Кривая спроса для олигополиста.
Разберем данную модель на примере.
Предположим, что на рынке функционируют несколько фирм: фирма А и ее конкуренты - фирмы В и С. Па рынке существуют две линии спроса – D 1A и D2BC, которые соответственно имеют кривые предельного дохода – МR 1A и MR 2BC.
Первая линия спроса D 1A более эластична, чем D2BC. Она предполагает, что при изменении цены фирмой А от максимизирующего прибыль состояния Р0 вверх, ее конкуренты В и С не последуют за ней и останутся на своей линии спроса D2BC, соответствует отрезку D 2BCP0. Если же фирма А снизит цены, то конкуренты последуют за ней - отрезок P0D1A.
В результате образуется общая кривая спроса олигополии (D2BCP0D1A), которая имеет ломаный вид. Данной ломаной кривой спроса олигополии соответствует ломаная кривая предельного дохода (МR2всАКМК1А), которая имеет разрыв АК, образующийся в результате различной эластичности и наклона отрезков D2BCP0 и P0D1A выше и ниже текущей цены Р0 соответствующих кривых спроса D 1A и D 2BC.
Этот анализ показывает, что любое изменение в цене в олигополистических отраслях приводит к негативным последствиям. Для олигополии характерна определенная «жесткость» цен. Действительно, издержки олигополиста могут изменяться, допустим, так как в нашем примере уровне при одинаковом объеме Q0 .
Рынок совершенной конкуренции | |
Число фирм | Большое число фирм > 100 |
Тип продукта | Стандартизированная продукция |
Наличие неценовой конкуренции | Неценовая конкуренция отсутствует, ценовая – возможна, но бессмысленна |
Степень контроля над ценой | нет |
Условия вступления в отрасль | Свободный вход и выход |
Ни один из участников не способен повлиять на положение рынка. Каждый продавец, имея очень маленькую долю рынка не в состоянии повлиять своими действиями на рыночную цену или объем продаж. В силу этого, конкурирующая фирма не может самостоятельно устанавливать цену. Ей остается лишь следовать за сложившейся на рынке ценой. Пытаться установить цену выше или ниже рыночной для бизнеса бессмысленно. Если он для увеличения дохода попытается увеличить цену, то покупатель уйдет от него и приобретет такой же товар у соседнего продавца. Если фирма для расширения объема продаж попытается снизить цену, то объем продаж может быть и возрастет, но убыток в виде неполученной прибыли такой фирме гарантирован.
Условия возникновения:
1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.
2. Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм.
3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:
- Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);
- Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);
- Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);
- Прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);
- Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).
Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска.
4. Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства.