Классификация управленческих работников. организационные структуры управления предприятиями

Наиболее распространенный подход, согласно которому управленческий персонал разделяют на руководителей, специалистов, служащих (технических исполнителей).

Главную роль в управлении организацией играет руководитель, который возглавляет соответствующий коллектив. Следует отметить, что принципиальных отличий в труде руководителя, менеджера, администратора и начальника, нет.

Менеджер — это руководитель или управляющий, который занимает постоянную должность на контрактной основе и наделенный полномочиями в отрасли принятия решений относительно конкретных видов деятельности фирмы.

Специалисты — это работники, которые выполняют определенные функции управления. Они анализируют собранную информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня( экономисты, бухгалтера, финансисты, аналитики, юристы)

Служащие (технические исполнители) — работники, которые обслуживают деятельность специалистов и руководителей, призваны выполнять информационно технические операции, освобождая руководителей и специалистов от этой трудоемкой работы. Это секретари, машинистки, младшие техники.

6 типов руководителя(менеджера): Лидер, Администратор, Плановик, Предприниматель, Гос. деятель, эксперт

Три аспекта повышения эффективности управления: характер и уровень подготовки кадров, психологические установки руководителя, социальное положение управляющего.

Под организационной структурой управления предприятием понимается состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации. Различают следующие типы организационных структур, характерных для предприятий сферы сервиса, линейные, функциональные, линейно-функциональные. Рассмотрим основные характеристики этих структур.

33. Стратегия и тактика менеджмента.

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ее товара или оказываемых ее услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления. Рассмотрение соответствия системы управления деятельностью и самой деятельности применительно к организации не как ей уже имманентное свойство или параметр, но как только возможно присущее ей - является в настоящее время одним из концептуальных стратегических построений в теории управления фирмы. Стратегический аспект проблемы основывается на том, что прежде всего необходимо предусмотреть возможные кризисные влияния, частично их оценить и исследовать направления нейтрализации такого давления, как относительно экономики государства в целом, так и отдельной организации, как соотношение ресурсов на входе и ресурсов на выходе ее деятельности. В связи с этим, при рассмотрении проблемы стратегического менеджмента возникнут некоторые затруднительные для легкого решения вопросы. Прежде всего такие, как:

- сложные цели организации, в следствие чего цель с позиции эффективного выживания на рынке может быть выбрана неправильно;

- несбалансированность в стратегическом положении финансовых потоков, что не позволит организации противостоять любым отклонениям во внешнем окружении от “благополучной”;

- необходимость и достаточность решения существующих порогов, определенных возникшей к настоящему моменту времени кризисной нестабильностью, с помощью стратегического аспекта управления;

- определение значимости потерь для организации, правильного отнесения тех или иных действий или проектов к стратегическим и текущим;

- технические вопросы выбора и направленности критериев, при моделировании задач, их нормализации и оптимизации, расчета рисков и так далее.

Характерной чертой антикризисного управления является его эффективность на любой стадии жизненного цикла товара организации, ее технологии, в связи с тем, что действие внешних и внутренних факторов носит устойчивый, но между тем случайный характер.

На основании этого целесообразно оптимизировать существующие громоздкие системы управления деятельностью, представляющие собой последовательную цепочку этапов: планирования, организации, мотивации и контроля и нестабильную обратную связь между целями и достигнутыми результатами. Стратегическое управление должно быть ориентировано на параллельную организацию своего процесса, с целью сокращения времени на разработку и внедрение (в том числе преодоление сопротивления нововведениям) антикризисной защиты управления организацией и повышения общей эффективности ее деятельности. Обязательному учету при построении и корректировке стратегической системы управления, в том числе и антикризисного является учет уникальности экономических событий, то есть невозможность проведения одних и тех же операций при неизменных условиях среды. Это условие определяется – во-первых, ограниченностью ресурсов (материальных, трудовых, финансовых); во-вторых, постоянным изменением рынка (развитие конкуренции и спроса на товар организации).

34. Маркетинг: содержание, этапы развития, виды и функции. Общественная роль маркетинга.

Маркетинг - это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций. 4 составляющие: 1) контролируемые факторы высшим руководством фирмы и маркетингом – степень успеха или неудачи фирмы в достижении своих целей. 2) неконтролируемые факторы – потребители, конкуренция, правительство, экономика, технологии, независимые средства массовой информации. 3) уровень удачи или неудачи фирмы в достижении своих целей. 4) обратные связи и адаптация. Успехи или неудачи фирм в достижении своих целей зависят от того, насколько хорошо они знают окружающую среду, управляют контролируемыми факторами и учитывают воздействие неконтролируемых факторов на план маркетинга. Основными субъектами, выполняющими маркетинговые функции в рыночной экономике, являются: 1)потребность – это ощущение недостатка чего-то. 2)запросы – это потребности, подкреплённые покупательским спросом, т.е. деньгами. 3)сделка – главный измеритель в системе маркетинга. 4)рынок – место встречи покупателей и продавцов. 5)спрос – его изучение в системе маркетинга имеет особое значение. Виды спроса: отрицательный спрос, отсутствие спроса, скрытый спрос, падающий спрос, нерегулярный спрос, полноценный спрос, чрезмерный спрос, нерациональный спрос и т.д. Многообразие маркетинговой деятельности сводится к четырём наиболее важным функциям: 1)работа, нацеленная на совершенствование производства и выпускаемых товаров; 2)деятельность, направленная на изучение спроса и расширение рынка сбыта; 3)маркетинг в его чистом виде – изучение потребностей населения и хозяйствующих субъектов; 4)социально-этический маркетинг. Целью маркетинга является расширение производства, рынка сбыта и получение наибольшего эффекта. Маркетинг – неотъемлемый атрибут рыночной экономики. Он нацелен на получение максимума дохода через удовлетворение потребностей посредством рынка.

35. Управление и планирование в области маркетинга. Этапы стратегии.

Маркетинг оперирует следующими понятиями: нужда, потребность, запросы, товар, обмен, сделка и рынок. Первым шагом в планировании маркетинга является разработка стратегии маркетинга. Она представляет собой общий план деятельности в области маркетинга для какого-то определенного товара. Первым этапом разработки стратегии является выявление группы потребителей, на запросы которых ориентируется фирма в своей деятельности. Вторым шагом является решение о сочетании элементов, которые нужно использовать в маркетинговой программе, чтобы достичь максимальной эффективности. Первоначальной задачей маркетолога является выявление тех товаров и услуг, которые привлекут потребителей(определить перспективный товар). После принятия решения о том, какие товары производить, производитель должен определить какую цену установить на этот товар. Затем определяются места продаж, каналы сбыта, система транспортировки, партнерские торговые организации. Продвижение товара включает рекламу, личную продажу, формирование благоприятного общественного мнения и другие приемы стимулирования сбыта. Основные этапы процесса планирования маркетинга: 1)Анализ внешней среды; 2)Определение целей. 3)Оценка внутренних ресурсов. 4)Выработка стратегии. Понятие "внешняя среда" включает экономические, социальные и культурные факторы, технологию, конкуренцию, правовой климат и природную среду. Иными словами, это анализ и учет факторов, на которые предприятие влиять не может, а должно приспосабливаться к ним. Целью маркетинга является увеличение объема продаж соответствующей продукции. Маркетинг ориентирован на увеличение рыночной доли фирмы - части общего объема продаж какого-либо товара, приходящейся на данную фирму. Для осуществления своей деятельности фирме требуются различные ресурсы: финансовые, производственные, трудовые. От них зависят издержки производства. Чтобы повысить эффективность маркетинговой деятельности, фирма проводит маркетинговые исследования. Они представляют собой сбор, обработку и анализ информации или данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетингового решения.

Наши рекомендации