Рынок и государство. Необходимость, цели и методы государственного вмешательства в экономику.

Рынок – достаточно отлаженный, эффективно действующий механизм, который решает стоящие перед обществом задачи.

Однако существуют эк. проблемы, которые принято называть «Фиаско» (изъяны, провалы) рынка – ситуации, при которых рынок оказывается не в состоянии обеспечивать эффективное использование ресурсов. К таким правилам рынка относятся:

1) Подавление конкуренции и монополизации рынков;

2) Циклическое развитие экономики и связанные с ним безработица и инфляция;

3) неспособность производить общественные блага:

- нац. оборона

- поддержание общественного порядка

- противопожарная безопасность

- благоустройство территорий

- строительство дорог, мостов, дамб

- образование

4)Ассиметричность информации о качестве товара, риска и тд;

5) Порождает отрицательные внешние эффекты – загрязнение окр. среды, шумы, вибрации, то есть ситуации, при которых деятельность одних эк. субъектов порождает издержки других субъектов, не участвующих в сделке;

6) Порождает неравенство в распределении доходов, не учитывает наличие соц. уязвимых групп населения;

7) Неспособен сосредоточить ресурсы на фундаментальных научных исследованиях.

Функции государства в рыночной экономике:

1) Правовое обеспечение эк. деятельности;

2) Организация денежного обращения;

3) Поддержка конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

4) Производство общественных благ;

5) Минимизация отрицательных внешних эффектов и стимулирование производства;

6) Сглаживание цикличных колебаний экономики;

7) Перераспределение доходов;

8) Стимулирование научно – технического прогресса;

9) Поддержание конкурентоспособности нац. эк. на мировом рынке.

Гос. регулирование экономики – процесс воздействия на соц. эк. систему общества с помощью мер законодательного и исполнительного и контролирующего характера осуществляемых правомочными гос. органами.

Цели гос. регулирования:

1) Корректировка недостатков рыночного механизма;

2) Достижение эк. и соц. стабильности;

3) Приспособление эк. к меняющимся условиям;

4) Достижение нац. суверенности.

В системе методов гос. регулирования выделяют:

1) Административные методы – комплекс к обязательных к исполнению требований, распоряжений, запретов включают:

- административный контроль за деятельностью монополий;

- лицензирование деятельности;

- установление стандартов качества, экологических стандартов безопасности;

- определение минимально допустимых параметров жизни населения.

2) Эк. методы:

а) Методы прямого эк. регулирования:

- финансирование предприятий;

- гос. закупки и заказы товаров и услуг;

- финансирование научно – технических, экологических, соц. программ.

б) Методы косвенного регулирования – предполагают воздействия на эк. интересы, создание рамок деятельности таким образом, что эта деятельность может быть выгодной, но при этом у хоз. субъектов остаётся право выбора.

Косвенные методы используют бюджетно – налоговую и кредитно – денежную инструменты регулирования.

Таким образом гос. регулирование экономики осуществляется в тех пределах, которые установлены масштабами фиаско рынка. Однако существуют и изъяны государства.

Фиаско государства – это такие ситуации в которых государство (правительство) оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

К провалам государства относят:

1) Ограниченность необходимо для принятия решений информации – информация может отсутствовать или искажаться;

2) Несовершенство политического процесса – лоббирование, логроллинг (перекатывание бревна), манипулирование голосами;

3) Ограниченность контроля над бюрократией – рост числа чиновников гос. аппарата ведёт к их недобросовестности, что существенно повышает издержки управления, ведёт к замедлению принятия деловых решений;

4) Под крышей гос. структур политики, чиновники используют своё положение в личных целях;

5) Неспособность государства предусматривать и контролировать ближайшие и отдалённые последствия принимаемых решений;

6) Наличие временных интервалов между осознанием проблемы и принятием необходимых решений, между принятий решений и запуском их в действие;

7) Рост активности государства сопровождается ограничениями не только экономических, но и гражданских свобод.

Современный рынок труда испытывает ощутимое воздействие, государство формирует основу функционирования рынка труда, предъявляет спрос на услуги труда в гос. секторе; регулирует спрос на услуги труда в частном секторе, т.е. определяет параметры найма в нац. эк.

Меры гос. регулирования рынка труда:

1) Формирует общественную сеть службы занятости, повышает эффективность служебной деятельности, путём внедрения современных информационных технологий;

2) Осуществляет прогнозирование и мониторинг рынка труда с целью сбалансированности спроса услуг труда;

3) Совершенствует систему информации о рынке труда;

4) Финансирует создание новых рабочих мест;

5) Стимулирует развитие малого бизнеса;

6) Обеспечивает выплату пособий по безработице;

7) Организует общественные работы;

8) Разрабатывает целевые программы трудоустройства;

9) Устанавливает минимальный размер зарплаты.

Наши рекомендации