Институт, как базовое понятие.

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенных потребностей.

Этимология слова институт. Institution (англ.) – общество, организация, учреждение; нечто установленное (закон, обычай, система); общественный институт.

Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности, из социологии.

Определение Т. Веблена

Институты – это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или

распространенное представление об образе жизни в обществе.

Определение Дж. Коммонса

Институт – коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.

Определение У. Митчелла

Институты – господствующие и в высшей степени стандартизированные общественные привычки.

Определение Д. Норта

Институты – это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы

поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.

Подход О. Уильямсона

В последнее время в рамках «новой институциональной экономики», видным представителем которой является Оливер Уильямсон, сформировалась отличная от представленной ранее точка зрения на экономическую природу института.

Согласно Уильямсону, институты рассматриваются как механизмы управления контрактными отношениями.

Поэтому важнейшими экономическими институтами являются фирмы, рынки и отношенческая контрактация.

10.Общественное производство и богатство общества.


Производство– это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей.
В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства – труд, капитал, земля, предпринимательство.
Названные четыре фактора представляют собой весьма укрупненное представление об основных элементах экономического потенциала той или иной страны.
Например, накопленные знания высококвалифицированного программиста следует отнести к труду или к капиталу как факторам производства? А информацию? Вот почему все чаще экономисты стали употреблять термин ресурсы, под которыми подразумеваются производственные блага, созданные природой или людьми.
Ресурсы необходимы для создания потребительских благ, или конечных товаров и услуг (одежды, продовольствия, жилища, автомобилей, развлечений и т. д.).
Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Для понимания закономерностей процесса производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей и благ.
Потребностичеловека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть.
Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность.
Классификация потребностей отличается огромным разнообразием.


В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные(низшие) и вторичные (высшие).
Под первыми подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т. д. Вторичные потребности связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятельностью человека – потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п.
Деление это в извест­ной степени условно: роскошная одежда «нового русского» не обязательно связана с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с предста­вительскими функциями или так называемым престижным потреблением.
Кроме того, деление потребностей на первичные и вторичные сугубо ин­дивидуально для каждого отдельного человека: для некоторых чтение – первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлет­ворении потребностей в одежде или жилище (хотя бы частично).
Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей.
Часто мы можем встретить выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой.
Изысканная кулинария и сервировка свидетельствуют скорее всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.

Благо – это средство для удовлетворения потребностей.
Свойство какого-либо предмета, которое по­зволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом.
Так, например, корень жень­шеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно-следственную связьпотребность в оздоров­лении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага.
Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.
Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием.
• Экономические и неэкономические блага. С точки зрения ограни­ченности благ по отношению к нашим потребностям мы говорим об эко­номических благах. Но есть и такие блага, которые по сравнению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воз­дух). Такие блага называют свободными, или неэкономическими.
• Блага потребительские и производственные, или блага прямые и блага косвенные. Иногда их называют блага низшего и блага высшего по­рядка, или предметы потребления и средства производства.
Потребитель­ские блага, как следует из их названия, предназначены для непосредствен­ного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, о которых речь шла раньше.
Производственные блага – это используемые в процессе производства ресурсы (станки, машины, обору­дование, здания, земля, профессиональные навыки и квалификация).
• Частные и общественные блага. Для понимания различий между названными видами благ нам еще предстоит узнать действие рыночного механизма и те ситуации, когда рынок не может предоставить некоторые блага вообще или предоставить их в оптимальном количестве.
Сейчас же мы можем только назвать в качестве примеров общественных благ нацио­нальную оборону, законотворчество, общественный порядок, т. е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны.
Частные же блага предоставляются только тем, кто за них заплатил (каждый день вы приобретаете за деньги различные частные блага – поездки на метро, по­сещение кинотеатра, обед в студенческой столовой и т. п.).
До сих пор речь шла главным образом о материальных благах, имеющих вещный характер. Но процесс производства включает в себя и оказание мате­риальных услуг.
Например, транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю. В данном случае производство подразумевает не создание вещи, которую можно потрогать, а перемещение ее в пространстве.

Факторы производства, или ресурсы (труд, капитал, земля, предприни­мательство). В самом общем виде мы можем определить ресурсы как блага производственного назначе­ния, необходимые для создания конечных товаров и услуг.
Процесс производ­ства осуществляется не изолированными субъектами, а в обществе, в сис­теме общественного разделения труда.
Даже отдельный ремесленник или фермер, полагая, что он действует полностью независи­мо от кого бы то ни было, на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми.
Богатство общества в его традиционном понимании, восходящем к ос­новоположникам классической школы, представлялось как воплощенный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествующих и на­стоящего поколений.
Иные времена – иной подход к пониманию этой категории: богатство – это все, что люди ценят.
Такое определение богатства позволяет включить в него и профессиональные знания, и природные ресурсы, и природные способности человека, и свободное время.
С теоретической точки зрения подобное понимание богатства позволяет высветить многие грани этой эко­номической категории.
Однако, когда речь идет о статистических расчетах и международных сопоставлениях национального богатства, такое широкое понимание богатства делает затруднительным (если вообще возможным) конкретные цифровые подсчеты.
Нельзя забывать и о том, что обществен­ное богатство можно представить как в натуральной, так и в денежной фор­ме, следовательно, изменение ценности самих денег может привести и к различным оценкам одного и того же количества материальных благ.

Наши рекомендации