Сущность и цели финансовой политики

Содержание

Стр. Ведение. 3 Сущность и цели финансовой политики.. 4 Виды финансовой политики и механизм ее реализации.. 7 Российская финансовая политика: тенденции и перспективы... 15 Социально-экономические проблемы и ограничения развития. 15 Задачи финансовой политики. 20 Устранение инфраструктурных и институциональных ограничений развития. 24 Развитие конкуренции в Российской Федерации. 25 Развитие финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества. 26 Развитие институциональных инвесторов. 27 Реформирование банковской системы.. 28 Развитие фондового рынка и инвестиционных институтов. 30 Развитие рынка страховых услуг. 30 Развитие малого бизнеса. 32 Оптимизация форм государственного регулирования экономики. 32 Повышение открытости экономики. 34 Присоединение к международным торгово-экономическим организациям.. 34 Защита внутреннего рынка и модернизация тарифной системы.. 35 Поддержка экспорта. 35 Международные региональные приоритеты внешнеэкономической политики. 36 Государственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование. 37 Макроэкономические условия проведения реформ.. 38 Денежно-кредитная политика. 39 Налоговая политика. 39 Бюджетная политика. 40 Регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий. 42 Предполагаемые результаты.. 43 Заключение. 49 Список использованной литературы... 50

Ведение

Россия переживает сегодня большие трудности не только в областигосударственного устройства, но и в сфере экономики и финансов.Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулированиясо стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночныхотношений и одновременно важный инструмент реализации государственнойполитики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов,глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способынаиболее полного их использования в интересах эффективного развитияобщественного производства.Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо сегодня еще и потому,что страна переживает глубокий экономический и финансовый кризис.Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то,что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшимобразом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов,отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формыинвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. – такиевопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоковолнуют каждого из нас.

Сущность и цели финансовой политики

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики ипроблемам финансового регулирования экономики переходного периода посвящаетсязначительное количество публикаций. Однако единого мнений по теоретическимаспектам этого вопроса не достигнуто.Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовойполитики. Например, Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи невыделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время ониподходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальнойполитики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения,принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогичнорассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежныхэкономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брюсовмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их какизменения вносимые правительством в порядок государственных расходов иналогообложения, направленные на обеспечение полной занятости инеинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызываетряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политикиБолее структурированным выглядит определение данного вопроса у марксистов,видящих под финансовой политикой в первую очередь совокупностьгосударственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, ихраспределению и использованию для осуществления государством его функций,указывая, что социальная направленность и эффективность воздействияфинансовой политики на развитие производительных сил и производственныхотношений определяются объективными закономерностями экономического развития,общественно-политическим строем страны. Тем не менее стройность рассуждений,по-моему мнению, нарушается, когда в марксистской школе фискальная политикатрактуется как совокупность финансовых мероприятий буржуазного государства порегулированию правительственных расходов и доходов для достиженияопределенных социально-экономических целей. При этом подчеркивается, что вней находит выражение финансовый аспект экономических функций буржуазноюгосударства.Таким образом, в марксистской трактовке финансовой политики также нет полнойчеткости, так как сфера действия фискальной политики практически совпадает собластью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой, совокупностьгосударственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов.Совпадение понятий объясняется тем, что распределение подразумеваетуправление по доходам и расходам, то есть для того, чтобы распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее передать (расход).Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работыотечественных экономистов.Профессор В. В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики , отмечал ее связьс учетом и контролем за производством, количеством труда и распределениемпродуктов. Эти вопросы были базовыми для определения очередных задачфинансовой политики в области национальных банков, монополизации внешнейторговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов.Финансовая политика рассматривалась тогда как одна из основных в областигосударственного регулирования экономики и связывалась с обеспечениемфинансовой централизации, концентрации сил и средств для экономическихпреобразований.Другой экономист И. В. Левчук, подчеркивая большую роль финансовой политики вповышении производства, отмечает что эта политика призвана создать правильноесочетание централизованного и демократического в управлении распределением ииспользованием финансовых ресурсов.Интересна трактовка финансовой политики, данная В. С. Павловым. Он исходит изнеразрывности финансов и кредита в деле государственного управления исвязывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройкифинансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблемреформирования экономики.Весьма полное исследование настоящего вопроса дает М.К. Шереметьев в своейработе «Финансы России». Автор дает два определения ее содержания какосновные направления деятельности государства в области использованияфинансов и как концентрированное выражение финансов, то есть во втором случаефинансовой политики является как бы результирующей финансовых процессов,происходящих внутри экономики страныИтак, советские экономисты определяли финансовую политику прежде всего какполитику использования финансов в системе стоимостной, денежной формыреализации экономических законов товарного производства, концентрированноговыражения через финансы системы денежных отношений в экономике. Финансоваяполитика трактовалась как искусство перераспределения через формирование ииспользование фондов финансовых ресурсов в интересах создания условий дляувеличения натурального и денежной базы народного хозяйства.Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ееосновными целями, к которым можно отнести следующие:1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики наэкономику. Отказ от учета повышения эффективности и использования финансовыхресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести краспылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущихэкономических и социальных потребностей общества.2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объемепроизводства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК,упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановлениеконвертируемости рубля.3) Достижение более высокого уровня жизни населения на оспнове развитияотраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленностьфинансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностейувеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояниянарода, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровеньжизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства,направление и структуру использования финансовых ресурсов.Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовойполитики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много вниманиеуделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одноиз тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживаниеэкономических циклов (при этом в первую очередь, понимается использованиефинансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однаколегко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными отзадачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населенияИтак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определитьфинансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов сцелью повышения уровня жизни граждан.

Наши рекомендации