Сущность, цели и виды фиск. Политики. Особенности реал. Фиск. Пол. В РБ.

Для выполн.своих ф-ций гос-во нужны денежные сред-ва, основн.источ. которых явл.налоги. Фиск.политика-сис-ма методов и способов взымания налогов для покрытия бюдж.расходов. Налоги-важные инстр.воздействия гос-ва на экономику; представляет собой обяз.платежи,взыскаемые гос-вом с юридических и физ.лиц для удовлет.общ.потребностей. Налоги эконом.выполняют фиск., регулир. и соц.функции.

1)Фиск.функ.-обеспеч.получение средств в гос.бюджет.

2)Регул. – через сис-му налог ставок и льгот можно влиять на процесс воспроизв.,т.е. стимул.развитие одних отраслей и сдерживать развитие других.

3)Соц. – позволяет гос-ву с помощью сис-мы налогообложения смягчать дифференциацию доходов в обществе с помощью прогрессивной шкалы.

В мировой практике испол.различные виды фиск.политики:1)дискреционная,2) автоматическая(политика встроенных стабилизаторов)

Фиск. политика-сов. мер, предприним. правоводством по изменению гос. расходов и налогообложению. Активная политика правительства в сис-ме налогообложения называется дискреционной. Автом. фикс. политика – вид политики, когда налоговые поступления могут изменяться даже если правоводство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенных стабилизаторов- механизмы, которые автоматич. реагируют на измен. состояния экономики, увелич. или сокращ. гос. расходы и налоговые поступления. К ним относ. соц. трансферты (пенсии, выплаты по безработ., стипендии),сбережения корпораций, личные сбереж. Встроен. стаб. смягчают колебания совокуп. спроса и тем самым помогают стабилиз. выпуск нац. продукта. Выделяют: стимул(экспонсионистскую) и сдержив(рестрикционную). Стим. фикс. политика – провод. в периоды спада произв. Пытаясь смягчить спад, прововодство снижает налоги. Сдер. фиск. политика использ. для сниж. темпов информ., приней увелич. налоги и сокращ. гос. налоги.

Цели фиск. полит. 1) сглажив. колебаний эконом. цикла.2) обеспеч. устойч. темпов эконом. роста.3) достиж. выс. уровня занятости.4) сниж. инфляции.

Особен. реал. фиск. полит. в РБ явл. то, что бел. налог. сис-ма в большей мере выполн. фиск. функцию, нежели стим.

Принципы и формы налогооблож. основ. тенденции и пути совер. налог. сис-мы в РБ.

В основе постр. налог. сис-мы лежат след. принципы:1) принцип всеобщ. т.е. налогами охватыв. все юрид и физ. лица, располагающие доходами и имущ.2) принцип обязат.: налогоплательщики обязаны уплачив. налоги в сторого устан. сроки и по устан. ставкам.3) принц. равнонапряженности: налоги взымаются по единым ставкам, независ. от субъекта налогооблож. 4) прин. стабильности: ставки налогов не должны часто изменяться. 5) принцип гибкости: налог. сис-ма должна стим. развит. приоритетных отраслей.

Классиф. налогов: 1) по объекту обложения-прямые(налог с прибыли, подоходный налог, на имущество)2) косвенные налоги (акцизы, НДС, тамож. пошлины). Прямые- налоги на доходы физ. и юрид. лиц и налоги на объекты имущества:1) налог на прибыль организ.2)подох. налог с физ. лиц. 3) поимущ. налоги. Косвенные- налоги, которые включ. в цену товара или услуги, оплачивает их потреб. : 1) НДС(налог на добав. стоим.)2)акцизы мин. вода, табак) 3) тамож. пошлины.

2) по принципам построения -1) пропорц. налоги – налоги, в которых ставка остается постоян. при измен. дохода налогоплат. 2) прогрессивные- в которых ставки возрастают с увелич. дохода налогоплат. и по мере его сокращ. 3) регрессивные- в котрых ставки уменш. по мере увелич. доходов.

Классиф. налог. в зависим. от цели использ.: 1) общие налоги- поступлен. в казну гос-ва и использ. для общегосуд. нужд. 2) местные- налоги поступ. в регион. и муницип. бюджеты

Классиф. налог. в зависим. от вида плательщика.: 1) с физ. лиц 2) с юрид. лиц.

Классификация стран в мировой экономике. Беларусь и ее место в

Мировом сообществе.

Группы стран (группируются по 3-м критериям):

А.Достигнутый уровень экономического развития - по достигнутому уровню

развития ООН выделяет:

- Развитые страны;

- Развивающиеся страны: подтипы:

1.Новые индустриальные страны (Латинская Америка и Юго-Восточные страны);

2.Страны-экспортеры энергоресурсов;

3.Беднейшие страны мира (Африка);

- Страны с переходной экономикой;

Пр.: Развитые (Новая Зеландия); развивающиеся (Южная Корея (новая

индустриальная страна), Бразилия, Мексика, Сингапур (н.инд.стр.),

Китай); переходные (Румыния, Польша, РБ).

Б.Уровню доходов на душу населения - по этому критерию мировой банк

выделяет 4-е группы:

- С низким доходом (менее 755$);

- С уровнем дохода ниже среднего (756-2995$);

- С уровнем дохода выше среднего (2996-9256$);

- С высоким доходом (более 9226$).

В.Степень открытости экономики - мировой банк выделяет 5 групп:

- Низкая группа стран, 2 причисляют к закрытой экономике, имея долю

экспорта ВВП менее 10%;

.........

- Высшая группа - более 35%;

Сущность и показатели открытости экономики.

С точки зрения участия в международных отношениях можно выделить 2

типа хозяйств:

- Полностью замкнутая (авторкхическое);

- Полностью открытая;

Авторкхия предполагает полную самообеспеченность страны жизненными средствами.

Открытая экономика развивается в условиях свободного доступа на

внутренний рынок иностранных товаров и факторов производства.

Виды открытой экономики:

- Малая открытая экономика - экономика, процессы, которой не влияет на

общие мировые тенденции (РБ);

- Большая открытая экономика - экономика, процессы которой влияют на

общие мировые тенденции и уровень цен (США).

На практике не существуют ни полностью замкнутых, ни полностью

открытых нац. экономик. Для оценки степени их открытости применяется

ряд показателей:

- Экспортная квота определяется как доля стоимости годового экспорта в ВВП;

- Импортная квота. Доля стоимости импорта в ВВП;

- Объем экспорта на душу населения;

- Внешний торговый оборот - общая стоимость экспорта и импорта страны;

- Внешнеторговая квота - внешнеторговый оборот к ВВП в %;

- Соотношение %-ой доли страны в мировом производстве и %-ой доли

страны в мировой торговле;

Участие страны в международном движении капитала характеризуется след.

показателями:

- %-ая доля зарубежных инвестиций в ВВП страны;

- Отношение экспорта прямых инвестиций к их импорту;

- Объем внешнего долга страны, его соотношение с ВВП и экспортом данной страны;

- Объем прямого кредитования зарубежных стран и его для в ВВП страны.

К числу факторов, определяющих степень открытости экономики, можно отнести:

- объем внутреннего рынка. Доля внешнеэкон. связей у крупных стран

ниже, чем у мелких;

- уровень экон. развития страны;

- обеспеченность природными ресурсами;

- отраслевая структура нац.эк-ки;

- социокульт. фактор (этнические, социальные, культурные аспекты);

Наши рекомендации