Основные принципы развития рыночной экономики.

1. Эко-ая свобода дея-ти субъектов экономики, т.е.свободу присвоения условий и результатов труда, сво­боду выбора форм и видов дея-ти (не запрещенных законом).

2. Всеобщность рыночных отношений. Суть в проникновении и распространении рыночных отно­шений на все сферы общ-ого производства. Рыночные отношения в определенной степени присущи всем нерыночным системам, точно так же, как в любой рыночной системе существуют такие нерыночные процессы и явления, как на­туральное хоз-во, гос-ое регулирование рыночных процессов. экономику явл. рыночной, когда в ней преобладают товарно-денежные отношения. В целом реализация в том, что:

а) объектом купли-продажи явл. не только предметы по­требления, но и средства производства (машины, оборудование, зда­ния, сооружения, жилье, земля, природ.ископ.);

б) кроме того, в рыночной экономике осуществляется купля-продажа денег, валюты, ценных бумаг и имущественных прав;

в) рыночные отношения распространяются на рабочую силу;

г) в область рыночных отношений попадают духовные, куль­турные ценности, информационная продукция.

В сферу рыночных отношений входят все цен­ности, созданные человеком и природой.

3. Равноправие рыночных субъектов. Любая рыночная эконо­мика представлена многообразными субъектами (отдельные физиче­ские лица, коллективы предприятий, группы людей, регионы, госу­дарства и т. д.).

Предоставить равные права индивиду, фирме, го­с-ву просто невозможно и нецелесообразно (разные функции). Однако с т.з. используемой формы собственности все субъекты экономики должны быть равноправны. Абсолютного равноправия субъектов с различной формой собственности быть не может (у всех разные возможности). Речь идет о том, чтобы не создавать для одной формы собственности особо льготных условий, а другие формы собственно­сти ставить в заведомо невыгодное положение.

4. Свободное ценообразование. Суть - цена не скована внешними ограничениями, а форми­руется на основе взаимного и добровольного соглашения продавца и покупателя, в соответствии с законом спроса и предложения. В рыночной экономике наоборот: ведущая роль принадлежит рыночным, затем договорным, затем гос-ым ценам в отличие от цен­трализованной системы.

Свободная рыночная цена имеет эко-ую основу: формируется на основе затрат, полезности, спроса и предложения.

5. Саморегулирование хоз-ной дея-ти. В любой эко-кой системе имеют место как прямые (директивные, не­эквивалентные) хоз-ые связи, так и косвенные (рыночные, эквивалентные, опосредуемые куплей-продажей). Если преобладают первые, то это командно-административная система, а если вторые - рыночная. Эти два начала реализуются через план и рынок. Плано­вые отношения существуют внутри фирм, а также в сфере гос-ого регулирования. Рыночные - реализуются между субъек­тами экономики: фирмами, домохозяйствами и в ряде случаев между фирмами и гос-ом.

Рыночной экономике свойственен механизм саморегулирова­ния экономики. Он реализуется через цены, спрос и предложение, конкуренцию.

Здесь действует закон «невидимой руки», который без вмеша­тельства гос-ва через цены, спрос и конкуренцию регулирует производство.

6. Принципы договорных отношений. В командно-администра­тивной экономике эко-кие отношения между субъектами экономики определяются гос-ыми планами и программа­ми, которые предписывают фирмам, учреждениям, организациям их поведение в сферах производства, распределения, обмена и потреб­ления. Рыночная экономика - это экономика договорных отношений, т.е. отношения между субъектами по поводу производства, распре­деления, обмена и потребления формируются на основе доброволь-

ного волеизъявления сторон и закрепляются соглашением, контрак­том, соблюдение которого сторонами обязательно и регламентирует­ся законом.

7. Эко-кая ответственность субъектов. В рыночной экономике субъекты в зависимости от организационно-правовой их формы несут полную или доле­вую, ответственности за результаты своей дея-ти. Они отве­чают:

- перед законом за соблюдение правил предпринимательской дея-ти, за соблюдение социальных гарантий по труду, за эко­логию;

- перед партнерами по бизнесу, а также перед наемными ра­ботниками и потребителями;

- перед общественностью (профсоюзами, потребителями и др. общ-ыми организациями).

8. Самофинансирование. Предпри­ниматель своими доходами должен возмещать свои расходы на про­изводство и сбыт продукции, получать доход (прибыль), необходи­мый для обеспечения собственного существования и накопления средств, для расширенного воспроизводства.

9. Конкуренция. Суть - в условиях свободы предпринимательства, а также в связи с антимо­нопольной политикой гос-ва один и тот же продукт произво­дится многими производителями. Конкуренция - это мощный стимул развития ры­ночной экономики, поскольку каждый предприниматель стремится обеспечить наиболее низкие индивидуальные затраты труда, чем его конкуренты.

!10. гос-ное регулирование экономики. Необходимость этого принципа обуслов­лена следующими факторами:

а) обеспечение эко-ого пространства, общенацио­нальной направленности и сбалансированности развития экономики;

б) организация производства общ-х товаров, созда­ние системы соц.гарантий населению;

в) без гос-ого регулирования вступают в силу сти­хийные регуляторы производства, в результате чего общ-ое развитие сопровождается значительными издержками, что проявля­ется в кризисах;

г) там, где нет реального гос-ого управления, царят произвол, насилие, мафия и рэкет.

Классификация рынков.

1. По степени ограничения конкуренции, т.е.от безграничной к чистой монополии:

- рынок совершенной конкуренции;

- рынок монополистической конкуренции;

- олигополистический рынок;

- рынок чистой монополии.

2. По пространственному признаку

местные, региональные, национальные, мировые.

3. По хар-ру продаж рынки:

оптовый, роз­ничный, фьючерсный ( контрактные).

4. По уровню насыщения товаром

а) равновесный, б) избыточный, в) дефицитный.

б) и в) ассоциируют с рынком производителя и рынком потребителя

Рынок производителя хар-тся дефицитом товаров и услуг,, цены на нем диктует производитель.

Рынок потребителя - избыточный рынок. Господство гибкого спроса. Нужно удовлитворить потребности потребителя, чтоб получить прибыль.

5. По степени регулируемости рынки

- нере­гулируемый, включает нелегальный рынок,нелегальный рынок включает теневую экономику, для которой хар-на торговля с нарушением закона., еще включает черный рынок- подпольная торговля запрещенными законом товарами.

- регулируемый, хар-ен для системы смешанной экономики. Основные производственные процессы регулируются рыночным механизмом,а гос-во следит за выполнением предпринимательской дея-ти

-централизованно управляемый, все находится под контролем гос-ва, при господстве гос-ой собственности.

6. По виду представленного на рынке товара

- рынок продовольственных товаров

- рынок непродоволь­ственных товаров

- рынок услуг,

б) рынок земли.

7. Особое место занимает в экономике финансовый рынок.

а) фондовфй рынок, который включает рынок ценных бу­маг и рынок ссудных капиталов, б) денежный рынок, где продаются и покупаются краткосроч­ные взаимные ссуды финансовых учреждений

в) фьючерский рынок, или рынка срочных контрактов;

8. Информационный рынок.

В современных условиях, т.е. в условиях формирования информационной, постиндустриальной систем, сформировался в промышленно развитых странах социальный рынок. Основа- интегрированная собственность (объединение различных форм собственности, без доминирования к-л), цель-обеспечение человеческих способностей, как личности.

Наши рекомендации