Конкуренция: сущность и основные черты. Недобросовестная конкуренция. Роль конкуренции в рыночной экономике.
Конкуренция - это состязательность, борьба между субъектами рыночной экономики за лучшие условия производства и сбыта товаров и услуг.
Суть конкуренции выражается пятью силами:
а) угрозой появления в отрасли новых производителей данного товара;
б) угрозой появления на рынке товаров-заменителей (субститутов);
в) способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться;
г) способностью торговаться покупателей товаров и услуг;
д) уровнем соперничества уже имеющихся в отрасли конкурентов.
Выделяют следующие черты конкуренции:
- проявляет себя в системе производства технических и эко-их параметров продукции на стадиях проектирования, изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления;
- явл. одной из главных составляющих рыночных отношений, определяя сущность всех элементов рынка - стоимости, цен, издержек, Р';
- определяет сущность системы методов ведения хоз-ва, хоз-ого механизма и хар-ра взаимоотношений между субъектами.
конкурентоспособность - это способность субъектов экономики (в условиях состязательности) осуществлять дея-ть в рыночных условиях, получать Р', достаточную для научно-технического совершенствования производства и стимулирования работников.
Недобросовестная конкуренция:
1. Распространение ложных или неточных сведений о конкурентах.
2. Доведение до потребителя искаженной информации о товаре и его качестве, свойствах.
3. Незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки.
4. Использование конкретных сравнений, порочащих товары конкурентов.
5. Самовольное получение, использование или разглашение научно-технической, производственной, коммерческой и иной информации, составляющей коммерческую или служебную тайну.
Роль конкуренции в рыночной экономике исключительно велика:
1. Конкуренция через законы стоимости, спроса и предложения сопоставляет индивидуальные затраты с ОНЗТ.
2. Приспосаблив. объем и структуру произ-ва к объему и структуре общ-ого потребления.
3. Предопределяет распределение и перераспределение средств и ресурсов в экономике.
4. Конкуренция порождает:
а) приспособленческое поведение товаропроизводителей, связанное с модернизацией производства только потому, что этим занимается конкурент;
б) обеспечивающее поведение, которое стабилизирует положение товаропроизводителя на рынке на длительную перспективу;
в) новаторское поведение, которое позволяет выйти на самый высокий уровень конкурентоспособности фирмы, получать Р' и сверхприбыль.
5. Конкуренция выполняет контролирующую функцию за использованием ресурсов для того, чтобы одни не обогащались за счет других, хотя это далеко не всегда удается.
6. Обеспечивает эко-ую свободу товаропроизводителям, воспитывает дух предприним-ва.
Но вместе с тем она ведет к расслоению товаропроизводителей, обогащая одних и разоряя других.
Выделяют различные уровни конкуренции - конкуренцию отдельных фирм, конкуренцию отраслей, регионов, конкуренцию отдельных стран на мировых рынках.
Виды и формы конкуренции.
Существуют два основных критерия, по которым устанавливаются виды и формы конкуренции:
а) сфера конкурентной борьбы;
б) хар-р конкурентной борьбы.
С т.з. сферы конкурентной борьбы различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренции,
Внутриотраслевая – это борьба между субъектами экономики внутри данной отрасли.
Результатом - установление единой среднеотраслевой цены на данный товар. Здесь индивидуальные издержки нивелируются и формируются ОНЗТ как средние по отрасли.
Межотраслевая - это конкуренция между фирмами, предприятиями различных отраслей.
Результат - перелив капитала между отраслями и происходит процесс выравнивания различных прибылей в единую среднюю Р' и превращение стоимости товара в цену производства.
Разработка этой проблемы - заслуга К. Маркса.
Закон средней прибыли действует как тенденция и более присущ ранним этапам развития рынка. На рынке на цену товара влияют множество факторов, поэтому одни получают большую Р, а другие - маленькую, третьи - вообще никакой.
С т.з. хар-ра конкурентной борьбы различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция была хар-на для XIX века, а с конца XIX века имеет место главным образом несовершенная конкуренция.
Свободная совершенная конкуренция хар-тся следующими чертами:
1. На рынке множество покупателей и продавцов, но ни одна из этих групп не может влиять на рыночные цены.
2. Для продажи предлагаются одинаковые стандартизированные товары.
3. Покупатели и продавцы имеют полную информацию о рынке.
4. Покупатели и продавцы могут свободно входить и выходить на рынок и из него. Нет барьеров для создания новых фирм.
5. Имеет место только ценовая конкуренция.
Если происходит нарушение этих признаков, это - несовершенная конкуренция.
Существует несколько видов несовершенной конкуренции:
1. Чистая монополия. Прямая противоположность свободной (совершенной, чистой) конкуренции). - это такое положение на рынке, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение в производстве и продаже товара.
Различают также естественную монополию. К ней относятся предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электроэнергия, газ, водоснабжение, связь, коммуникации, транспорт).
Далее может возникнуть и гос-ная монополия, т.е. гос-ные предприятия, подчиняющие судопроизводство, охрану порядка, оборону и т.д.
Кроме того, существует такая форма конкуренции, как монопсония, т.е. когда на рынке имеется один покупатель.
Основные черты чистой монополии:
а) единственный продавец (монополист);
б) уникальность реализуемого товара, не имеющего заменителей (субститутов);
в) полный контроль над производством, сбытом и ценой данного товара;
г) вход в отрасль чистой монополии заблокирован.
Если монополия влияет на цену, объем производства, то монопсония - на объем продаж.
2. Монополистическая конкуренция. Здесь на рынке имеется множество фирм, но эта конкуренция отличается от свободной:
а) каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченное влияние на уровень рыночных цен;
б) продается дифференцированный товар - по качеству, упаковке, набору услуг, в том числе после продаж;
в) методами ведения конкурентной борьбы явл. как цена, так и качество товаров;
г) существует довольно легкая возможность вступления в отрасль.
3. Олигополия. Присуще:
а) на рынке господствует несколько фирм, которые продают крупные партии товаров;
б) продукция может быть как стандартизированной, так и дифференцированной;
в) имеет место значительное влияние на уровень цен;
г) сущ. практика лидерства в ценах,т.е. все фирмы в ценообразовании следуют за лидером, поскольку это намного выгодней, чем вступать в конкурентную борьбу друг с другом;
д) поскольку на рынке несколько фирм, то существует возможность сговора между ними (тайного) по поводу политики к другим фирмам, рабочим, рынкам и т.д.;
е) вход в отрасль значительно затруднен, существуют барьеры:
- относительно большие объемы производства;
- достижение экономии на масштабах производства и обеспечение низких издержек.
При анализе конкуренции важно найти метод, который бы легко мог определить ее хар-р, не прибегая к анализу черт, признаков каждой.
Таким методом явл. хар-р реакции цены на изменение спроса и предложения.
1) если производитель продает товаров столько сколько он хочет и может, а рыночная цена не меняется, то это - совершенная конкуренция, т.е. контроль над ценой лежит вне возможностей товаропроизводителя и он продает товар по существующей цене, которая имеет вид параллельной прямой.
Р спрос на продукцию данной фирмы
Q
2) если фирма увеличивает кол-во товаров на рынке и цена падает, то это - несовершенная конкуренция. В этом случае изменение величины спроса на продукцию фирмы имеет форму наклонной кривой.
Р спрос на продукцию данной фирмы
Q
При этом критерием несовершенной конкуренции явл. крутизна кривой.
→ на рынке совершенной конкуренции цена -заданная величина, а на рынке несовершенной конкуренции товаропроизводитель стремится удержать цену при увеличении объемов производства.