Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие на рынке благ. Модель AD - AS

Совокупный спрос (AD) – это общий спрос на товары и услуги, произведенные в экономике.

AD – это объём экономических благ созданных в национальной экономике, которые домохозяйства, фирмы и государство готовы и могут купить при различных возможных уровнях цен (P).

Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие на рынке благ. Модель AD - AS - student2.ru Чем ниже уровень цен, тем больше потребители захотят приобрести товаров национального производства и наоборот.

       
  Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие на рынке благ. Модель AD - AS - student2.ru
    Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие на рынке благ. Модель AD - AS - student2.ru
 

P – уровень цен

Y – объём производства

Y = С + I + G + NEX

Отрицательный наклон кривой AD объясняется тремя эффектами.

1. Эффект процентной ставки – рост общего уровня цен при постоянной денежной массе приводит к «удорожанию денег», то есть к росту процентных ставок, в результате снижаются инвестиционные и потребительские расходы и объём совокупного спроса сокращается.

2. Эффект богатства или кассовых остатков – при росте цен спрос на товары длительного пользования уменьшается, поскольку население становится беднее.

3. Эффект импортных закупок – при повышении уровня цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на относительно подешевевшие импортные – возрастает.

Все эффекты связаны с изменением уровня цен, что графически отображается движением по кривой спроса.

Неценовые факторы приводят к смещению кривой:

1. в положение AD1 - при росте доходов потребителей, снижении процентных ставок, увеличении правительственных закупок и расходов на чистый экспорт;

2. в положение AD2- при увеличении налогообложения, увеличении процентных ставок, снижении чистого экспорта и правительственных закупок.

Совокупное предложение (AS)– это общее предложение товаров и услуг, произведенных в экономике.

AS – это объём экономических благ, которые фирмы хотят произвести и предложить на соответствующих рынках при разных возможных уровнях цен. Чем выше цена, тем больший объем валового продукта фирмы захотят произвести и наоборот.

Кривая AS состоит из трёх частей:

1. участок аb – увеличение производства происходит в основном при неизменном уровне цен;

2. участок bc – характеризуется увеличением объёма национального продукта и ростом цен;

3. участок cd – достигается максимальный уровень производства при полной занятости.

При изменении уровня цен меняется объем совокупного предложения, что графически отображается движением по кривой AS.

Неценовые факторы динамики совокупного предложения смещают кривую:

1. в положение AS1 – при увеличении предложения продукции в результате удешевления факторов производства;

2. в положение AS 2 – в обратном случае.

Макроэкономическое равновесие в точке В на товарном рынке наступает тогда, когда интересы производителей и потребителей совпадают и совокупный спрос равен совокупному предложению (AD = AS). Этому равновесию соответствует общий уровень цен P0 и уровень дохода Y0.

Равновесие на товарном рынке достигается редко вследствие постоянной динамики AD и AS.

Тема 13. Потребление, сбережения, инвестиции.

Равновесие на рынке благ

Литература:

1. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2007. – С.417-431.

2. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. 4-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005. – С.441-457.

3. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб.заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С.137-142.

4. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В,Д, Камаева, Е.Н. Лобачевой. – М., Юрайт-Издат, 2006. – С.254.

5. Экономическая теория: учебное пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков [и др.]; под ред. А.Г.Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: КНОРУС, 2006. – С.252.

Вопросы:

1. (5) Общая характеристика потребления, сбережения и инвестиций.

2. (6) Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению.

3. (7) Факторы, определяющие динамику инвестиций.

4. (9) Формирование равновесия на товарном рынке. Модель IS (инвестиции - сбережения).

Наши рекомендации