Макроэкономическое равновесие на рынке экономических благ (модель AD – AS): совокупный спрос, неценовые детерминанты совокупного спроса.

Модель AD-AS (модель совокупного спроса и совокупного предложения) — макроэкономическая модель, рассматривающаямакроэкономическое равновесие в условиях изменяющихся цен в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Данная модель показывает поведение совокупного спроса и совокупного предложения, и описывает их влияние на общий уровень цен и совокупный выпуск (или реальный ВВП, иногда ВНП) в экономике. Модель AD-AS может быть использована для демонстрации многих макроэкономических событий, таких как фазы экономических циклов и стагфляция[2]. С точки зрения абстракции, имеет Ж-образную форму.
Функция совокупного выпуска определяет кривую совокупного спроса (eng. Aggregate Demand —- AD). Точка пересечения кривой совокупного спроса с кривыми совокупного предложения (AS) (в краткосрочном и в долгосрочном периоде) показывает равновесие в экономике: равновесные уровень цен и значение совокупного выпуска.

Важным показателем в модели AD-AS является кривая совокупного спроса. Данная функция объясняет сумму всех возможных спросов макроэкономических агентов: домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора[4]. Таким образом, совокупный спрос строится из суммы следующих показателей:

§ Потребительские расходы — спрос домохозяйств на товары и услуги[4]

§ Инвестиции — спрос фирм на товары и услуги с целью максимизации собственной прибыли в будущем[4]

§ Государственные закупки товаров и услуг — государственные издержки на такие критерии, как заработная плата государственным служащим, закупки оборудования для государственных подразделений, и т. п.[4]

§ Чистый экспорт — разница между экспортом из страны и импортом в страну[4]

Функция совокупного спроса строится как сумма всех четырех перечисленных параметров. Математическим языком,

Макроэкономическое равновесие на рынке экономических благ (модель AD – AS): совокупный спрос, неценовые детерминанты совокупного спроса. - student2.ru[4]

Совокупный спрос можно изобразить несколькими способами. Широко известной моделью данной функции служит так называемый «Кейнсианский крест»[5], в котором кривая совокупного спроса имеет положительный наклон. Однако, в модели AD-AS, кривую совокупного спроса, наоборот, принято изображать бесконечно убывающей функцией. Этому существуют три основных объяснения (эффекта). Первый, выдвинутый французским экономистом Артуром Пигу, гласит, что при увеличении общего уровня цен, уменьшается реальное богатство человека, что приводит к снижению потребления товаров и услуг домохозяйствами, а это, соответственно, приводит к снижению величины совокупного спроса[4]. Джон Мейнард Кейнс посчитал иначе. Он предположил, что при увеличении уровня цен естественно растет спрос на деньги. Это приводит к росту банковской ставки процента, поскольку увеличивается спрос на заемные средства. От высокой ставки процента страдают инвесторы, что ведет к снижению инвестиций в экономику, а следовательно, и величины совокупного спроса[4]. Более современные экономисты, Роберт Манделл и Джон Флеминг, посчитали, что при увеличении уровня цен в стране падает ее экспорт, так как национальные товары, в данном случае, становятся дороже как для иностранцев, так и для местных жителей, что, в свою очередь, ведет к увеличению объемов импорта. Данный дисбаланс снижает чистый экспорт, а следовательно, и величину совокупного спроса. Таким образом, кривая совокупного спроса обратно пропорциональна уровню цен[4].

Неценовые факторы совокупного спроса — условия, влияющие на изменения совокупного спроса, но не связанные непосредственно с изменением уровня. К таким факторам относятся: адаптационные ожидания, перемены в экономической политике правительства, изменения в мировой экономике, колебания уровня благосостояния. Так, усиление оптимистических ожиданий может привести к увеличению потребительского спроса домохозяйств и росту дополнительных инвестиций фирм. Многообразно влияние политических изменений: рост государственных закупок приводит к росту совокупного спроса, увеличение же налоговых отчислений — к снижению потребительских расходов (и соответственно — уменьшению совокупного спроса). Изменения в мировой политике, приводя к изменениям в величине чистого экспорта,также вызывают рост (или спад) совокупного спроса.

Наши рекомендации