала со стороны монетаристов, а затем со стороны представителей новой классической макроэкономической теории.
Кейнсианство и его эволюция. В отличие от своих предшественников, Кейнс утверждал, что равновесие экономической системы — исключительно редкое явление вследствие действия механизма свободной конкуренции, подвижности капитала и т.д. Обоснованной критике им был подвергнут закон Сэя. Чтобы приблизиться к равновесию, необходимо, прежде всего, регулировать спрос путем повышения эффективности инвестиционных процессов со стороны предприятий и государства («эффект мультипликатора») и тем самым воздействовать на производство. Таким образом, в его теории решающая роль отводилась инвестициям, от прибыльности и размеров которых зависят темпы экономического роста, масштабы производства. Расширение функций государства, по мнению Кейнса, необходимо для рационального использования трудовых ресурсов, борьбы с ростом безработицы, кризисами. С этой целью он предлагал увеличивать государственные закупки товаров, государственные расходы на общественные работы и даже на военные цели.
Увеличение объема частных инвестиций государство должно стимулировать удешевлением кредита. От общей суммы инвестиций зависит объем национального дохода, уровень занятости, соотношение спроса и предложения. Наиболее важным средством регулирования совокупного спроса Кейнс считал бюджетное регулирование, поскольку во время кризиса снижение процентной ставки слабо влияет на уровень инвестиций.
Сторонники Кейнса выступали за активизацию процессов перераспределения национального дохода, увеличение социальных выплат, за антикризисное и антицикличное регулирование. Все эти меры направлены на ускорение развития экономики, ослабление глубины и остроты экономических кризисов, социальной напряженности в обществе. Но такое стимулирование спроса привело в 70-е гг. к высокому уровню инфляции, углублению диспропорций в экономике и на рынке труда, росту дефицита государственного бюджета и т. п. Поэтому современные последователи Кейнса отказываются от ортодоксальных положений его учения, отстаивают необходимость государственного регулирования совокупного спроса в органической взаимосвязи с предложением и доходами, усиления методов монетарного регулирования (Д. Робинсон, П. Сраффа и др.). В политике доходов они видят средство решения наиболее болезненных проблем экономики.
Немало последователей Кейнса выступают за долгосрочное регулирование экономики в форме национального планирования, за более активное участие государства в структурной перестройке экономики, в координации экономической политики в международном масштабе. Отдельные рациональные стороны кейнсианства — скажем, идеи активизации инвестиционных процессов со стороны государства, усиления контроля государства за ростом заработной платы и другие следует использовать и нам с целью выхода из глубокого экономического кризиса и последующего поступательного развития народного хозяйства.
Маржинализм.
В последней трети XIX в. произошли существенные изменения в области экономической науки, получившие название маржинали-стской революции. Маржинализм (от англ. таг§ша! - предельный) -это метод анализа, основанный на изучении предельных величин. Он стал методологической основой целого ряда школ, которые формировались в 70-х гг. XIX в.
Маржинализм характеризуется:
• субъективно-психологическим подходом;
• принципом рационального поведения;
• принципом редкости;
• преобладанием математического анализа (за исключением австрийской школы);
• концепцией чистой экономической науки (чистая экономическая теория предназначена для выведения универсальных закономерностей, не зависящих от места и времени: ее отличительная черта заключается в совершенном безразличии к выводам, которые она делает в поисках истины).
Пионерами маржинализма считаются Генри Госсен (1810-1858), Уильям Стэнли Джевонс (1835-1882). Г. Госсен считал, что центральная проблема политэкономии -рациональное потребление индивидуумом ограниченного количества благ. Для решения этой проблемы он активно использовал «метод робинзонад». Он также ввел понятие убывающей предельной полезности.
У.С. Джевонс активно использовал математические, статистические методы в исследовании экономической теории. У него очень много новаций, но его теории, как правило, не носили законченного характера. Заслуги У.С. Джевонса часто были связаны с постановкой (формулировкой) проблемы, тогда как дальнейшее развитие было сделано другими представителями маржинализма. Основной постулат теории У.С. Джевонса гласит: стоимость порождается предельной полезностью, т. е. фактором, определяющим меновую стоимость, является спрос. Но, добавлял У.С. Джевонс, стоимость воплощает в себе именно конечную степень полезности, на которую влияют и масштабы предложения, а они, в свою очередь, зависят от издержек производства.
Наиболее детальную разработку основ маржинализма осуществила австрийская школа. Представители: Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Евгений Бем-Баверк (1851-1919).
Заслуга австрийской школы - детальная разработка теории предельной полезности как теории субъективной ценности. Так, К. Менгер определял ценность как суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в распоряжении благ для поддержания их жизни и благосостояния, а потому вне их сознания не существующее. По мнению экономистов австрийской школы, ценность предметов зависит не только от их полезности, но также от их запаса или редкости. Чем больше запас, тем ниже будет субъективная ценность последней единицы запаса, и именно эта последняя единица запаса определяет величину ценности каждой из единиц данного запа- ] са благ. Последнее утверждение составляет основу теории предельной | полезности. Теория предельной полезности - это теория субъективной ценности, а для объяснения рыночных цен используется теория объ- ] ективной ценности. Единая рыночная цена, по их мнению, является] результатом столкновения субъективных оценок покупателей и про-1 давцов. Ценность средств производства (производительных благ) ав-1 стрийцы .определяют предельной полезностью тех предметов потреб-1 ления, которые изготавливаются при помощи этих производительны: благ. Е. Бем-Баверк очень хорошо поясняет это соображение: потому дорого токайское вино, что дороги токайские виноградники, а наоборот, токайские виноградники имеют высокую ценность благодаря тому, что высока стоимость их продукта»*.
Важное значение австрийской школы не просто в привлечении внимания к человеческому фактору, а в том, что человек взят за основу при создании экономической теории. К. Менгер писал, что «человек со своими потребностями и своей властью над средствами удовлетворения последнего составляет исходный и конечный пункт всякого человеческого хозяйства» .
Австрийская школа составила оппозицию классической школе. Между ними велась активная полемика об основе цен. Только в рамках неоклассического направления экономической мысли (неоклассики) удалось разрешить это противоречие.
Принципы приватизации в РФ.
приоритет платных форм.
1) Право каждого гражданина РФ на безвозмездного получения части гос-го имущества
2) Предоставление льгот субъектам приватизации
3) Гибкое сочетание форм приватизации
4) Широкая гласность при проведении приватизации
5) Контроль за ходом приватизации со стороны гос-ва и общественных организаций.
Формы приватизации
Под формой приватизации понимается определенное сочетание способов и условий приобретения новым собственником прав на гос-ое имущество. Различают следующие формы приватизации:
1) Прямой выкуп гос-го предприятия
2) Преобразование гос-ых и арендных предприятий в открытые акционерные общества.
3) Продажа гос-го предприятия на аукционе.
4) Продажа гос-го предприятия на конкурсе.
5) Выкуп арендного предприятия
6) Безвозмездная передача имущества.
Прямой выкуп предполагает одноразовость платежа в бюджет за выкупаемое имущество. Прямой выкуп может осуществляться и в рассрочку, но это – льгота. В случае прямого выкупа предприятия преобразуются в нар. Или коллективные. Однако могут образовываться и др. хозяйственно-правовые формы.
Итак, основным способом приватизации для крупных предприятий явл. Акционирование. А для малых объектов продажа их по конкурсу или на аукционе. Главная Цель приватизации – повышение эффективности работы предприятия после приватизации.
Факторы производства.
В процессе целесообразной деятельности людей взаимодействуют основные факторы производства, т.е. ресурсы, используемые в процессе производства для создания материальных ценностей, оказания услуг: труд, капитал, земля(вкл. природные ресурсы), предпринимательство. Труд является основой богатства любого общества. Труд - это есть целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. Труд является главным фактором в развитии и совершенствовании человека. В процессе труда складываются определенные экономические отношения между людьми. Капитал - благо высшего порядка(средства производства). Благо низшего порядка - предметы потребления. ФП в обобщенном виде можно подразделить: личный фактор(раб.сила, труд), вещественный фактор(средства производства), предпринимательский фактор - личный фактор, обеспечивает соединение факторов производства.
Эластичность предложения.
Эластичность предложения по цене - показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. Она рассчитывается по формуле:
Es = (процентное изменение объема предложения)/(процентное изменение цены)
Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что эластичность предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет "восходящий" характер. Поэтому необходимости в условном изменении знака эластичности предложения нет. Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск.
Основным фактором эластичности предложения является время, поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара.
Выделяют три временных периода: текущий период - период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен; короткий период - период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен; долгий период - период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.
Различают следующие формы эластичности предложения: эластичное предложение - величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, когда эластичность больше единицы (Es > 1). Эта форма эластичности предложения характерна для долгого периода; неэластичное предложение - величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, когда эластичность меньше единицы (Es < 1). Эта форма эластичности предложения присуща короткому периоду; абсолютно (совершенно) эластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Es = ~). Эта форма эластичности предложения свойственна долгому периоду, а кривая предложения строго горизонтальна; абсолютно неэластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), т. е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна.
Рис. 17.1. Эластичность предложения по цене: а) эластичное предложение; б) неэластичное предложение
Следует заметить, что для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна, ибо повышение цены на сырье приводит к увеличению издержек фирмы, что при прочих равных условиях вызывает сокращение выпуска продукции. Эластичность предложения зависит от многих факторов: возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения;
специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным; фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, поскольку необходимо известное время на найм дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск), или сократить часть работников, произвести расчеты с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение малоэластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна; цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения; степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала.
Понятие и теории фирмы.
Фирма— это экономический субъект, который занимается производственной и коммерческой деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.
Стихийный и планомерный порядок. Существуют две основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. Однако в первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором — путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из них по-разному определяются ее цели и средства их достижения. 1. Традиционная теорияобъясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли. 2. Менеджеральная теорияфирмы доказывает, что цель фирмы – максимизациия объема продаж и только потом – дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, т.к. от нее зависит их жалованье и другие выплаты и льготы. 3. Теория максимизации роста основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная, в ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры.
Менеджмент
При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием. Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических). Например, мы говорим: "менеджмент предприятия* или "управление предприятием", но только "управление автомобилем". Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.
Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны: рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости
гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без: ориентации на человеческий фактор, высокого профессионализма, творчества менеджера. Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.
Контрактная теория фирмы
Контрактная теория фирмы берет свое начало с работ Рональда Коуза, в частности с его наиболее известной статьи - «Природа фирмы». Коуз показал, что фирма, хотя и является основным субъектом хозяйственной деятельности, но в экономических исследованиях ее природа не получила должного отражения.
Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются договорами – контрактами. Контракты не обязательно заключаются в формальной форме (т.е. фиксируются на бумаге), также они могут принимать вид неформальных договоров (соглашений, контрактов). В институциональной теории фирмы – фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения: трансакционными издержками и издержками контроля (организационными издержками).
Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция - тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
В экономической теории совершенной конкуренцией называют такой тип организации рынка, при котором исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями.
Совершенная конкуренция представляет собой научную абстракцию, идеальный тип рыночной структуры, служит эталоном для сравнения с другими типами рыночных структур.
Для совершенной конкуренции характерны следующие признаки: а) множество мелких продавцов и покупателей; б) однородность продукции, т. е. продукты, предлагаемые конкурирующими фирмами, идентичны и взаимозаменяемы; в) свободные вход на рынок и выход с рынка (отсутствие барьеров входа или препятствий для выхода с рынка для существующих фирм); г) совершенная информированность (совершенное знание) продавцов и покупателей о состоянии рынка. Информация распространяется среди субъектов рынка мгновенно и ничего им не стоит; д) продавцы и покупатели не могут воздействовать на цены и принимают их как данность; е) мобильность производственных ресурсов.
Олигополия
Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства.
Олигополия характерна для таких отраслей, в каждой из которых господствует несколько крупных фирм (например, производство стали и алюминия, автомобилестроение, сфера оптовой торговли и т. п.). Олигополия может быть однородной (стандартизированный продукт) и дифференцированной. Немногочисленность олиготюли-стов означает, что каждый из них обладает большим рыночным весом и может влиять на цену. В этих условиях фирмы оказываются взаимозависимыми, а безудержная конкуренция между ними угрожает неприятностями для всех (т. е. фирмы вынуждены учитывать ответную реакцию конкурентов на любое свое действие). Например, если в автостроительной отрасли всего три завода-гиганта, то решение одного из них об увеличении производства может заметно взвинтить рыночное предложение и соответственно «сбить» цены. Подобное поведение одного из конкурентов немедленно скажется на доходах остальных членов этой большой тройки.. Поэтому в ситуации олигополии фирмы пытаются регулировать взаимную конкуренцию, избегают войны цен, идут на объединение или картельные и иные монополистические соглашения. Вхождение новых фирм в отрасли с олигополией также очень затруднено (т. е. имеются большие входные барьеры).
Чистая монополия- полная противоположность совершенной (чистой) конкуренции. Она существует тогда, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта. Примером здесь могут служить всем известные представители естественной монополии - газовые, электрические, водопроводные, телефонные и другие подобные компании. Манипулируя объемом предложения своей продукции, монополист, по существу, диктует потребителям и свою цену. При этом экономическая мощь и эффективность его малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль дополнительных фирм.
МОНОПСОНИЯ - рынок товаров и услуг с множеством продавцов и лишь одним покупателем, монополия покупателя. В широком смысле слова термин "М." относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг.
ОЛИГОПСОНИЯ (от греч. oligos - малочисленный и opsonia - покупка) - тип рыночной структуры, при которой существует моно-nonufi покупателей определенного вид товаров.
Поведение потребителя.
Решая эти проблемы, наука о поведении потребителей разработала такую теоретическую и методологическую основу, о которой в шестидесятых годах не приходилось и мечтать. Эта наука существует и развивается, и мы уверены в том, что ежедневно и активно участвуем во всем, что происходит в мире потребителей. Важность исследований мотивации и поведения потребителей признана во всем мире. За последние 30 лет возникла крупная и быстро развивающаяся междисциплинарная область исследований - поведение потребителей. Главная забота и предпринимателей, и маркетологов состоит в том, чтобы повлиять на это самое поведение. В результате наука о потребителе приобретает первостепенную важность.
Некоторые исследователи рассматривают проблему в ракурсе, названном постмодерном, и концентрируют усилия на том, чтобы понять: как мыслит и ведет себя человек в роли потребителя. Теперь, когда культурные и экономические границы раздвигаются, область научных исследований также расширяется и обогащается Все, что делают продавцы и другие субъекты рынка, пытаясь повлиять на поведение потребителя, исходит из четырех существенных предпосылок:
Потребитель - хозяин. Он может отклонить все попытки влияния на него, поэтому вся деятельность фирмы должна быть адаптирована к мотивации и поведению потребителя. Мотивацию и поведение потребителей можно понять через научные исследования. Абсолютные прогнозы невозможны, но стратегические результаты заметно улучшаются при строгом научном подходе и правильном применении результатов исследований. Поведение потребителя может испытывать влияние через убеждение, при котором потребитель воспринимается как суверенная и целеустремленная личность. Убеждение потребителя и влияние на него допускается - во избежание попыток манипулирования им - в рамках закона, этических и моральных норм.
Сущность заработной платы.
Заработная плата — это совокупность вознаграждений в денежной или натуральной форме, полученных работником за фактически выполненную работу. В основе системы заработной платы лежат следующие принципы:
· опережение темпов роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;
· установление прямой зависимости заработной платы от результатов труда — основной путь реформирования оплаты труда;
· материальная заинтересованность в конечных результатах труда и неограниченной заработной плате;
· усиление социальной защищенности работников;
· государственная регламентация минимальной заработной платы.
Механизм регулирования заработной платы должен основываться на сочетании следующих направлений:
· государственное регулирование;
· рынок труда;
· генеральное соглашение;
· коллективные договоры.
Государственное регулирование осуществляется прямым или косвенным путем.
Прямое регулирование — это установление определенных количественных параметров, обязательных для субъектов хозяйствования, минимальной заработной платы (исходя из минимального потребительского бюджета); размера тарифной ставки первого разряда и коэффициентов; ставки налогообложения.
Косвенное регулирование осуществляется путем периодических рекомендаций о применении тарифных ставок, по организации прогрессивных форм и систем оплаты труда и др.
Важным элементом системы регулирования оплаты труда является формирование потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет — это расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека при определенном уровне развития населения. На основе размера минимального потребительского бюджета устанавливается размер минимальной заработной платы.
Регулирование всех вопросов заработной платы работников предприятия осуществляется на основе коллективного договора. Он заключается между нанимателем и трудовым коллективом как средство согласования интересов коллектива и нанимателя, регулирования трудовых отношений на предприятии.
Монетарная политика - один из четырех основных макроэкономических инструментов, опирающийся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и, соответственно, на ставку процента, а через нее на инвестиции и реальный ВВП.
Различают три основных составляющих монетарной политики:
- эмиссия новых денег;
- прямой контроль над массой денег в денежном секторе;
- операции на открытом рынке.
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Монетаристская теория считает, что причина кризисов в том, что в экономике просто не хватает денег для обслуживания товарообмена. Словно не хватает свободных ослов для перевозки, поэтому люди перестают производить новые товары. Следовательно, если правильно регулировать выпуск ослов, то всё будет работать само собой. МОНЕТАРНОЕ ПРАВИЛО — правило, согласно которому масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному темпу