Предмет, задачи, функции и методы экономической теории.

Основные экономические школы.

Меркантилизм

Школа меркантилистов стала первой школой, выразившей интересы купечества в развитии мировой торговли – учение протекционизма. Время меркантилизма XVI-XVIII вв. в 1615г. Антуан де Монкретьен публикует «Трактат политической экономии», давший название будущей науке. Целью исследования меркантилистов (А. Сера, Т. Мен, С. Фортрей) были поиски источников буржуазного богатства, объектом наблюдений стала капиталистическая торговля, а предметом пристального внимания – движение денег и товаров между отдельными странами. Меркантилисты не были пассивными наблюдателями, они пытались активно воздействовать на экономическую жизнь с помощью абсолютистского государства. В своём развитии меркантилизм прошёл два этапа. Ранние меркантилисты, сторонники денежного баланса, выступали против вывоза золота и серебра из страны. Поздние меркантилисты, сторонники системы торгового баланса, допускали вывоз драгоценных металлов, если в целом в торговле достигается положительное сальдо. Они выступали за промышленную переработку сырья и использование выгод транзитной торговли. Их взгляды уже отражают интересы не только купеческого, но и промышленного капитала. Литература меркантилизма носила главным образом эмпирический, практический характер

Физиократы

Формирование классической политической экономики было подготовлено развитием капитализма. Такими учёными как Уильям Пети в Англии и Пьером Буагильбером во Франции были предприняты попытки свести стоимость к труду и тем самым сделали решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости. Поэтому представители французской классической политической экономии – физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго и др.), источник прироста капитала искали в земледелии, а «чистый доход» рассматривали как дар природы. Глава школы физиократов Франсуа Кенэ заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель. Её основу составляло движение совокупного общественного продукта между тремя классами граждан нации: классом земельных собственников, производительным классом (к которому он относил земледельцев) и непроизводительным классом (к которому он относил всех лиц, не связанных с земледелием).

Классическая школа

Начала своё развитие в XIX веке. Полное название «Классическая школа буржуазной политэкономики». Её представители: А. Смит, Д. Риккардо. Адам Смит выяснил условия производства и накопления богатства. В основе его концепции лежит идея «неуравнительного равенства». Каждый человек уникален, он обладает данными от природы способностями. Эти различия индивидов становятся общественно значимыми благодаря обмену и торговой деятельности. Их односторонность и ограниченность превращается в их достоинство, так как специализация повышает производительность труда. Обмен, минимизируя издержки, заставляет людей становиться «глубокими специалистами в узкой области». А. Смит придавал решающее значение разделению труда как основному фактору повышения производительной силы. Мануфактурный труд, отмечал он, дробит единый процесс труда на мельчайшие операции, значительнее упрощая их. А вот в сфере внимания Давида Риккардо находится уже не сфера производства, а сфера распределения. Он открыто формулирует экономическую противоположность классов буржуазного общества – капиталистов и пролетариата. Заслуга Д. Риккардо заключается в том, что он попытался построить систему категорий политический экономии на основе трудовой теории стоимости. Однако полностью выдержать монистический принцип ему не удалось. На смену монистической концепции приходит плюралистическая концепция факторов производства, фактически похоронившая трудовую теорию стоимости.

4. Социалистические школы
а) утопический социализм

а)Возник в 19 веке. Представители: К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Цель: разработка такой теории, которая помогла бы облегчить условия жизни людей в обществе. В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Утописты выдвинули принцип распределения «по способностям», изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Утописты-социалисты говорили о грядущем уничтожении разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о планировании производства, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и так далее. У них ничего не вышло.
б) марксизм
представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. К. Маркс и Ф. Энгельс первоначально разделяли идеи революционного романтизма. Карл Маркс ставил перед собой задачу рассмотреть систему категорий и законов капиталистического способа производства с позиции рабочего класса. К. Маркс и Ф.Энгельс не ограничивались исследованием капитализма. На протяжении всей жизни они изучали докапиталистические способы производства, высказывали ряд интересных мыслей о будущей коммунистической формации и тем самым заложили основы политической экономии в широком смысле слова. Политическая экономия стала рассматриваться как наука, изучающая производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций. Центральное место в работах В.И. Ленина занимает теория товарного производства. Он показал, что политическая экономия изучает не только наиболее развитые страны, но и переходные отношения от одного способа к другому и даже различные варианты (модели) такого перехода.

Маржинализм

Маржинализм (англ. marginal – предельный) – направление в экономической науке, представители которого анализируют экономические процессы с позиций индивидуальных предпочтений участников. На основе индивидуальных оценок выгод и издержек строится система ценностей и обосновывается существо основных категорий (цены, спроса, издержек и т.п.). Начало развитию данного направления положили основатели австрийской школы. Отличительная черта маржинализма – сочетание теоретического анализа с разработками прикладного характера. Маржинализм широко использует математический аппарат, методологию и выводы прикладных разделов науки. Представители направления: Кнут Викселль, Джон Нейман, Оскар Моргенштерн.

Неоклассика

Неоклассическая школа – ведущее направление в современной западной, прежде всего, англо-американской экономической науке. Неоклассики занимаются многоаспектным анализом регулируемой рыночной экономики, используя в качестве одного из главных инструментов экономические модели. В первую очередь их интересуют проблемы ценообразования, взаимодействия спроса и предложения на различных рынках. Свое начало подобный подход берет от работ Альфреда Маршалла, которого считают основоположником неоклассической школы. В настоящее время неоклассическое направление включает экономистов, разрабатывающих различные проблемы и представляющих различные школы. К неоклассикам относят, например, П. Самуэльсона, М. Фелдстайна. Объединяющим моментом служит не столько предмет исследования или концептуальные выводы, сколько общность методологических основ, разработка различных аспектов «чистой» экономической теории, имеющей, как правило, прикладное значение, выход на практику.

Кейнсианство

Концепцию, выдвинутую и разработанную в 30-х гг. Джоном Мейнардом Кейнсом, называют теорией эффективного спроса. Основная идея заключается в том, чтобы посредством стимулирования спроса воздействовать на производство и предложение товаров, снизить безработицу. В отличие от классиков, считавших, что рыночный механизм способен к саморегулированию и выравниванию диспропорций между спросом и предложением, Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику. Современное посткейнсианство – это не одна, а несколько макроэкономических теорий, в известной мере отличающихся выбором целей и средств макроэкономической политики. Основным инструментом регулирования спроса современные кейнсианцы считают не бюджетную, а денежно-кредитную политику; признается целесообразным использование средств регулирования доходов. Представители этого направления: Джоан Робинсон – посткейнсиаиство; Дж. Стиглиц – новое кейнсианство.

Институцианализм

Институцианализм сформировался как специфическое течение политической экономии сначала в США, а затем в западноевропейских странах. В отличие от «ортодоксов» – неоклассиков, институционалисты стремятся разработать теорию, объясняющую процессы развития человеческого общества в виде единого целого. Анализ экономических процессов тесно связывают с анализом социальных, правовых, политических, организационных, психологических и других общественных отношений. Джон Гэлбрейт, Ян Тинберген и другие представители институционализма рассматривают общество не как отлаженную и фиксированную систему, а как постоянно обновляющуюся и развивающуюся. Они стремятся уяснить процесс общественной эволюции и представить некоторые черты грядущего постиндустриального общества.

9. НЕОКОНСЕРВАТИЗМ - модель экономического развития, пришедшая в середине 1970-х гг. в ведущих странах Запада на смену кейнсианству. Эта модель исходит из постулатов неоклассической экономической теории, рассматривающей механизм рыночного саморегулирования экономики как наиболее эффективный.

Спрос, функция спроса

Спрос (Demand) показывает какое количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить в данный момент времени по каждой предложенной на рынке цене.

Следует различать термины «спрос» и «величина спроса».

Величина спроса – это количество товара, которое потребители хотят и могут себе позволить (готовы) приобрести по данной конкретной цене. Следует отметить важное условие, что под спросом мы понимаем только то количество товара, которое способен приобрести покупатель. Таким образом, мы всегда говорим о платежеспособном спросе.

Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: обычно чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.

Экономисты называют спросом количественную величину, меняющуюся в зависимости от разных условий, называемых факторами спроса .

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:

Цена данного товара (Р);

Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Р s , Р c );

Текущие доходы потребителей ( I );

Вкусы и предпочтения потребителей ( Z );

Объективные (внешние) условия потребления ( N );

Информация о рынке и товаре, в том числе и реклама ( Inf );

Запасы товара ( R );

Период времени, в том числе и сезонность потребления ( T );

Ожидания потребителей (Е).

Спрос, конечно, зависит от многих переменных, и здесь перечислены лишь основные факторы.

Зависимость спроса от различных факторов называется функцией спроса:

Q d = f (Р, Р s 1 … Р s n , Р c 1 …Р c m , I , Z , N , Inf , R, T, E ), где Q d - объем спроса.

В наиболее простом случае функцию спроса выражают исключительно от цены на товар, как от основного фактора, влияющего на спрос:

Q d = f ( P )

Линейную функцию спроса (т.е. когда она представлена в виде прямой на графике) математически можно записать следующим образом:

Предмет, задачи, функции и методы экономической теории. - student2.ru , где

a – максимально возможный спрос на рынке на данный товар,

b – зависимость изменения спроса от изменения цены (одновременно отражает и угол наклона кривой спроса),

p – цена на товар.

Знак «минус» показывает, что функция спроса имеет убывающий вид.

Также спрос и, соответственно, функцию спроса можно выразить графически:

Предмет, задачи, функции и методы экономической теории. - student2.ru

Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса - это изменение величины спроса при изменении цен, т.е. количества товара, которое готовы приобрести покупатели. Изменение спроса – это смещение самой кривой спроса, преимущественно оно отражает влияние неценовых факторов (исключением является изменение цен на связанные товары). Например, увеличение доходов потребителей вызывает смещение кривой спроса вправо.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

снижение цены увеличивает число покупателей,

расширяет их покупательную способность,

делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.

Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению спроса (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает).

Взаимосвязь цены и спроса можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f ( Q ) – это обратная функция спроса. Линейная функция спроса будет выглядеть, как

Предмет, задачи, функции и методы экономической теории. - student2.ru .

Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.

Кривая «цена-потребление»

Предмет, задачи, функции и методы экономической теории. - student2.ru

Кривая индивидуального спроса на товар х.

(х – нормальное благо)

Рыночный спрос – это общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене товара.

Кривая рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса на товар х.

Предмет, задачи, функции и методы экономической теории. - student2.ru

Нормальная прибыль.

В самом общем виде издержки производства ( С) – это затраты на производство продукции. Издержки производства являются одновременно и простой и очень сложной категорией. Простой, потому что само значение слова «издержки» подсказывает, что это то, во что обходится предпринимателю и фирме организация производства, а сложной – потому что существует ряд методологически разных подходов к определению сущности, классификации и величины издержек. Прежде всего, необходимо остановиться на особенностях бухгалтерской и экономической характеристики издержек.

Для производства товара фирма использует как покупные, так и собственные экономические ресурсы.

Денежные средства, которые фирма платит внешним поставщикам, приобретая у них факторы производства, составляют ее фактические, явные или бухгалтерские издержки. Бухгалтер определяет издержки как фактические затраты фирмы на приобретение факторов производства у поставщиков. Они проходят через бухгалтерские документы и этим приобретают явную форму. К ним относят оплату сырья и материалов, оплату транспортных, финансовых, юридических услуг, заработную плату наемным рабочим, налоги и прочие расходы.

С собственными экономическими ресурсами фирмы связаны ее неявные издержки , учет которых принципиально отличает экономический подход от бухгалтерского. Поскольку фирма отказалась от использования собственных факторов производства в альтернативных целях, то ее неявные издержки оцениваются как сумма максимального упущенного дохода от этих факторов производства в наилучшем из исключенных вариантов. Так, если собственник фирмы одновременно является ее управляющим, использует собственный капитал и принадлежащее ему помещение, то к неявным издержкам фирмы можно отнести:

упущенную заработную плату , которую он мог бы получать в другой фирме в качестве наемного работника;

упущенный рентный доход , который он мог бы получать, сдавая в аренду собственное помещение;

упущенный процентный доход на собственный капитал, который он мог бы иметь, положив деньги в банк;

упущенный предпринимательский доход , то есть прибыль, которую он мог бы получать в любой другой отрасли, организовав там свой бизнес.

Для собственника все издержки – явные и неявные – являются альтернативными, так как существуют альтернативные варианты использования ресурсов, вложенных им в фирму. Экономические издержки представляют собой платежи всем собственникам экономических ресурсов, достаточные для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от альтернативных вариантов использования.

С эк. = С бухг. + С неявн.

Таким образом, бухгалтерский подход отражает традиционное понимание издержек, но он не отражает того важного обстоятельства, что экономические ресурсы редки и ограниченны, а, следовательно, не учитывает необходимость их эффективного использования. Экономический подход основан на выявлении того, какой максимальный доход можно было бы получить при альтернативном использовании израсходованных фирмой факторов производства.

Экономический интерес фирмы связан с прибылью ( profit), которая определяется как разница между доходом фирмы от продажи продукции и ее совокупными издержками:

Предмет, задачи, функции и методы экономической теории. - student2.ru

В финансовых отчетах фирмы рассчитывается бухгалтерская прибыль, информация о которой необходима собственникам (акционерам), управляющим, инвесторам, налоговым органам, для принятия решений. Прибыль бухгалтерская определяется как разница между валовым доходом и явными издержками фирмы:

Величина экономической прибыли является ориентиром при принятии управленческих решений о целесообразности деятельности фирмы в данной отрасли. Экономическая прибыль считается как разница между совокупным доходом и всеми издержками фирмы:

Предмет, задачи, функции и методы экономической теории. - student2.ru = p бух. > p эк. на величину неявных издержек.

Нормальная прибыль – это минимальный доход, необходимый для того, чтобы удержать предпринимателя в данной отрасли. Нормальная прибыль является элементом неявных издержек. Если p эк. = 0, то это означает, что предприниматель получает только нормальную прибыль, которая позволяет удержаться ему в рамках данного направления деятельности. Предмет, задачи, функции и методы экономической теории. - student2.ru

Практика сдерживания цен.

Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента.

Механизм такой практики – фирмы оценивают возможные минимальные средние издержки потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня.

Ценообразование по принципу «издержки плюс».

Такое ценообразование означает, что при определении цены олигополист сначала оценивает свои средние переменные издержки (AVC) при некотором плановом уровне производства, а затем добавляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли.

Классификация инфляции.

1.По характеру (форме проявления) инфляционного процесса:

А)Открытая инфляция – ничем не сдерживаемый, свободный и продолжительный рост цен. Она характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

Б) Скрытая, или подавленная инфляция-государство устанавливает жесткий контроль над ценами в условиях товарного дефицита. При этом допускается снижение качества продукции без уменьшения цен на нее, искусственно завышаются цены на якобы новые изделия. Одновременно растут цены на черном рынке. В данном случае обесценение денег выражается в дефицитах и очередях.

В) Инфляционный шок– одномоментное, резкое повышение цен. Оно может дать толчок для открытого ускоренного подъема уровня цен.

2. По сфере распространения:

А) Локальная инфляция – рост цен происходит в границах одной страны.

Б) Мировая инфляция – охватывает группу стран или всю глобальную экономику.

3. По темпам повышения (роста) цен:

А) Ползучая или умеренная инфляция – цены поднимаются постепенно, но неуклонно, при умеренном темпе (примерно на 10 % в год). Стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. В промышленно развитых странах ее рассматривают как элемент нормального функционирования экономики, который не вызывает особого беспокойства.

Б) Галопирующая инфляция – характеризуется быстрым ростом цен (от 10 до 100-200 % в год). Такой темп может вызвать тяжелые экономические и социальные последствия (падение производства, закрытие многих предприятий, снижение уровня жизни населения и т.п.), контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются.

В) Гиперинфляция –Деньги перестают адекватно выполнять свои функции, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия. Гиперинфляция парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.

4. По степени сбалансированности роста цен:

А) Сбалансированная инфляция, при которой цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными. В этом случае соответственно ежегодному росту цен возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами.

Б) Несбалансированная инфляция, при которой цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

5. По степени ожидания роста цен:

А) Ожидаемая инфляция, которая может быть спрогнозирована на какой-либо период, или «запланирована» правительством.

Б) Неожидаемая инфляция, которая характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения. В такой ситуации, если в экономике уже существовали инфляционные ожидания, то внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.

Измерение инфляции.

Для измерения темпов инфляции в экономике широко используются индексы, и в частности, индексы цен. Наиболее распространенными являются:

1. Индекс стоимости жизни (индекс цен потребительских товаров);

Индекс цен = Цена рыночной корзины в данном году • 100 %
Цена рыночной корзины в базовом году

2. Индекс оптовых цен (индекс цен товаров производственного назначения);

При исчислении индекса оптовых цен (индекса цен товаров производственного назначения) рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке. Два названных индекса тесно взаимосвязаны, так как рост промышленных товаров и услуг в конечном итоге ведет к росту розничных цен.

3. Дефлятор ВНП – рассчитывается для набора товаров в текущем году

Дефлятор ВНП = Номинальный ВНП • 100 %
Реальный ВНП

В настоящее время существуют три основных направления в теории инфляции: кейнсианская теория инфляции, вызванной избыточным спросом; монетаристская количественная концепция; теория чрезвычайных издержек.

Кейнсианская теория инфляции, вызванной избыточным спросом. Представители этой теории (Цж. М. Кейнс и Б. Хансен) исходят из анализа доходов и расходов хозяйствующих субъектов и влияния их на увеличение спроса. Они считают, что увеличение спроса со стороны государства и предпринимателей приводит к росту производства и занятости.

Монетаристская концепция инфляции. Представители данного направления (М. Фридмен и др.) рассматривают инфляцию как денежный феномен, т.е. результат избыточного количества денег в обращении. С этой целью они сопоставляют индексы денежной массы и физического объема ВНП. Здесь деньги играют активную роль, т.е. денежная масса «создает» спрос.

Теория инфляции, вызванной чрезмерными издержками производства (Д. М. Кейнс, У. Торн, Р. Куэн). Эта теория объясняет рост цен увеличением издержек производства. Она тесно связана с концепцией Кейнса, который считал, что если первая стадия инфляции (полуинфляция) представляет собой инфляцию спроса, то вторая стадия (подлинная инфляция) — результат инфляции издержек производства.

Предмет, задачи, функции и методы экономической теории.

Экономическая теория – это системное научное изложение экономической деятельности людей посредством экономических категорий, законов, закономерностей, представленная определёнными концепциями.

Предмет экономической теории – это наука о деятельности, связанной с денежными средствами, наука об использовании ограниченных ресурсов, наука о производстве и потреблении, наука о богатстве, наука о повседневной деятельности жизни людей. (Самуэльсон)
В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

Всеобщие методы. В экономической теории применяются два противоположных всеобщих (философских) метода – метафизический и диалектический.

Метафизический метод рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости.

Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку имеет следующие особенности:

1. он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

2. он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

3. он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов).

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

А) Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

Б) Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

В) Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

Г) Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

Д) Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

Е) Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

В группе частных приемоввыделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

Наши рекомендации