Несовершенства (провалы рынка, необходимость государственного вмешательства в экономику)
Эффективные стороны рынка:
1)Упорядоченный обмен позволяет устанавливать тесную связь между производством и потребностями общества.
2)Рынок создает стимулы для повышения эффективности для индивидуального и общественного производства.
3)Сохранять и укреплять конкурентные отношения, позволяет внедрение новой техники.
4)Способность рыночного механизма к саморегулированию позволяет быстро восстановить нарушенное равновесие между спросом и предложением.
5)Сохраняется свобода принятия решений, личная свобода каждого участника.
6)Рынок воспитывает «экономического человека» - человек проявляет себя как рациональный производитель.
7)Развитие рыночных отношений исключает дискриминацию того или иного фактора производства. (Развитие «человеческого капитала», социализируется и индивидуализируется частная собственность и средства производства прямое тому подтверждение).
Отрицательные стороны рынка:
1)Коммерческая тайна – дефицит информации – опасность принятия неверных решений.
2)Научно-технические достижения в современных условиях выступают как важный фактор производства. Понятно стремление фирмы исключить доступ конкурентов к таким полученным достижениям.
Подобная монополизация грозит торможением социально-экономического развития.
3) Производство сопровождается существенной экологической погрузкой на определённую среду – среду обитания человека.
4) Рыночный механизм демонстрирует стремление к установлению общего частного равновесия, но оно постоянно нарушается – кризисы перепроизводства.
5)Рынок предполагает развитие конкуренции, в том числе и присутствие на внутреннем рынке мощных иностранных фирм, присутствие внешних партнеров, отнимающих заказы и часть национального рынка, наносит огромный урон местным производителям.
6) Рынок приводит к дифференциации товаропроизводителей.
7) Нестабильность развития и подверженность инфляционным процессам.
В связи с негативными последствиями на рынке необходимо государственно регулирование экономики.
Цели государственного регулирования:
1)Минимизировать негативные последствия рыночной экономики.
2)Создать правовые, финансовые предпосылки функционирования экономики
3) Обеспечить социальную защиту более уязвимых слоев населения.
Методы регулирования:
А) Микрорегулирование
1) Налогообложение
-льготное
-налоговые скидки
-освобождение от налогов
2)Ускоренная амортизация
3)Воздействие на цены
4)Антимонопольное регулирование
5)Размеры выпуска, производительность, ее квоты, обязательная регистрация соглашений об объединении фирм.
Б)Макрорегулирование
1)Финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции.
2)Создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизирующих экономику.
3) Программирование и прогнозирование экономики.
4)Политика регулирования доходов.
5)Социальная политика, государственное предпринимательство.
В) интеррегулирование
1)торговая политика государства
2)управление обменным курсом
3)система тарифов и льгот
4)лицензирование внешней торговли т.д.
Ещё методы делятся на:
1)Экономические: формирование общих условий хозяйствования, а также соответствующей экономической заинтересованности субъекта в осуществлении определенных действий.
2)Административные: приказы и распоряжения, направляемые по конкретному адресу
Ещё есть прямые (законодательные акты – действие исполняет властью , государство предоставляет кредиты) и косвенное регулирование (использование предметно-денежных инструментов)
21. Модели рыночной экономики. Особенности бел. Национальной модели.
Модели рыночной экономики: либерально и социально ориентированные.
Либерально ориентированные модели | Социально ориентированные модели |
- частная собственность; - поощрение частного предпринимательства; - реализация экономических функций государства, в основном на микроуровне; - частичное перераспределение национального дохода. | - Сильные позиции государства в регулировании воспроизводственных процессов и решении соц. проблем; - реализация экономических функций государства на макро и микро уровне; - направление социальной политики по отношению ко всем челнам общества; - активное государственное регулирование занятости населения и уровня цен. |
Анализ опыта 20 века подтверждает вывод о наличии национальной модели. Главное различие заключается в масштабах гос. регулирования.
Национальные модели:
Американская | Гибкий трудовой и товарный рынок, низкие налоги, острая конкуренция, корпоративная экономика, высокоразвитые секторы «новой» экономики. |
Шведская | Открытый рынок, незначительные расходы ставок зарплаты, программное поощрение занятости. |
Немецкая | Отличная профессиональная подготовка, незначительные расходы ставок зарплаты, тесные связи между фирмами и банками, способствующие общим инвестициям. |
Японская | Высокая квалификация рабочих, высокое качество оказываемых услуг, тесные связи между банками и фирмами. |
Модели новых инд. стран | Ориентирована на экспорт, более высокие нормы налогов чем в других развитых странах, открыта по отношению к мировой торговле. |
РАЗЛИЧИЯ | Высокий либерализм в Гонконге, управление жесткой рукой в Южной Корее, всеобщая коррупция в Индонезии, безупречный стиль экономики в Сингапуре. |
Нынешняя система хозяйствования в РБ является переходной от централизованно регулируемой с общей собственностью на средства производства к социально ориентируемой регулируемой рыночной системе с многообразием форм собственности. Последние утверждения в процессе разгосударствления, приватизации, акционирования и аренды развит. индивидуальную трудовую деятельность и личное хозяйство.
Характерными чертами бел. нац. модели являются:
ü Недостаточное развитие частной собственности, прежде всего на землю.
ü Слабость личного имущества, при довольно сильных коллективных отношениях.
ü Сравнительно невысокая доля микро и среднего предпринимательства.
ü Постепенно эволюц. методы преобразования.
ü Активная роль государства в регулировании экономических процессов.
ü Неравномерность перехода к рыночным отношениям в разных отраслях.
Создание новой экономической системы в РБ осуществляется на основе умеренно-радикального подхода, ориентированного на стабильность воспроизводства.
Можно выделить 5 элементов системных преобразований:
1. Макроэкономическая стабильность и контроль.
2. Реформа цен и рынка.
3. Развитие частного сектора.
4. Пересмотр роли государства.
5. Меры совершенной социальной сферы.