Прибыль, рентабельность. Их виды, факторы на них влияющие

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

1. Характеризует экономич.эффект, полученный в результате деятельности предприятия.

2. Обладает стимулирующей функцией, т.е. предприниматель стремится, чтобы доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и др. платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности научно-технич. и соц. развития предприятия, материального поощрения работников.

3. Является одним из источников формирования бюджетов разных уровней (она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с др. доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей).

Выручка, уменьшенная на сумму издержек, дает бух. прибыль от реализации. Однако общая ( балансовая) прибыль должна быть увеличена (уменьшена) на доходы (расходы)

по операциям, непосредственно не связанным с реализацией товаров (внереализационные операции - напр., доходы от участия в собственности других предприятий, от сдачи в аренду, потери от простоев и т.п.).

Балансовая прибыль представляет собой сумму прибылей от реализации продукции, от прочей реализации (реализации осн. фондов и др. имущества предприятия, отходов, немат. активов) и доходов по внереализац. операциям за вычетом расходов по ним.

Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога НДС, и акцизами и затратами на пр-во и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

Внереализационные доходы получены от долевого участия в деятельности других предприятий, доходы по ценным бумагам, доходы от сдачи имущества в аренду, штрафы, пени, выплачиваемые предприятию, “+” курсовые разницы по валютным счетам, др. доходы от операций, непосредственно не связанных с пр-вом и реализацией продукции.

Прб чистая=Пб -налог на прибыль. Прб налогооблагаемая=Пб-Пнеобл.-Двнереализац.

Чистая нараспределенная прибыль полностью поступает в распоряжение предприятия и направляется на оплату труда и матер. поощрен., на увеличение оборотных средств и основных фондов, на соц. развитие.

Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение Прб с затратами означает рентабельность или норму рентабельности. Рентабельность является относит. показателем доходности. Имеется ряд показателей рентабельности, каждый из которых характеризует эффективность, доходность, окупаемость вложенного в том или ином виде капитала. В экономич. анализе рассматриваются следующие виды рентабельности.

Рентабельность капитала - отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости осн. и оборотн. средств. Характеризует доходность размещения капитала предприятия, не зависимо от источников его формирования.

Рентабельность акц. капитала - отношение чистой прибыли и свободных денежных средств к среднегодовому собственному капиталу. Этот показатель учитывает источник формирования капитала. Он характеризует доход, полученный с рубля, вложенного акционерами предприятия. Амортиз. отчисления - свободные денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия. Издержки амортиз. входят в состав издержек предприятия, но в отличие от других издержек, не отвлекаются из оборота предприятия, с одной стороны, и снижают размер налогооблагаемой прибыли, с др. стороны, т.е. с экономич. т. зр. амортиз.издержки не явл-ся расходами.

Рентабельность активов - отношение чистой прибыли к ден. средствам и др. активам. Этот показатель характеризует эф-ть исп-я ср-в обращения предприятия.

Рентабельность себест-ти - отношение прибыли (чистой или балансовой) к себест-ти (год. издержкам). Это прибыль, полученная с рубля затрат на пр-во реализован. продукции.

При проведении анализа результатов хоз. деятельности исп-ся и показатель рентабельности продукции или продаж - это отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции, т.е. прибыль, полученная с рубля реализ. продукции.

Наши рекомендации