Система и методология современной экономической науки.

Система и методология современной экономической науки.

Экономика-это особая и специфическая сфера жизни современного общества, которая имеет свои законы и нерешенные проблемы. Современная экономика имеет ряд особенностей: 1)она вырастает из производства и воспроизводства, которые образуют её исходную материальную основу; 2)-это продукт длительного исторического развития и совершенствования разл. Форм организации экономич. Жизни как на уровне общества, так и на уровне первичного хоз. Звена.(при этом современная Э. в большинстве стран – рыночная.); 3)-во многих странах не просто рыночная, а смешанная, оптимально регулируемая и социально ориентированная;) 4)-сложное и противоречивое явление в современной России, где закономерность-случайности и наоборот, где экономич. Парадокс- не редок.; 5) –она не мыслима без интернационализации (междунар. разделение труда: китайские авто, наша сборка и проч.) хоз. жизни в различных её проявлениях.

Современное общество не имеет единой универсальной экономич. науки, которая отражала бы все стороны экономич. жизни этого общества. Экономич. реальность самого общ-ва сложна и многообразна и противоречива и познать эту систему помогает так называемая СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК. Центральной её частью явл. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. В систему входят 5 блоков: 1. историко-экономические науки(история нар. хоз-ва, экономики,,экономически й мысли, мирового хозяйства); 2.общие экономические науки(общие) (общ. теория упарвления, или менеджмент, микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика, гос. регулирование экономики); 3.специальные или функциональные экономические науки(специальные)(финансы, кредит, денежное обращение, ценообразование, бухучет, аудит, банковское дело, страховое дело, народонаселение, экономика труда, маркетинг, экономика природопользования и др.); 4. конкретно-экономические науки (отраслевые) –изучающие: отдельные сферы хозяйства (экономика промышленности, транспорта, строительства, туризма ипроч.) или отдельные хозяйствующие субъекты (экономика предприятий, регионов, отдельных стран) 5.информационно-аналитические экономические науки(общ. статистика, статистика рынка, народонаселения, услуг, экономическая кибернетика, математические методы в экономике и проч.).

Э. Теория- стоит в центре этой системы выступая как введение в систему экономич. наук. Она изучает поведение людей как хозяйствующих субъектов на всех уровнях экономич. системы в процессах производства, распределения, обмена и потребленя материальных благ и услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей приограниченных ресурсах семьи, фирмы, общества. ЭТ-выполяет 5 осн. функций: 1. научно-познавательная (процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых невозможно существовать) 2. критическая –(дает объективные критические или позитивные оценки разным формам экономической жизни)3 практическая(прагматическая)-с её помощью человек вступает в хоз. тношения с государством, другим человеком, частными компаниями учитывая экономические принципы и законы.(напрм.: расчет производят в рублях, а не в английских фунтах); 4. прогностическая-это возможность человека (фирмы, общества)предвидеть события, возможность прогноза будущих экономических явлений на макро- и микро- уровнях.(пример привести………..) 5. методологическая ф-ция-это значит, что ЭТ является не только учением, но и методом, своеобразной техникой мышления. (привести пример…………).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА: ИХ СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ.

Основным фактором интенсивного расширенного воспроизводства и интенсивного экономич. роста на микро- и макро- уровнях – явл. эффективность производства., где эффект- абсолютная величина результата к.-либо процесса(в данном случае – результата производства).Экономич. смысл эффекивности производства сост. В том, чтобы выяснить: какими затратами, ценой, величиной ресурсов получены данные результаты.

Закон стоимости: его сущность и функции.

Кардиналистская теория исходит из посылки, что любой потребитель способен количественно измерить уровень полезности всякого данного товара и уровень своего благосостояния, своих доходов.

Соц. защищенность – это система мер по защите любого гражданини страны от экономической бедности и соц. деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, старости и проч.

Обьектами соц. защитыдолжны быть все основные показатели уровня жизни человека: доходы, жилье, образование, здравоохранение и проч. Конкретные формы соц. защищенности многообразны Осн. социальные гарантии государства населению России: гос-во должно сделать так, чтобы российскийрынок был соц. ориентированным, т.к. Конституция РФ провозгласило гос-во социальным. ; 2. Всеобщая декларация прав человека – предприняла попытку отстаивать экономич., соц., культурные права д/каждого человека на земле. , т.к. все политические, экономич., соц., и культурные права неделимы и взаимосвязаны. 3. Высшим выражением соц. направленности гос-ва должна быть сама гос. власть.(в России власть вкупе с преступным миром). ; 4. Важной ф-мой соц. гарантии явл. минммальная оплата труда. И миним. прожиточный минимум. 5. Соцзащита населения предполагает регулярную выплату з/п хотя бы 1р. В месяц. ; 6. соцзащита предлагает индексацию доходов населения в условиях инфляции.(увеличение з/п и соц. выплат в условиях инфляции); ?. Важное значение приобретают уровень цен на лекарства. 8. Одна из важных форм соцзащиты явл. пенсии. Ныне трудовая пенсия состоит из 3-х частей: базовая(одинакова д/всех, финансируется из бюджета РФ); страховая – деньги перечисленные в налоговую д/учета в Пенсионном фонде; накопительный элемент – появится у тех, кто пойдет на пенсию в 2013гг. 9. ЕСН- (введен с 01.01.2001г). суть- побудить работодателей выплачивать легальную и достаточно высокую з/п работникам. ; 10. Уплата земельного налога.( т.к. местные власти предлагают высокие ставки). ; 11. Жилищная проблема: всё жильё платное.+ коммуналка.;12. Условия труда в России(гл. проблема – травматизм. Совсем забыли о мотивации труда, сведя всю заинтересованность к денежному вознаграждению). 13. забота о безработных. ( пособие по безработице, но небольшое). 14. российская наука и высшая школа – ( утечка мозгов); 15. общеобразовательная школа, вся система образования, положение учителя, культурно-образовательная сфера села.(разрушаются сельские клубы, библиотеки, сокращ. Численности учебных заведений и учащихся),16. защита матерей и детей России.(выплата пособий и пенсий); 17.особую озабоченность вызывает морально-этическое разложение детей России: наркомания, проституция,, передача в частные руки СМИ; 18. безопасность граждан во всех её проявлениях (пропаганда насилия и проч.). 19. катастрофы всех форм и видов ( теракты, взрывы, техногенные катастрофы и проч._; 20. судебно-правовая система в России (новый УК защищает не потерпевших, а преступников).21. подготовка специалистов всех уровней из молодого поколения(число получ. Начальное образование сократилось, платное обучение, маленькие стипендии; 22. расслоение среди взрослой части населения и молодёжи. – ( в школе складыв. Разл. Соц. группы : нет равноправия. ) 23. забота о престарелых и инвалидах с т. зрения соцобслуживания, оказание помощи в бытовом и соц. обслуживании (дома престарелых, реабилитационные центры, отделения соц. помощи на дому). 24. ритуальное пособие умершим; 25. экология (ограниченность свежей водф в источниках, сброс сточных вод, разрушение почвенного слоя в результате хоз. деятельности разрушение природных заповедников , парков и проч.). Т.О. очевидно, что Россия не может не заботится о соц. безопасности, которая не менее важна, чем иная безопасность (военная, продовольственная и проч.).

Система и методология современной экономической науки.

Экономика-это особая и специфическая сфера жизни современного общества, которая имеет свои законы и нерешенные проблемы. Современная экономика имеет ряд особенностей: 1)она вырастает из производства и воспроизводства, которые образуют её исходную материальную основу; 2)-это продукт длительного исторического развития и совершенствования разл. Форм организации экономич. Жизни как на уровне общества, так и на уровне первичного хоз. Звена.(при этом современная Э. в большинстве стран – рыночная.); 3)-во многих странах не просто рыночная, а смешанная, оптимально регулируемая и социально ориентированная;) 4)-сложное и противоречивое явление в современной России, где закономерность-случайности и наоборот, где экономич. Парадокс- не редок.; 5) –она не мыслима без интернационализации (междунар. разделение труда: китайские авто, наша сборка и проч.) хоз. жизни в различных её проявлениях.

Современное общество не имеет единой универсальной экономич. науки, которая отражала бы все стороны экономич. жизни этого общества. Экономич. реальность самого общ-ва сложна и многообразна и противоречива и познать эту систему помогает так называемая СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК. Центральной её частью явл. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. В систему входят 5 блоков: 1. историко-экономические науки(история нар. хоз-ва, экономики,,экономически й мысли, мирового хозяйства); 2.общие экономические науки(общие) (общ. теория упарвления, или менеджмент, микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика, гос. регулирование экономики); 3.специальные или функциональные экономические науки(специальные)(финансы, кредит, денежное обращение, ценообразование, бухучет, аудит, банковское дело, страховое дело, народонаселение, экономика труда, маркетинг, экономика природопользования и др.); 4. конкретно-экономические науки (отраслевые) –изучающие: отдельные сферы хозяйства (экономика промышленности, транспорта, строительства, туризма ипроч.) или отдельные хозяйствующие субъекты (экономика предприятий, регионов, отдельных стран) 5.информационно-аналитические экономические науки(общ. статистика, статистика рынка, народонаселения, услуг, экономическая кибернетика, математические методы в экономике и проч.).

Э. Теория- стоит в центре этой системы выступая как введение в систему экономич. наук. Она изучает поведение людей как хозяйствующих субъектов на всех уровнях экономич. системы в процессах производства, распределения, обмена и потребленя материальных благ и услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей приограниченных ресурсах семьи, фирмы, общества. ЭТ-выполяет 5 осн. функций: 1. научно-познавательная (процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых невозможно существовать) 2. критическая –(дает объективные критические или позитивные оценки разным формам экономической жизни)3 практическая(прагматическая)-с её помощью человек вступает в хоз. тношения с государством, другим человеком, частными компаниями учитывая экономические принципы и законы.(напрм.: расчет производят в рублях, а не в английских фунтах); 4. прогностическая-это возможность человека (фирмы, общества)предвидеть события, возможность прогноза будущих экономических явлений на макро- и микро- уровнях.(пример привести………..) 5. методологическая ф-ция-это значит, что ЭТ является не только учением, но и методом, своеобразной техникой мышления. (привести пример…………).

Наши рекомендации