Показатели и пути повышения эффективности использования оборотных средств
Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей, прежде всего, оборотных средств.
Под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность полного кругооборота средств с момента приобретения оборотных средств до выхода и реализации готовой продукции. Кругооборот оборотных средств завершается зачислением выручки на счет предприятия.
Оборачиваемость оборотных средств неодинакова на различных предприятиях, что зависит от их отраслевой принадлежности, а в пределах одной отрасли - oт организации производства и сбыта продукции и других факторов.
Оборачиваемость оборотных средств характеризуется рядом взаимосвязанных показателей: длительностью одного оборота в днях, количеством оборотов за определенный период (коэффициент оборачиваемости), суммой оборотных средств на единицу продукции (коэффициент загрузки).
Коэффициент оборачиваемости характеризует число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами предприятия за определенный период, или показывает объем реализованной продукции, приходящейся на I рубль оборотных средств.
Ко=В/О, где Ко - коэффициент оборачиваемости; В - выручка от реализации продукции; О - средний остаток оборотных средств.
Коэффициент загрузки оборотных средств, величина которого обратно-пропорциональна коэффициенту оборачиваемости: Кз=О/В
Длительность одного оборота в днях, которая находится делением количества дней в периоде на коэффициент оборачиваемости.
Т=Д/Ко, где Д - число дней в периоде (360,90).
Показатели оборачиваемости оборотных средств могут рассчитываться по всем оборотным средствам и по отдельным элементам. При ускорении оборачиваемости оборотных средств из оборота высвобождаются материальные ресурсы и источники их образования, при замедлении - в оборот вовлекаются дополнительные средства.
Пути улучшения использования оборотных средств
Эффективность использования оборотных средств зависит от многих факторов. Среди них можно выделить внешние.
К внешним факторам относятся особенности налогового законодательства, условия получения кредитов и процентные ставки по ним, возможность целевого финансирования и др.
Значительные резервы повышения эффективности использования оборотных средств заложены непосредственно в самом предприятии. В сфере производства это относится прежде всего к производственным запасам. Запасы играют важную роль в обеспечении непрерывности процесса производства, но в то же время они представляют ту часть средств производства, которая временно не участвует в производственном процессе. Эффективная организация является важным условием повышения эффективности использования оборотных средств. Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к их рациональному использованию: ликвидации сверхнормативных запасов материалов; совершенствованию нормирования; улучшению организации снабжения; оптимальному выбору поставщиков; налаженной работе транспорта. Важная роль принадлежит улучшению организации складского хозяйства.
Сокращение времени пребывания оборотных средств в незавершенном производстве достигается путем совершенствования организации производства, улучшения применяемой техники и технологии.
В сфере обращения оборотные средства не участвуют в создании продукта, а лишь обеспечивают его доведение до потребителя. Излишнее отвлечение средств в сферу обращения - это отрицательное явление. Важнейшими предпосылками сокращения вложений оборотных средств в сферу обращения являются рациональная организация сбыта готовой продукции, применение прогрессивных форм расчетов, своевременное оформление документации, соблюдение договорной и платежной дисциплины.
Ускорение оборота оборотных средств позволяет высвободить значительные суммы и таким образом увеличить объем производства без дополнительных финансовых ресурсов.
22.Понятие конкурентоспособности и методы оценки (функциональных карт, индексный, позиционирования).
Под конкурентоспособностью понимаются преимущества товара на рынке, способствующие его успешной продаже в условиях конкуренции. Это общее понятие раскрывается через следующую систему показателей:
– Качество товара;
– Затраты потребителя;
Потребительские свойства товаров, их потребительская полезность определяются рядом показателей:
– Функциональные свойства определяют соответствие предмета потребления его целевому назначению;
– Социальное назначение характеризует соответствие свойств товара потребностям различных групп населения;
– Эргономические свойства обуславливают удобство и комфорт при использовании товара, оптимизацию физической и психической нагрузки человека в момент эксплуатации изделия;
– Эстетические свойства;
– Экологические свойства;
– Гигиенические свойства.
Оценка конкурентоспособности производится на основе сопоставления показателей «качество/цена» по отношению к товарам конкурентам.
Для более детальной оценке используется индексной метод последовательного сравнения показателей изделия с изделием-образцом:
– частных показателей (конкретные свойства из числа технических, функциональных, ценовых и др.характеристик);
– групповых показателей (по качеству и по цене);
– интегральных показателей (общий индекс конкурентоспособности).
Детальный анализ конкурентоспособности товара позволяет принимать маркетинговые решения по развитию и совершенствованию тех его атрибутов, которые определяют выбор потребителем данного товара в сравнении с товарами-конкурентами.
Процедура позиционирования включает несколько этапов:
– Выбор критериев позиционирования;
– Определение показателей по выбранным крителиям;
– Построение карты восприятия;
– Перепозиционирование.
23 Факторы конкурентоспособности: сущность и классификация.
Понятие «фактор» происходит от латинского «factor» - делающий, производящий, это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества.
Классификация Гарбацевича:
– внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые);
– внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание.
Классификация Трубилина:
– Факторы внешнего формирования-тенденции развития экономики и рынка, НТП, изменения в структуре потребления, состав конкурентов, имидж и престиж и предприятия;
– Показатели качества товара - показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями.
Наиболее подробно эти факторы представлены у Фатхутдинова:
Внешние факторы:
– Уровень конкурентоспособности страны;
– Уровень конкурентоспособности отрасли;
– Уровень конкурентоспособности региона;
– Уровень конкурентоспособности организации, выпускаемой товар;
– Сила конкуренции на выходе системы, среди её конкурентов;
– Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и др. компонентов;
– Сила конкуренции среди товаров-заменителей;
– Появление новых потребителей;
– Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой;
– Активность контактных аудиторий.
Внутренние факторы:
– Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара;
– Рациональность организационных и производственных структур системы;
– Конкурентоспособность персонала системы;
– Прогрессивность информационных технологий;
– Прогрессивность технологических процессов и оборудования;
– Научный уровень системы управления (менеджмента);
– Обоснованность миссии системы (миссия системы д/б ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и её товаров).
Во всех приведённых классификациях факторов конкурентоспособности продукции м/но выделить одну общую особенность: деление на внешние и внутренние.