Раздел А. Анализ спроса и предложения
Спрос (вопрос №11)
Сначала речь пойдет о спросе. Первым делом, надо сформулировать закон спроса.
Величина спроса на товар обратно пропорциональна цене товара.
Рисунок 4.1 Кривая спроса
На графике изображена эта зависимость. P – цена товара, Q – спрос на товар.
Цена спроса – это максимальная цена, которую потребители согласны заплатить за определенное количество данного товара. Функция спроса – это зависимость объема спроса от определяющих его факторов. Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены данного товара, считать постоянными, то можно перейти к функции спроса по цене. На графике как раз показана функция спроса по цене.
Эффект дохода заключается в следующем: рост цены потребляемого товара равносилен снижению реального дохода потребителя, что заставляет потребителя предъявлять спрос на меньшее количество как данного, так и других товаров. То есть если подорожал товар, который мы покупаем, это то же самое, как если бы снизился наш доход.
Эффект замещения заключается в следующем: при росте цены потребляемого товара потребитель стремится замещать в своем потреблении данный товар другим товаром со схожими свойствами, если его цена остается неизменной. То есть если есть два одинаковых товара, и один из них дорожает, то мы естественно покупаем второй – товар-заменитель.
Есть два понятия, которые надо разграничивать. Необходимо различать изменение спроса и изменение объема спроса.
Изменение объема спроса происходит при изменении цены товара и связанным с этим изменением покупаемого количества. Графически это движение вдоль кривой спроса (см. график выше).
Изменение спроса происходит при изменении неценовых факторов. Графически это сдвиг кривой спроса, а не движение вдоль него. То есть цена не меняется, но растет, к примеру, наш доход, и мы можем покупать больше товара при той же самой цене. Сюда относится все, что влияет на спрос, кроме цены. Что именно сюда относится – неценовые факторы, определяющие величину рыночного спроса:
1. Средний доход потребителя
2. Размер рынка или иначе емкость рынка. Это необязательно территориальный признак, это может быть количество населения. Есть какой-то отдаленный населенный пункт, а мы хотим выйти на его рынок. В этом случае для нас будет важно для определения его емкости, сколько там живет народу.
3. Цены товаров, связанных с данным товаром. То есть ценовым фактором является только цена на данный товар, цены на другие товары не являются ценовым фактором. Это товары-заменители, то есть товары с теми же свойства, а во-вторых, дополняющие товары, потребление которых невозможно без данного.
4. Вкусы и предпочтения. Это может отражать предметы традиции, религии, неформальные институты и другие факторы. Ну например, если вы хотите продавать водку в Саудовской Аравии, надо серьезно задуматься, а получится ли?
5. Природные условия.
Парадокс Гиффена
Закон спроса универсален, но есть исключения. Парадокс Гиффена или явления, воспринимаемые как исключения из закона спроса. В этом случае кривая спроса приобретает положительный наклон.
Рисунок 4.2 Парадокс Гиффена
Общих случаев парадокса Гиффена четыре:
Первый случай – товар дорожает, однако, товары-заменители дорожают в еще большей степени, следовательно, спрос на данный товар растет.
Второй случай – товар подорожал и потребитель, ожидая, что цена продолжит расти, увеличивает его закупки, запасаясь на будущее. То есть потребители сравнивают нынешнюю цену товара не с прошлой, более низкой, а с будущей, более высокой.
Третий случай – цена воспринимается потребителем как показатель качества. Потребители убеждены в том, что подорожание товара связано с его улучшением, и увеличивают его закупки. Одновременно может дорожать престижность товара.
Четвертый случай. Некачественные товары – это товары, в большей или меньшей степени присутствующие в потребительской корзине, и имеющие относительно более дорогие товары заменители. То есть имеется товар, который потребитель все равно покупает, а повышение цены на него только увеличивает спрос.
Предложение (вопрос №12)
Закон предложения.
Количество предлагаемого товара прямо пропорционально рыночной цене, установившейся на данный товар.
Графически выглядит как парадокс Гиффена, но кривая обозначается буквой S. Чем дороже можно продать товар, тем больше его будут производить.
Рисунок 4.3 Кривая предложения
Цена предложения – это минимальная цена, по которой производители будут готовы предложить свой товар. Функция предложения – это зависимость объема предложения от определяющих его факторов. Если факторы постоянные, то все так же как и при спросе.
Изменения объема предложения происходит при изменении цены товара. Графически – это движение вдоль кривой предложения. Допустим рыночная цена поднялась – производитель производит больше товара.
Изменение предложения происходит при изменении неценовых факторов, графически это сдвиг кривой предложения.
Эти неценовые факторы, определяющие величину предложения следующие:
1. Издержки производства, которые зависят от технологии, затрат на ресурсы и факторы производства
2. Цены на товары-заменители, используемые в производственном процессе. Это не цена самого товара, поэтому
3. Организация рынка: если рынок становится монополизированным, то цены на товар перестают быть сбалансированными, соответственно, меняется и предложение.
При изменении издержек, например, кривая предложения сдвинется влево, то есть при неизменной цене, количество уменьшится.
Рыночное равновесие
Рыночное равновесие устанавливается при таких ценах и количестве, когда спрос и предложение сбалансированы. При таком равновесии, цена и количество имеют тенденцию оставаться неизменными, пока под влиянием каких-либо причин не изменится соотношение спроса и предложения. Равновесные цена и количество устанавливаются в такой точке, где предлагаемое количество равно количеству, на которое предъявляется спрос Q*. На конкурентном рынке, такое равновесия устанавливается в точке пересечения кривых спроса и предложения E. Когда устанавливается равновесная цена P*, нет ни дефицита, ни излишка товара. Изменение экономических условий, имеющих неценовой характер оказывает воздействие на уровень спроса и предложения. Когда элементы, лежащие в основе спроса и предложения, изменяются, это приводит к смещению кривых спроса и предложения и появлению новой точки равновесия. То есть при данных фиксированных ценовых факторах, изменение может произойти только из-за неценовых факторов.
Рисунок 4.4 Рыночное равновесие
При низкой цене на товар P1, производитель не хочет его производить, а спрос на дешевый товар очень высокий D1 – возникает дефицит.
Рисунок 4.5 Дефицит
Обратная ситуация возникает при высокой цене – возникает перепроизводство. При прочих равных условиях рынок справляется с этими кризисами, устанавливая равновесную цену.
На этом основана элементарная логика рынка, правило так называемой «невидимой руки» Адама Смита.