Несовершенства (провалы рынка, необходимость государственного вмешательства в экономику)

Эффективные стороны рынка:

1)Упорядоченный обмен позволяет устанавливать тесную связь между производством и потребностями общества.

2)Рынок создает стимулы для повышения эффективности для индивидуального и общественного производства.

3)Сохранять и укреплять конкурентные отношения, позволяет внедрение новой техники.

4)Способность рыночного механизма к саморегулированию позволяет быстро восстановить нарушенное равновесие между спросом и предложением.

5)Сохраняется свобода принятия решений, личная свобода каждого участника.

6)Рынок воспитывает «экономического человека» - человек проявляет себя как рациональный производитель.

7)Развитие рыночных отношений исключает дискриминацию того или иного фактора производства. (Развитие «человеческого капитала», социализируется и индивидуализируется частная собственность и средства производства прямое тому подтверждение).

Отрицательные стороны рынка:
1)Коммерческая тайна – дефицит информации – опасность принятия неверных решений.

2)Научно-технические достижения в современных условиях выступают как важный фактор производства. Понятно стремление фирмы исключить доступ конкурентов к таким полученным достижениям.

Подобная монополизация грозит торможением социально-экономического развития.

3) Производство сопровождается существенной экологической погрузкой на определённую среду – среду обитания человека.

4) Рыночный механизм демонстрирует стремление к установлению общего частного равновесия, но оно постоянно нарушается – кризисы перепроизводства.

5)Рынок предполагает развитие конкуренции, в том числе и присутствие на внутреннем рынке мощных иностранных фирм, присутствие внешних партнеров, отнимающих заказы и часть национального рынка, наносит огромный урон местным производителям.

6) Рынок приводит к дифференциации товаропроизводителей.

7) Нестабильность развития и подверженность инфляционным процессам.

В связи с негативными последствиями на рынке необходимо государственно регулирование экономики.

Цели государственного регулирования:

1)Минимизировать негативные последствия рыночной экономики.

2)Создать правовые, финансовые предпосылки функционирования экономики

3) Обеспечить социальную защиту более уязвимых слоев населения.

Методы регулирования:

А) Микрорегулирование

1) Налогообложение

-льготное

-налоговые скидки

-освобождение от налогов

2)Ускоренная амортизация

3)Воздействие на цены

4)Антимонопольное регулирование

5)Размеры выпуска, производительность, ее квоты, обязательная регистрация соглашений об объединении фирм.

Б)Макрорегулирование

1)Финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции.

2)Создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизирующих экономику.

3) Программирование и прогнозирование экономики.

4)Политика регулирования доходов.

5)Социальная политика, государственное предпринимательство.

В) интеррегулирование

1)торговая политика государства

2)управление обменным курсом

3)система тарифов и льгот

4)лицензирование внешней торговли т.д.

Ещё методы делятся на:

1)Экономические: формирование общих условий хозяйствования, а также соответствующей экономической заинтересованности субъекта в осуществлении определенных действий.

2)Административные: приказы и распоряжения, направляемые по конкретному адресу

Ещё есть прямые (законодательные акты – действие исполняет властью , государство предоставляет кредиты) и косвенное регулирование (использование предметно-денежных инструментов)

21. Модели рыночной экономики. Особенности бел. Национальной модели.

Модели рыночной экономики: либерально и социально ориентированные.

Либерально ориентированные модели Социально ориентированные модели
- частная собственность; - поощрение частного предпринимательства; - реализация экономических функций государства, в основном на микроуровне; - частичное перераспределение национального дохода. - Сильные позиции государства в регулировании воспроизводственных процессов и решении соц. проблем; - реализация экономических функций государства на макро и микро уровне; - направление социальной политики по отношению ко всем челнам общества; - активное государственное регулирование занятости населения и уровня цен.

Анализ опыта 20 века подтверждает вывод о наличии национальной модели. Главное различие заключается в масштабах гос. регулирования.

Национальные модели:

Американская Гибкий трудовой и товарный рынок, низкие налоги, острая конкуренция, корпоративная экономика, высокоразвитые секторы «новой» экономики.
Шведская Открытый рынок, незначительные расходы ставок зарплаты, программное поощрение занятости.
Немецкая Отличная профессиональная подготовка, незначительные расходы ставок зарплаты, тесные связи между фирмами и банками, способствующие общим инвестициям.
Японская Высокая квалификация рабочих, высокое качество оказываемых услуг, тесные связи между банками и фирмами.
Модели новых инд. стран Ориентирована на экспорт, более высокие нормы налогов чем в других развитых странах, открыта по отношению к мировой торговле.
РАЗЛИЧИЯ Высокий либерализм в Гонконге, управление жесткой рукой в Южной Корее, всеобщая коррупция в Индонезии, безупречный стиль экономики в Сингапуре.

Нынешняя система хозяйствования в РБ является переходной от централизованно регулируемой с общей собственностью на средства производства к социально ориентируемой регулируемой рыночной системе с многообразием форм собственности. Последние утверждения в процессе разгосударствления, приватизации, акционирования и аренды развит. индивидуальную трудовую деятельность и личное хозяйство.

Характерными чертами бел. нац. модели являются:

ü Недостаточное развитие частной собственности, прежде всего на землю.

ü Слабость личного имущества, при довольно сильных коллективных отношениях.

ü Сравнительно невысокая доля микро и среднего предпринимательства.

ü Постепенно эволюц. методы преобразования.

ü Активная роль государства в регулировании экономических процессов.

ü Неравномерность перехода к рыночным отношениям в разных отраслях.

Создание новой экономической системы в РБ осуществляется на основе умеренно-радикального подхода, ориентированного на стабильность воспроизводства.

Можно выделить 5 элементов системных преобразований:

1. Макроэкономическая стабильность и контроль.

2. Реформа цен и рынка.

3. Развитие частного сектора.

4. Пересмотр роли государства.

5. Меры совершенной социальной сферы.

Наши рекомендации