Основные принципы развития рыночной экономики.
1. Эко-ая свобода дея-ти субъектов экономики, т.е.свободу присвоения условий и результатов труда, свободу выбора форм и видов дея-ти (не запрещенных законом).
2. Всеобщность рыночных отношений. Суть в проникновении и распространении рыночных отношений на все сферы общ-ого производства. Рыночные отношения в определенной степени присущи всем нерыночным системам, точно так же, как в любой рыночной системе существуют такие нерыночные процессы и явления, как натуральное хоз-во, гос-ое регулирование рыночных процессов. экономику явл. рыночной, когда в ней преобладают товарно-денежные отношения. В целом реализация в том, что:
а) объектом купли-продажи явл. не только предметы потребления, но и средства производства (машины, оборудование, здания, сооружения, жилье, земля, природ.ископ.);
б) кроме того, в рыночной экономике осуществляется купля-продажа денег, валюты, ценных бумаг и имущественных прав;
в) рыночные отношения распространяются на рабочую силу;
г) в область рыночных отношений попадают духовные, культурные ценности, информационная продукция.
В сферу рыночных отношений входят все ценности, созданные человеком и природой.
3. Равноправие рыночных субъектов. Любая рыночная экономика представлена многообразными субъектами (отдельные физические лица, коллективы предприятий, группы людей, регионы, государства и т. д.).
Предоставить равные права индивиду, фирме, гос-ву просто невозможно и нецелесообразно (разные функции). Однако с т.з. используемой формы собственности все субъекты экономики должны быть равноправны. Абсолютного равноправия субъектов с различной формой собственности быть не может (у всех разные возможности). Речь идет о том, чтобы не создавать для одной формы собственности особо льготных условий, а другие формы собственности ставить в заведомо невыгодное положение.
4. Свободное ценообразование. Суть - цена не скована внешними ограничениями, а формируется на основе взаимного и добровольного соглашения продавца и покупателя, в соответствии с законом спроса и предложения. В рыночной экономике наоборот: ведущая роль принадлежит рыночным, затем договорным, затем гос-ым ценам в отличие от централизованной системы.
Свободная рыночная цена имеет эко-ую основу: формируется на основе затрат, полезности, спроса и предложения.
5. Саморегулирование хоз-ной дея-ти. В любой эко-кой системе имеют место как прямые (директивные, неэквивалентные) хоз-ые связи, так и косвенные (рыночные, эквивалентные, опосредуемые куплей-продажей). Если преобладают первые, то это командно-административная система, а если вторые - рыночная. Эти два начала реализуются через план и рынок. Плановые отношения существуют внутри фирм, а также в сфере гос-ого регулирования. Рыночные - реализуются между субъектами экономики: фирмами, домохозяйствами и в ряде случаев между фирмами и гос-ом.
Рыночной экономике свойственен механизм саморегулирования экономики. Он реализуется через цены, спрос и предложение, конкуренцию.
Здесь действует закон «невидимой руки», который без вмешательства гос-ва через цены, спрос и конкуренцию регулирует производство.
6. Принципы договорных отношений. В командно-административной экономике эко-кие отношения между субъектами экономики определяются гос-ыми планами и программами, которые предписывают фирмам, учреждениям, организациям их поведение в сферах производства, распределения, обмена и потребления. Рыночная экономика - это экономика договорных отношений, т.е. отношения между субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления формируются на основе доброволь-
ного волеизъявления сторон и закрепляются соглашением, контрактом, соблюдение которого сторонами обязательно и регламентируется законом.
7. Эко-кая ответственность субъектов. В рыночной экономике субъекты в зависимости от организационно-правовой их формы несут полную или долевую, ответственности за результаты своей дея-ти. Они отвечают:
- перед законом за соблюдение правил предпринимательской дея-ти, за соблюдение социальных гарантий по труду, за экологию;
- перед партнерами по бизнесу, а также перед наемными работниками и потребителями;
- перед общественностью (профсоюзами, потребителями и др. общ-ыми организациями).
8. Самофинансирование. Предприниматель своими доходами должен возмещать свои расходы на производство и сбыт продукции, получать доход (прибыль), необходимый для обеспечения собственного существования и накопления средств, для расширенного воспроизводства.
9. Конкуренция. Суть - в условиях свободы предпринимательства, а также в связи с антимонопольной политикой гос-ва один и тот же продукт производится многими производителями. Конкуренция - это мощный стимул развития рыночной экономики, поскольку каждый предприниматель стремится обеспечить наиболее низкие индивидуальные затраты труда, чем его конкуренты.
!10. гос-ное регулирование экономики. Необходимость этого принципа обусловлена следующими факторами:
а) обеспечение эко-ого пространства, общенациональной направленности и сбалансированности развития экономики;
б) организация производства общ-х товаров, создание системы соц.гарантий населению;
в) без гос-ого регулирования вступают в силу стихийные регуляторы производства, в результате чего общ-ое развитие сопровождается значительными издержками, что проявляется в кризисах;
г) там, где нет реального гос-ого управления, царят произвол, насилие, мафия и рэкет.
Классификация рынков.
1. По степени ограничения конкуренции, т.е.от безграничной к чистой монополии:
- рынок совершенной конкуренции;
- рынок монополистической конкуренции;
- олигополистический рынок;
- рынок чистой монополии.
2. По пространственному признаку
местные, региональные, национальные, мировые.
3. По хар-ру продаж рынки:
оптовый, розничный, фьючерсный ( контрактные).
4. По уровню насыщения товаром
а) равновесный, б) избыточный, в) дефицитный.
б) и в) ассоциируют с рынком производителя и рынком потребителя
Рынок производителя хар-тся дефицитом товаров и услуг,, цены на нем диктует производитель.
Рынок потребителя - избыточный рынок. Господство гибкого спроса. Нужно удовлитворить потребности потребителя, чтоб получить прибыль.
5. По степени регулируемости рынки
- нерегулируемый, включает нелегальный рынок,нелегальный рынок включает теневую экономику, для которой хар-на торговля с нарушением закона., еще включает черный рынок- подпольная торговля запрещенными законом товарами.
- регулируемый, хар-ен для системы смешанной экономики. Основные производственные процессы регулируются рыночным механизмом,а гос-во следит за выполнением предпринимательской дея-ти
-централизованно управляемый, все находится под контролем гос-ва, при господстве гос-ой собственности.
6. По виду представленного на рынке товара
- рынок продовольственных товаров
- рынок непродовольственных товаров
- рынок услуг,
б) рынок земли.
7. Особое место занимает в экономике финансовый рынок.
а) фондовфй рынок, который включает рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов, б) денежный рынок, где продаются и покупаются краткосрочные взаимные ссуды финансовых учреждений
в) фьючерский рынок, или рынка срочных контрактов;
8. Информационный рынок.
В современных условиях, т.е. в условиях формирования информационной, постиндустриальной систем, сформировался в промышленно развитых странах социальный рынок. Основа- интегрированная собственность (объединение различных форм собственности, без доминирования к-л), цель-обеспечение человеческих способностей, как личности.